Что такое ДМ?Итак, куда же вы попали? На главной страничке написано (причем в самом низу, так что не сразу найдешь еще) вот это: «Проект DungeonMaster.ru посвящен всем, кто не равнодушен к ролевым играм и системе Dungeons&Dragons в особенности. Если Вы хотите отправиться в небольшое приключение - смело присоединяйтесь к игре либо создайте свою собственную. Вести игроков сквозь хитросплетения сюжета своего модуля или непосредственно окунуться в виртуальную реальность - выбор за Вами!» А дальше различные преимущества. Все правильно. Это в самом деле так.
Но есть одно «но». Все-таки целевая аудитория ДМ – люди, имеющие хоть какое-то представление о форумных ролевых играх или обладающие достаточными познаниями в этимологии, чтобы сложить два и два.
Для всех остальных, кто попал на этот сайт по приглашению бестолкового друга или по гугловскому «мне повезет» или вообще не помнит, как он добрался до этого закоулка Сети, парочка определений под катом.
Ролевая игра - это игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.
В наше время различают несколько типов ролевых игр: это ролевые игры живого действия, настольные ролевые игры и форумные ролевые игры. Живое действие (или полевые игры, «полевки») – это наиболее широко известный тип ролевых игр, думаю, каждый из нас слышал про сумасшедших ребят в картонных доспехах, с деревянными мечами, которые считают, что они эльфы и что скоро настанет конец света. Так вот, от этого негатива стоит отказаться, поскольку, во-первых, ДМ нисколько не связан с полевками, а во-вторых, на самом деле среди этих ребят преимущественно попадаются вполне адекватные люди, которые так «выпускают пар». И доспехи у них чаще всего из настоящей стали, и мечи у них очень больно бьют и не каждый их поднять сможет. А что касается магии и эльфов – так это неизбежная экзотика, которую нам еще с вами предстоит понять.
Настольные ролевые игры – самые, пожалуй, широко распространенные среди самих ролевиков. В самом деле, кому хочется тратить кучи денег на шмот, потом вырывать из своего, вне всякого сомнения, напряженного графика несколько дней, чтобы помахать мечами, когда есть возможность, пусть и не в буквальном смысле, сделать это дома. «Настолки», как это следует из названия, требуют для себя исключительно стола, компании хороших друзей, небольшого налета энтузиазма и фантазии – в редких случаях немного пива, чаще – бумаги и канцтоваров. На самом деле, это отличное времяпровождение, на которое при должном усердии можно подсадить весь свой круг общения (как, например, это сделал в свое время Ваш покорный слуга). Основная суть настолок – в том, что вместо того, чтобы пробежать десять метров и спрятаться за деревом, нужно просто сказать: «Я пробежал десять метров и спрятался за деревом». Если играющие с вами люди имеют достаточно воображения, они сами себе в голове представят ваше положение, время, которое вы на это потратили и смогут, соответственно, решить для себя, как «поступать» им. В иных ситуациях нельзя однозначно определить результат действия – например, если один игрок хочет ударить другого игрока мечом, он не может просто сказать: «Я отрубил вот ТЕБЕ голову». По крайней мере, не в том идеально честном мире, который нам представляется. Для таких спорных ситуаций, которые на полевках разрешаются обычным мордобоем, люди придумывают игровые системы. Система – это какие-то правила, которые должны разрешать проблемы в однозначном порядке. Как правило, для создания намека на фатум или судьбу в этих системах используются кубики. Именно кубики (додекаэдры, икосаэдры, тетраэдры и прочие аэдры) стали символом настольных ролевых игр.
Однако, поскольку воображение людей разнится, нередко возникает необходимость в помощи третейского судьи. Скажем даже так – в помощи однозначного, неоспоримо авторитетного представителя последней инстанции. Как правило, игроки называют его ГМ (от английского GM – Game Master, Хозяин игры), в некоторых случаях используется ДМ (DM – Dungeon Master, Хозяин подземелья). Как вы уже догадались, эта система – мастер+игроки используется на нашем сайте повсеместно и весьма успешно.
Ну и, наконец, форумные игры.
Форумки. Это то, что вы найдете на этом сайте. На самом деле, форумки – это самая лучшая возможность для тех, кто не вышел мускулатурой держать меч-бастард или кому не хватает времени, помещений и возможностей собираться с друзьями и играть в настолки. Помимо всего прочего, это дает огромный простор для игры – а, собственно, чего я вам сам буду нахваливать, когда на главной странице ДМа уже есть все преимущества.
Итак – если вы думали, что это уже сказка, вы ошибались. Сие было призказкой. А теперь перейдем к самому замечательному на этом сайте – и одновременно рутине – созданию Вашего первого персонажа.
Персонаж:Ну, или не первого. Но если вы вдруг читаете это и уже знаете, что такое персонаж, и с чем его едят, все равно уделите минутку внимания, вдруг услышите что-нибудь новое?
Не зря на той же головной странице ДМа есть известная среди ролевиков цитатка: «Мы в ответе за тех, кого сгенерили!» На самом деле генерацией персонажа называют его проекцию на систему. Некоторые игроки, играющие в тех или иных системах, предпочитают уделять внимание не глубине внутреннего мира персонажа, а, скажем, величине урона в секунду. Таких игроков называют манчкинами и не очень любят. По крайней мере, в большинстве ролевых компаний.
Для настоящих ролевиков, а не технарей-манчкинов, персонаж – это не просто набор цифирок и букавок. Это частичка себя – как минимум. Всегда стоит вкладывать в персонажа нечто больше чем банальное желание поиграть или «во, какой крутой парень получился». Никто, конечно, этого не проверит и оценок не поставит – но мало ли.
Для того, чтобы создать персонажа, вам сначала нужно решить, в каком модуле играть. На странице есть целая колонка:
В этой колонке выписаны названия модулей. Обычно по названию модуля нетрудно догадаться о его тематике, некоторые мастера используют в своих модулях особые маркеры, которые позволяют даже узнать, кто именно является мастером модуля прямо с главной страницы.
Или, например, вот такое название модуля: «Инцидент в космосе» - сразу дает понять, о чем пойдет речь. Речь, очевидно, пойдет о космосе и о чем-то, там произошедшем. Но, как показывает практика, нас внутри может ожидать совсем не то, что нам показалось. Так что не гнушайтесь читать информацию к модулю.
Получить доступ к информации очень просто – достаточно кликнуть по названию модуля. Если название зеленеет – это значит, что модуль был создан совсем недавно. Для Вас это может означать что угодно – все зависит от мастера. Он может выдать первым заявившимся «крутые» роли (например, роли старших офицеров, если речь идет о военной тематике или роль капитана корабля, если дело происходит в космосе – или даже роль джедая в модуле по «Звездным войнам»), может просто ограничить набор первыми заявившимися, поэтому иногда есть смысл поторопиться.
Итак, вы попали на страницу информации
Во-первых, статус игры. Игра может быть в «Наборе игроков» и может «Идти». Есть еще третий вариант: «Игра завершена», но нас пока такие игры не очень интересуют. Прямо под статусом – количество игроков. Это максимальное количество игроков в этой игре. Число определяет мастер, он может свободно его изменять, как ему заблагорассудится.
Как правило, попытка подать в модуль, где уже нет свободных мест, но который еще не начался, столкнется с жесткими требованиями мастера к персонажу, так что если не уверены в том, что хотите играть в таком модуле, лучше не подавайтесь.
Чуть ниже – строка «Мастер», в которой записан ник автора и мастера игры. Если есть желание, можно нажатием ссылки забраться в его личный кабинет и посмотреть все: начиная от портфолио и рейтинга и заканчивая аськой. Когда вы пообвыкнетесь на сайте, будете примерно знать лучших мастеров, а пока можете просто подаваться, куда ни попадя. У нас редко нападают на новичков с ножами и плазменными пистолетами. Хотя и такое, к сожалению, случается.
Еще ниже – ассистент. Это игрок, который будет исполнять функции мастера в его отсутствие или даже присутствие – игрок этот выбирается самим мастером и, как правило, знаком со всем, что касается игры (вплоть до сюжета) или они с мастером просто делят сферы влияния. Как правило, игры с ассистентом идут быстрее и активнее, но бывают лишены целостности, ведь де-факто получается, что мастеров двое, так или иначе они будут конфликтовать. Главное для вас в таких модулях – не попасть между молотом и наковальней.
Следующая строка – система. Есть немалое количество игровых систем, .которым уже за двадцать или даже за тридцать лет от роду. Эти системы обкатаны за времена своего существования и почти всегда готовы предоставить игрокам море возможностей. Хотя не стоит забывать, что это море ограничивается фантазией создателей системы, поэтому свою фантазию тоже стоит впрягать, и если вы видите в поле «Система» что-нибудь типа «DnD + домашние правила» или «oWoD + мастерский произвол», не пугайтесь, скорее всего тут более понятные для изучения и более удобные для игры правила.
Выше прозвучали непонятные аббревиатуры? DnD – Dungeons’n’Dragons, одна из старейших игровых систем, предназначенная, в первую очередь, для игр в мире фэнтази. Для того, чтобы разобраться во всех перипетиях этой системы, достаточно прочитать двухсотстраничную книжку, в которой больше половины места занимают картинки и цифирки. Запоминать все не обязательно, многие мастера сами достают цифирки с неба, не утруждая себя штудированием правил вдоль и поперек. Иногда, особенно когда рядом с буквами DnD стоят еще цифры типа 3,5 или 3 или 2,3435, мастер требует железного подчинения букве закона. Лично для меня такие игры попахивают манчкинизмом и лишены гибкости. Но решение за Вами. Иным такой игровой процесс доставляет немало удовольствия.
oWoD – Old World of Darkness, игровая система от компании White Wolf, которая больше всего внимания уделяет мистике и эзотерике в современности или недалеком прошлом. Мастера любят эту систему, поскольку она напрямую связана с несколькими интересными и популярными игровыми мирами (например, со всякими вампирами и оборотнями) и весьма гибка. Авторы системы прямо в книге правил написали: «Можете взять отсюда все, что вам понравилось и выкинуть остальное».
Далее – строка «Сеттинг». Под этим словом подразумевается мир, в котором происходит действие. Например, для DnD самым популярным таким миром стали Забытые Королевства, которые даже нашли отражение в компьютерной игре Neverwinter Nights. Для oWoD – это, несомненно, Vampires: The Masquerade, наш мир, в котором скрытно обитают вампиры. Этот мир тоже описан в кинематографе – пример в трилогии «Другой мир».
Иногда там может быть написано «Свой» или «Домашний» или «Мастерский бред» - это тоже не должно вас отпугивать. Вполне вероятно, что мастер придумал что-то новое и интересное, и, так как это его мир, он может потратить на него больше сил.
В иных случаях в строке «Сеттинг» вы можете увидеть названия книг или фильмов. Копирайты на это, как правило, не распространяются, и фанаты этих произведений считают своим долгом продолжить приключения любимых героев или просто увести повествование в другую сторону.
Если же в этой строке (как и в «Системе») вы видите что-то совсем уж страшное и незнакомое (SStyle, DotGC, CH, OddHFlkIEoP 2.35412) – не бойтесь спросить об этом мастера через личное сообщение или, например, через обсуждение модуля.
Дальше – теги. Это в первую очередь для упрощения поиска и для лучшего понимания, что же вас ждет. Как правило, с этим проблем не возникает, теги говорят о системе, о сеттинге и об игровом процессе. Например, там может быть написано «Сюжетная», что говорит о том, что игра предусматривает не простой бег по кругу, а четкий или не очень сюжет. Или «Психоделика», что предупреждает беременных и шизофреников держаться от модуля подальше. Или «Без мата» и «Без насилия». Как показывает практика, и мат, и насилие в модулях у нас любят. Дипломированный психолог проехался бы по этому факту вдоль и поперек, но мы его просто отметим – и пойдем дальше.
А дальше у нас – табличка, которая бросается в глаза!
Эта табличка – заявки в модуль. Когда игрок решает, что он не против поиграть в модуле, он оставляет свою заявку, а мастер позднее решает, принять игрока или отправить его на доработку – или просто послать куда подальше.
Но прежде чем подавать заявку, стоит прочитать описание модуля. Оно прямо под табличкой и обычно занимает немало места, но почти всегда необходимо. Если мастер использует свою систему и свой сеттинг, тут могут быть описания обоих. Если мастер хочет добавить какие-то замечания по поводу ожидаемых персонажей, их тоже нетрудно найти.
Теперь, когда вы для себя определили, хотите ли вы играть в выбранном модуле, если у вас есть свободных минут хотя бы двадцать, можете кликать на ссылку слева «Подать заявку» Но если у вас все еще остались вопросы – в том же меню слева есть ссылка на страницу обсуждений, где вы можете задать свои вопросы и обсудить предстоящую или уже идущую игру. Главное – не вылезать за рамки приличия.
Перед вами появилась страничка с кучей полей для заполнения. Почти как при регистрации, только еще хуже. Первое поле – имя. Туда надо писать не ваше имя, а имя персонажа. Того человека/эльфа/пришельца с пятью ногами, которого вы хотите отыгрывать. Далее – раса. Тут, разумеется нужно выбрать, кто он там, не обязательно «негр», «китаец» или «белый хозяин», а, например, «эльф» или «гоблин» или «тиранид» или «темный Эльдар» или еще кто-нибудь.
Чуть ниже – класс. Во многих игровых системах для определения специализации персонажа используется система классов. В этой строке по умолчанию предложены классы из DnD (бард, варвар и иже), но можно выбрать «другой», если вы играете в другой системе или если нужного класса нет в строке, после чего ввести название класса вручную. Как правило, в сеттингах «Настоящее время» или «Реальный мир» в графе класс нужно ввести вид деятельности персонажа: «Пожарный», «Бомж» или что-нибудь еще.
Мировоззрение – это пережиток старых ролевых игр, поскольку в DnD мировоззрение было неразрывно связано с классом и способностями персонажа. На ДМе мировоззрение обычно опускают, просто оставляя неизменным.
Характеристики могут быть в двух вариациях: либо, как показано на картинке, «Плохо-Средне-Хорошо», либо могут быть представлены в виде числовых значений. В первом случае мастер может потребовать, чтобы число «Хороших» и «Плохих» характеристик было одинаковым, во втором – это обычно связано с игровой системой, так что не стоит сразу вслепую заполнять это поле.
Наконец мы дошли до квенты персонажа. Квента – это досье на персонажа, изложенное в любой форме. Это описание его внешности, характера, предпочтений, психологических особенностей, болячек, привычек и всего того, что вам придет в голову. Многие начинающие игроки пытаются перепрыгнуть через голову, создав персонажа противоположного пола или вообще инопланетянина, который думает вверх ногами. Лично мой совет всем начинающим игрокам – не убегать далеко от себя любимого. Даже если вы создаете эльфа, наделите его парочкой черт, присущих именно Вам – так будет проще отыгрывать его и вести себя согласно ситуации.
Разные мастера по-разному относятся к квенте. Иные требуют, чтобы ее общий размер (внешность-характер-история) превышал три альбомных листа, другим достаточно пары строк в каждом поле. В некоторых случаях мастер может предъявить особые требования к квенте («оставьте все поля пустыми» или «квенту я выдам вам сам») – как правило, игра в таких модулях требует какого-никакого опыта, так что тоже хорошенько подумайте, сможете ли вы с этим справиться.
Еще два поля, которые относятся к личности персонажа в несколько меньшей мере: «Навыки» и «Инвентарь». В «Навыках» обычно пишут то, что у Вашего персонажа получается лучше всего. В некоторых системах навыки строго заданы и/или приобретают числовые значения. Стоит посоветоваться с мастером, прежде чем заполнять это поле, вполне вероятно, что он может запретить вашему персонажу навык «Снайперская стрельба с колена» или «Убить всех» в хоррор-модуле.
Инвентарь тоже не так прост. В него сразу стоит записать одежду и мелкие предметы, типа зажигалки/шнурков/мобильного телефона/амулета защиты от Хаоса/книги Дебентиа Абилис или еще чего. А вот оружие и всякие магические штуки лучше всего выпрашивать у самого мастера.
Изображение – это небольшая картинка, которая должна изображать лицо вашего персонажа. Можно порыться в Интернете, выбрать нужный тип внешности и, собственно, вставить ее в квенту. Игрокам во время самой игры будет проще, если они будут ориентироваться не только по именам, но и по изображениям.
Итак, вы потратили на это от пяти минут до трех часов – и перед вами заполненная форма. Теперь вы с легкостью можете отправлять заявку мастеру. Если вы выйдете на страничку «Информации» снова (в меню слева), вы заметите свой ник и имя своего персонажа на табличке, которая бросается в глаза. А справа от имени и класса Вашего персонажа – статус «Заявка на рассмотрении», который может со временем измениться на «Персонаж принят». Регулярно проверяйте личку и обсуждения модуля – возможно, мастер захочет узнать какие-то подробности о вашем персонаже или попросит переделать тот или иной момент. Мастер – царь и бог своего модуля, спорить с ним стоит лишь в том случае, когда точка зрения принципиальна. В остальных случаях – и Вам, и мастеру будет гораздо проще и интереснее играть, если персонаж полностью или почти соответствует требованиям мастера и Вашим личным предпочтениям.
Также в левом меню, под надписью «Мои игры» появилась новая игра. Притом именно та, в которую вы подали заявку.
Вообще, Вы, наверное, обратили внимание, что рядом с названием модуля в меню «Набор игроков» и «Мои игры» стоят два числа через дробь. Например: Туннель в небе (0/31) или Озеро (58/174). Первое число обозначает количество игровых сообщений в модуле, которые Вы еще не прочитали. Второе число – количество сообщений в обсуждениях, которые вы не прочитали. Совсем не обязательно читать все модули на сайте и уж тем более – их обсуждения, но вот модули, в которых Вы играете, есть смысл держать на уровне (0/0).
Игра:Итак, вас приняли в игру, мастер дал знак на старт – и игра началась. Казалось бы, и чего делать? Во-первых, подождать минутку. Часик. Денек. Рано или поздно, мастер выложит вводную и распределит игроков по комнатам. Вводная – это первый пост мастера, который дает игрокам понять, где они находятся, что с ними происходит, и либо требует от игроков активных действий, либо просто дает им возможность оглядеться по сторонам и постепенно войти в ритм игры.
Во-вторых, когда вводная появилась – написать пост. Для новичков свои судьи, но дурным тоном считается писать короткие экстрасодержательные посты. То есть, пост типа «Я подошел к скамейке и сел на нее» - скорее всего, вызовет недовольство среди остальных игроков, если они сами не новички. Всегда есть возможность немного увеличить пост. Например: «Я не спеша подошел к покрытой потрескавшейся краской кособокой скамейке и осторожно присел на краешек. «Скорей бы автобус…» - подумал я».
Не стоит при этом подобно дураку из поговорки разбивать себе лоб. Если вы в самом деле просто сели на скамейку, а ваш пост при этом напоминает скорее отдельную повесть, остальные игроки воспримут это не вполне адекватно.
В форме отправки сообщения есть еще два поля: «Сообщение мастеру» и «Замечания по игре». В первом можно написать что-нибудь конкретно мастеру, так что прочитать это сможет только он. Как уже было сказано, к мастеру следует проявлять уважение – поэтому, если вы вдруг заметили у него ошибку или нестыковку, не следует выпрыгивать из штанов и радостно орать об этом на всю округу. Воспользуйтесь личными сообщениями или этим полем, чтобы обратить на ошибку внимание мастера.
Замечания по игре – это те вещи, которые вы хотели бы узнать от мастера, но которые не всунешь просто так в пост. Например:
Мастер:«Ты стоишь на железнодорожном вокзале. В руке у тебя билет на автобус. Рядом пустая скамейка».
Игрок:«Я не спеша подошел к покрытой потрескавшейся краской кособокой скамейке и осторожно присел на краешек. «Скорей бы автобус…» - подумал я».
Замечания: оглядываюсь по сторонам, пытаюсь вспомнить, когда должен прийти автобус.
Сообщение мастеру: я же на железнодорожном вокзале, откуда тут автобусы?
Есть возможность отправить такое же скрытое сообщение и другому игроку – для этого достаточно воспользоваться тегом private.
Выглядит это так:
[private=”полное имя персонажа игрока”]текст сообщения[/private]. Пока что мастер может читать эти сообщения, поэтому старайтесь обсуждать мастера в личке.
Кубики – как уже было сказано, некоторые системы основаны на разных игровых костях, чтобы добавить в них эффект неожиданности и руку судьбы. В Интернете неудобно швырять кости, поэтому на ДМе составлена небольшая программа, которая выдает случайное число.
По-английски игральная кость – die, поэтому для того, чтобы сказать «восьмигранная игральная кость» используют сокращение d8 (по аналогии, d6 – обычный игральный кубик, d2 – монетка и так далее). Если от вас требуется бросить один кубик несколько раз и сложить результаты, пишут 3d6 или 4d20.
Также вы можете добавить небольшое вложение – это может быть изображение, текстовый файл или что вы там придумаете.
©Odinarius