Просмотр сообщения в игре «NotOnlyDwarf Fortress (тест системы)»

DungeonMaster ЛичЪ
07.06.2019 11:19
Игровые ходы.
Игра разделена на ходы-сезоны. Всего в игровом году четыре сезона - лето, осень, зима и весна соответственно. Игра начинается летом, когда выжить проще всего. Осенью и весной труднее добыть пропитание, да и холоднее, а зимой и вовсе снег и морозы. Обычно на один сезон требуется выбрать основное занятие вашего героя и бросить кубик по соответствующему навыку, а затем принять результат.

Есть пять основных исключений их этого правила - обучение другого персонажа (учителю и ученику доступна работа по этой же профессии в тот же ход), изучение заклятий (можно кастануть изученное заклятие в тот же ход), проектирование построек (доступно участие в строительстве в тот же ход), тренировочные бои либо схватки с врагами (один раз в сезон, можно совмещать с любой другой работой) и воровство (один раз в сезон, можно совмещать с любой другой работой и боями).

Навыки.
Все действия персонажей в игре основаны на проверках навыков.

Разведчик - замечать логова монстров, тайники, приближение врагов.
Воин - сражаться в рукопашной.
Стрелок - стрелять из луков и арбалетов.
Плотник - рубить деревья и делать предметы из них.
Шахтер - добывать руду и камни, рыть подземелья.
Кузнец - обрабатывать металлы, делать металлические предметы.
Каменщик - обрабатывать камни, строить из камня.
Ткач - шить одежду из шерсти, льна, меха, кожи.
Охотник - выслеживать животных, ловить рыбу, собирать дикие растения.
Фермер - выращивать растения, ухаживать за скотом.
Повар - готовить еду.
Алхимик - варить зелья и алкоголь.
Лекарь - ухаживать за ранеными и больными, лечить их.
Ювелир - делать украшения, украшать предметы самоцветами.
Торговец - продавать дороже, покупать дешевле.
Артист - развлекать товарищей, устраивать выступления за деньги.
Вор - прятаться, тайно воровать у товарищей и чужаков.
Дипломат - вести переговоры с чужаками.
Жрец - сила веры и молитвы к Небесам.
Волшебник - владение магией Хаоса.
Некромант - владение магией Тьмы.
Друид - владение магией Природы.

Все навыки имеют градации в размерах кубика - Д4, Д6, Д8, Д10, Д12 - чем больше куб, тем выше шансы на успех. Применение навыка дает возможность один раз в сезон улучшить его - вне зависимости от результата проверки навыка бросьте кубик этого навыка и если выпадет максимальное значение ("4" для Д4, "6" для Д6 и т.д), то навык прокачивается на градацию вверх.

Для улучшения мирных навыков нужно использовать их в работе либо обучаться им по книгам или от учителей, боевые навыки улучшаются за счет участия в бою либо в тренировке-спарринге с другим бойцом. Обучение и спарринги также позволяют сделать один дополнительный бросок на улучшение навыка, помимо основного броска за использование навыка.

Если при проверке навыка выпадает "1", то это обычно означает несчастный случай и потерю здоровья, иногда другие неприятности. Примечание: "единичка" срабатывает, даже если есть бонус к броску! Так что даже лучшие в мире инструменты не спасут вас от трагических инцидентов.

Здоровье и смерть.
По умолчанию все персонажи имеют 8 хитпоинтов здоровья. Если здоровье опускается до нуля и ниже - персонаж умирает. Хитпоинты НЕ могут подниматься выше этого значения.

Если персонаж не голодал, не мерз и не болел в течение сезона, то он медленно восполняет здоровье (+1). Исключение: орки, у них своя, куда более мощная регенерация.

Потребности.
Каждый сезон ваши персонажи:

1) Хотят есть - нужно съесть минимум 1 еды, иначе персонаж будет страдать от голода, теряя Д4 хп в сезон.

2) Хотят иметь дом - если у персонажа нет крыши над головой и нет минимум 1 топлива (дерева или угля), чтобы его согревать, то он получит Д4 хп урона от холода весной и осенью и 2Д4 зимой. Летом, конечно, герой может обойтись и шалашом, но к холодам лучше подготовиться получше. Если в доме живет больше одного персонажа (максимум 4), то настроение обитателей ухудшается (но по крайней мере все они защищены от холода и непогоды).

3) Хотят быть одетыми и обутыми - персонажу нужно один комплект одежды в год, за это время одежда и обувь превращаются в тряпье и рвань. Без нормальной одежды персонаж получает -Д4 к настронию, дополнительный урон от холода -Д4 и удвоенный шанс заболеть.

Болезни.
Каждый сезон персонаж может заболеть - это "1" на броске игрока Д20 (Д10 без нормальной одежды). Болезни определяются в начале хода, до каких-либо работ и занятий.

Если персонаж заболевает, он теряет Д4 здоровья, если ничего не делает, и 2Д4, если пытается работать. Для любых бросков, кроме выздоровления, больной получает штраф -1. В начале нового сезона больной персонаж кидает Д4 и выздоравливает, если получает результат 3 и выше. Однако если лекарю удалось перекрыть потерю здоровья лечением \ исцелением, то болезнь излечивается автоматически к началу нового сезона.

Большую часть времени обитателей форта беспокоят лишь относительно безобидные болезни, но иногда (если на скрытом броске мастера на бедствия) в эти края приходит чума - урон от нее удваивается (4Д4!), заражение происходит на 1-2 на броске кубика, а выздороветь от нее можно лишь на 4 на Д4.

Настроение.
Помимо хитпоинтов у героев есть и показатель настроения. Изначально он равен 8 очкам, но из-за различных событий настроение может подниматься или ухудшаться. Примечание: в отличие от хитпоинтов, настроение может быть и выше 8, и ниже 0.

1) Потеря здоровья от голода, холода, болезни, от несчастного случая, в бою - (-1Д4) настроения.
2) Гибель товарища - (-1Д4) настроения.
3) Употребление выпивки - (+1Д4) настроения за пиво и (+2Д4) за вино, тратит -1 пива или вина в сезон соответственно (но не более).
4) Победа над врагами - (+2Д4) настроения.
5) Получение драгоценного предмета - бонус к настроению, зависящий от типа предмета (но лишь пока предмет остается с персонажем).
6) Постройка храма, статуи, дворца в вашем форте - бонус к настроению, зависящий от типа постройки
7) Потеря драгоценного предмета или роскошного жилища - вычитается столько же настроения, сколько персонаж получил с приобретением ныне утраченного.
8) Вынужден делить жилье с другими - (-1Д4) настроения в сезон.

Итак, самые простые способы поднимать настроение вашему персонажу - обеспечивать его выпивкой, в идеале хорошим вином. Также он порадуется дорогой шелковой одежде, драгоценным украшениям и посуде, роскошному дому из мрамора, адамантиевому оружию, украшенным самоцветами вещам, наличию в форте красивых статуй. Все это вполне может удержать настроение героя на высоте, даже несмотря на обилие печальных событий.

Если настроение на нуле и ниже, то каждый сезон персонаж должен бороться с депрессией - Д6, где "1" это самоубийство, "2" это безумная ярость и смертельный бой со случайно выбранным товарищем, "3" это апатия (персонаж ничего не может делать), а "4-6" это волевое усилие и преодоление мрачных мыслей.

Если настроение достигает 16 очков и выше, то персонаж может с некоторым шансом ("4" на Д4) поймать вдохновение, которое позволит ему совершить два действия в сезон, один раз пройти проверку с кубом навыка на одну градацию выше, чем текущий уровень, или один раз дважды атаковать в битве. Хорошее настроение - это большое преимущество!

Создание персонажа.
Создавая героя, прежде всего выберите его расу. Раса, отличающаяся от Человека, дает некоторые преимущества и недостатки - персонаж будет ограничен в одних навыках и будет иметь возможность достичь совершенства в других.

Люди - на старте получают два Д6 в любых навыках, но все навыки могут быть прокачаны лишь до Д10. Один раз в год могут перебросить неудачный бросок на любой проверке, но обязаны принять второй бросок, даже если он хуже. На старте могут выбрать вместо двух Д6 один навык Д8.

Дварфы - на старте получают два Д6 в навыках (на выбор) Кузнеца, Шахтера, Каменотеса, Плотника, Воина, Ювелира, Алхимика, Торговца и могут прокачать их до Д12. Все остальные навыки могут быть прокачаны лишь до Д8. Имеют на 2 единицы здоровья больше (т.е. максимум 10). В случае, когда персонажем получено вдохновение, любая проверка ремесла (Кузнец, Алхимик, Ювелир, Плотник, Каменотес, Шахтер) автоматически максимизирует первый бросок куба.

Дварф может раз в жизни потратить свое вдохновение на "странное настроение" - возможность гарантированно создать артефакт, выполнив условия по сбору материалов (3Д20):

1 - Кожа
2 - Кость
3 - Мясо
4 - Дерево
5 - Медь
6 - Железо
7 - Шерсть
8 - Череп человека/эльфа/дварфа/орка/халфлинга
9 - Серебро
10 - Уголь
11 - Эльфийское дерево
12 - Золото
13 - Сталь
14 - Адамантий
15 - Самоцветы
16 - Мех
17 - Камень
18 - Мрамор
19 - Рог Единорога
20 - Чешуя Дракона

На сбор дается год с момента вдохновения. Если дварф не может создать шедевр, он теряет -4Д4 настроения. Артефакт считается лучшим из возможных артефактов данного типа (мечи, щиты и т.д). Тип артефакта выбирается случайно (Д10):

1 - Меч
2 - Молот
3 - Мотыга
4 - Топор
5 - Котел
6 - Арбалет
7 - Арфа
8 - Доспехи
9 - Щит
10 - Коса

Эльфы - на старте получают два Д6 в навыках (на выбор) Охотника, Разведчика, Стрелка, Лекаря, Артиста, Дипломата, Волшебника, Друида и могут прокачать их до Д12. Все остальные навыки могут быть прокачаны лишь до Д8. На проверки Разведки и Стрельбы кидают два куба, выбирают лучший результат.

Халфлинги - на старте получают два Д6 в навыках (на выбор) Фермера, Повара, Торговца, Алхимика, Дипломата, Артиста, Лекаря, Вора и могут прокачать их до Д12. Все остальные навыки могут быть прокачаны лишь до Д8. На проверки Вора кидают два куба, выбирая лучший результат. Броски на повышение настроения идут с кубами Д6, а не Д4, однако снижение настроения без еды также идет с Д6.

Орки - на старте получают два Д6 в навыках Воина, Охотника, Каменотеса, Плотника, Шахтера, Повара и могут прокачать их до Д12. Все остальные навыки могут быть прокачаны лишь до Д8. Будучи раненными, получают +1 к силе атаки за каждые 2 потерянных единицы здоровья. Их раны заживают быстрее чем у других, менее выносливых рас (регенерация восполняет +2 здоровья в сезон вместо +1).

Определившись с расой и основной специализацией героя, придумайте ему интересную внешность, биографию, наконец - имя и\или прозвище. Всё, ваш герой готов. Каждый доброволец получает от короля Уриста Восьмого подъемные в размере 100 монет на брата, так что подумайте, что бы вы хотели взять с собой в дорогу.

Эти условия рассчитаны для игры на 8 и более игроков. В игре на четверых или шестерых игроков каждый игрок получает по 200 монет и два обычных персонажа либо одного с еще двумя бесплатными повышениями навыков.

Строительство Форта.
Ваш Форт - ваше всё. Вы не сможете выжить, если у вас не будет крыши над головой, если негде будет хранить припасы, если не будет крепких стен для защиты от чудовищ. По умолчанию Форт имеет вместимость в 10 единиц внутреннего пространства, которое может быть использовано для постройки домов и различных полезных сооружений. Также под ФОртом есть 10 единиц подземного пространства для создания подземелий. Отдельно строятся ров и земляной вал, крепостные стены или частокол вокруг Форта, помогающий обороняться от врагов. А в центре Форта, на его главной площади, есть 10 слотов для статуй, повозок, лавок и других особых сооружений и объектов.

Строительство зданий и укреплений - непростое дело. Прежде чем начать строить, нужно создать план-чертеж будущего здания, для чего нужна успешная проверка на соответствующий навык (каменщик для каменных зданий, шахтер для подземелий, плотник для деревянных домов). При успехе персонаж создает план-чертеж, по которому уже сразу могут работать все желающие, внося свой вклад в общее дело - и сам архитектор также может в этот сезон принять участие в строительстве этого же здания (произвести работы). Когда все работы по зданию выполнены, здание готово к эксплуатации.

Домашние животные.
Неплохой способ облегчить жизнь вашим героям - завести питомцев.

За животными требуется ухаживать, иначе они погибнут от голода и болезней, потеряются или будут сожраны монстрами в течение одного сезона. Уход - это проверка навыка Фермера, где 1 очко на броске равно 1 единице требуемой заботы о животном. Все животные, на которых не хватило ухода, погибают\сбегают прочь.

Если животных одного вида 2 и более, есть шанс, что они будут плодиться - за каждое животное кидается кубик и максимальный результат на нем означает прибавление еще одного животного в следующий сезон.

Куры, Утки, Гуси - сложность ухода 1, приплод Д4, при забое дает +2 мяса, иначе +1 яиц в сезон, весной, летом и осенью питаются подножным кормом, зимой потребляют -1 зерна.
Свиньи - сложность ухода 1, приплод Д6, при забое дает +4 мяса, +1 костей и +1 кожи, весной, летом и осенью питаются подножным кормом, зимой потребляют -2 любой еды.
Овцы - сложность ухода 1, приплод Д6, при забое дает +3 мяса, +1 костей и +1 кожи, иначе +1 шерсти в сезон, весной, летом и осенью питаются подножным кормом, зимой потребляют -1 зерна или сена.
Коровы - сложность ухода 2, приплод Д8, при забое дает +6 мяса, +1 костей и +1 кожи, иначе +2 молока в сезон, весной, летом и осенью питаются подножным кормом, зимой потребляют -2 зерна или сена.
Лошади - сложность ухода 2, приплод Д8, при забое дает +4 мяса, +1 костей и +1 кожи, может использоваться в бою (добавляет к ближней атаке героя +2 к урону и принимает на себя до 8 единиц урона) и чтобы тянуть повозки с товарами, весной, летом и осенью питаются подножным кормом, зимой потребляют -2 зерна или сена.
Кошки - не требуют ухода (!) и жилья, приплод Д6, при забое дает +1 мяса, снижают поголовье грызунов в вашем форте (Д6 за каждую кошку в сезон: на 4-5 она ловит одну крысу, на 6 сразу двух, на 2-3 ни одной и съедает -1 мяса или рыбы из хозяйских запасов, на 1 погибает, сожранная дикими животными или от болезни). Каждый котик случайным образом выбирает себе хозяина - и пока котик жив, хозяин получает +Д4 настроения от него в сезон (но большее кол-во котов не увеличит этот бонус), но если котик погибает, то хозяин теряет -2Д4 настроения.
Собаки - живут в обычных домах с хозяевами, сложность ухода 1, приплод Д6, при забое дает +2 мяса и +1 костей. Может сражаться, охотиться вместе с хозяином (навык охоты Д4, выбирается лучший из бросков) и сторожить форт (ближняя атака Д4, здоровье 4, навык разведки Д6), съедает -1 мяса или рыбы в сезон. Один из обитателей форта обязан стать хозяином собаки (иначе та одичает и просто сбежит прочь), он получает +Д4 настроения от пса в сезон (но большее кол-во собак это значение не увеличивает) и в случае гибели пса хозяин получит -2Д4 к настроению.

Примечание: большинству домашних животных НУЖНЫ особые здания в качестве жилищ. Причем построенные на поверхности - под землей животные, в отличие от дварфов, жить не могут. Свиньям и овцам хватит 1 дома на 10 животных, курам и уткам 1 дома на 20 животных, а лошадям и коровам 1 дома на 5 животных.

Дикие животные.
Помимо героев и их питомцев мир Диких Земель кишит различной живностью - от суслика до дракона. Иногда они приходят к вам сами, но вы можете и сами попробовать выследить их. Сложность зависит от размера и редкости животного.

Крыса - сложность выслеживания 2 (за каждые 2 очка на кубике охотник убивает по 1 крысе).
Хорек, Куница, Белка - сложность выслеживания 2. Убийство нескольких дает +1 меха.
Дикая Кошка - сложность выслеживания 4. Убийство дает +1 мяса.
Дикая утка, Фазан, Гусь, Куропатка, Сурок - сложность выслеживания 2. Убийство нескольких дает +2 мяса.
Волк - сложность выслеживания 4. Убийство дает +2 мяса и +1 меха. Опасен (ближняя атака Д4, живучесть 4).
Медведь - сложность выслеживания 6. Убийство дает +4 мяса, +1 костей и +1 меха. Опасен (ближняя атака Д8, живучесть 8).
Кабан - сложность выслеживания 4. Убийство дает +4 мяса, +1 костей и +1 кожи. Опасен (ближняя атака Д4, живучесть 6).
Лось - сложность выслеживания 6. Убийство дает +6 мяса, +1 костей и +1 кожи. Опасен (ближняя атака Д6, живучесть 10).
Единорог - сложность выслеживания 8. Убийство дает +2 мяса, +1 костей, +1 рог единорога и +1 кожи. Опасен (ближняя атака Д10, живучесть 10).
Грифон - сложность выслеживания 8. Убийство дает +4 мяса, +1 костей и +1 кожи. Опасен (ближняя атака Д6, живучесть 6).
Левъ - в Уристане не водится... Опасен (ближняя атака Д8, живучесть 8).
Слон - в Уристане не водится... Опасен (ближняя атака 2Д10, живучесть 20).
Крокодил - в Уристане не водится... Опасен (ближняя атака Д8, живучесть 8).
Анаконда - в Уристане не водится... Опасна (ближняя атака Д8, живучесть 8)
Виверна - сложность выслеживания 8. Убийство дает +6 мяса, +2 костей и +2 кожи. Опасна (ближняя атака Д8, живучесть 8).
Дракон - сложность выслеживания 10. Убийство дает +12 мяса, +4 костей и +2 драконьей чешуи. Крайне опасен (ближняя атака 10Д10, живучесть 100).

Отдельной строкой идут крысы - эти твари заводятся в любом форте вне зависимости от вашего на то желания. Каждый ход прибавляется 1Д3 крыс в сезон. За каждую из уже существующих кидается куб на приплод ("3" на Д3). Крысы жрут по -1 любой еды в сезон каждая, так что в ваших интересах сводить их поголовье к минимуму (в чем вам могут помочь котики!). К счастью, выслеженная крыса = убитая (и не добравшаяся до кладовых) крыса, поэтому заниматься такой "охотой" может любой.

Приручение животных.
Можно купить дикого зверя в клетке или поймать его на охоте, а затем приручить (вернее, попытаться приручить) с помощью навыков Охотника либо Друида. Дикие звери не размножаются, но также требуют ухода и кормежки.

Крыса, Суслик, Белка, Хорек, Куница, Дикая Кошка, Куропатка и т.п. - сложность приручения 4. Прирученные хорьки и дикие кошки могут ловить крыс или таскать еду из припасов, как домашние котики.
Волк - сложность приручения 6.
Медведь - сложность приручения 8.
Кабан - сложность приручения 6.
Лось - сложность приручения 8.
Единорог - сложность приручения 10.
Грифон - сложность приручения 10.
Левъ - сложность приручения 8.
Крокодил - сложность приручения 8.
Анаконда - сложность приручения 10.
Слон - сложность приручения 10.
Виверна - сложность приручения 10.
Дракон - сложность приручения 12.

Бедствия.
Каждый год (начиная со второго) ваш форт накрывает каким-либо бедствием - так уж заведено! Бедствия могут колебаться в диапазоне от слишком холодного лета до появления дракона, привлеченного богатствами и численностью населения форта. Не стоит бояться бедствий - в конце концов это главный вызов для вас в этой игре и главный повод для гордости, если вы справитесь... или ВЕСЕЛЬЯ (тм), если нет.

В конце каждого завершенного года мастер кидает кубик на сезон (Д4 - весна, лето, осень, зима) и на тип бедствия (Д30). Есть вероятность ("10" на Д10), что выпадет сразу 2 (!) бедствия в один год. Чтож, тем больше ВЕСЕЛЬЯ!

1) Засуха! - сенокос и выращивание плодов невозможны в этот год.
2) Чума! - вместо обычных болезней поветрие в этот год приносит гибельную чуму!
3) Набег волков! - форт атакуют 4д4 Волков (ближняя атака Д4, живучесть 4).
4) Набег гоблинов! - форт атакуют 4д6 Гоблинов (треть лучники - стрелковая атака Д3, живучесть 3, - треть мечники и копейщики - ближняя атака Д4, живучесть 4; треть - всадники на волках - ближняя атака Д6, живучесть 6)
5) Суровая зима! - в этот год зима будет вдвое более морозной и снежной! Потребуется вдвое больше топлива на обогрев, а урон от холода будет вдвое выше.
6) Падеж скота! - болезнь поражает ваших домашних животных! Бросьте Д4 за каждое животное - на "1" животное умирает и не может быть разделано.
7) Набег разбойников! - форт атакуют 4д4 Разбойников (треть лучники - стрелковая атака Д4, живучесть 4, - треть мечники и копейщики - ближняя атака Д6, живучесть 6; треть - всадники, ближняя атака Д8, живучесть 8)
8) Атака дракона! - форт атакует один могучий Дракон (ближняя атака 10Д10 (может атаковать нескольких персонажей), живучесть 100, игнорирует укрепления вашего форта)
9) Набег орков! - форт атакуют 4д4 Орков (треть лучники - стрелковая атака Д6, живучесть 6, - треть мечники и копейщики - ближняя атака Д8, живучесть 8; треть - всадники на кабанах - ближняя атака Д12, живучесть 12)
10) Атака гиганта! - форт атакует один могучий Гигант (ближняя атака 8Д10 (может атаковать нескольких персонажей), живучесть 120)
11) Атака зомби! - форт атакуют 4д4 Зомби (ближняя атака Д4, живучесть 8). От нежити невозможно откупиться или заставить ее отступить!
12) Землетрясение! - все постройки и подземелья в вашем форте проходят проверку на прочность или разрушаются! ("1" на Д4) Если разрушился ваш дом, когда вы работали или отдыхали в нем, получите урон 2Д4. Все, кто работал в шахтах или подземельях, получают урон 2Д4.
13) Наводнение! - происходит весной или осенью, все дома и подземелья временно недоступны, все работы временно недоступны, припасы еды теряются (хотя герои могут спасти по Д4 припасов, потратив на это свой ход), крупные домашние животные (коровы, лошади) могут погибнуть ("1" на Д4).
14) Холодное лето! - летом погода аналогична осени (т.е. требуется обогревать жилища), все культурные растения приносят вдвое меньший урожай.
15) Нашествие крыс! - прирост крыс умножается в 4 раза!
16) Атака некроманта! - форт атакует Некромант (дистанционная атака 4Д10 (может атаковать нескольких персонажей), живучесть 40), его сопровождает армия из 4Д4 Скелетов (треть лучники - стрелковая атака Д4, живучесть 4, - треть мечники и копейщики - ближняя атака Д6, живучесть 6; треть - всадники, ближняя атака Д8, живучесть 8; каждый ход некромант может поднять Д4 убитых приспешников)
17) Враждебная армия! - форт пытаются завоевать воины из соседнего королевства! 4Д4 Воинов (треть лучники - стрелковая атака Д6, живучесть 6, - треть мечники и копейщики - ближняя атака Д8, живучесть 8; треть - всадники - ближняя атака Д12, живучесть 12); армию возглавляет Лорд (враждебный герой максимального уровня в своей основной специальности с лучшей экипировкой; обычно имеет навыки Воина, Стрелка, Волшебника, Друида или Жреца)
18) Атака вампиров! - форт атакуют 2Д4 Вампиров! (ближняя атака Д8 (нанесенный урон идет в лечение еще живых вампиров), живучесть 12). От нежити невозможно откупиться или заставить ее отступить!
19) Атака троллей! - форт атакуют 2Д4 Троллей! (ближняя атака Д8, живучесть 12, раненные тролли каждый ход регенерируют на Д4).
20) Атака вервольфов! - форт атакует 2Д4 Оборотней (ближняя атака Д10, живучесть 10, раненные оборотни каждый ход регенерируют на Д4)
21) Атака демонов! - форт атакует 2Д4 Демонов! (ближняя атака Д12, живучесть Д12), их возглавляет Архидемон (ближняя атака 6Д12, живучесть 66), который каждый ход может призвать дополнительно +Д3 Демона.
22) Лесной пожар! - леса вокруг форта горят! Возможно летом. Все, кто работал или охотился в лесу, получают урон Д4, все работы в лесу неудачны и не приносят пользы.
23) Темное проклятие! - какая-то темная сила прокляла ваш форт! Теперь в течение целого года несчастные случаи для вас срабатывают не только на "1", но и на "2".
24) Атака виверн! - форт атакует 2д4 Виверн (ближняя атака Д8, живучесть 8, игнорируют укрепления вашего форта).
25) Зловещие слухи! - мрачные слухи снижают настроение обитателей форта! Потеряйте -2Д4 настроения для каждого персонажа.
26) Саранча! - огромная стая саранчи сжирает всю растительность в округе! Сенокос и выращивание плодов невозможны в этот год.
27) Атака минотавров! - форт атакует 2д4 Минотавра (ближняя атака Д10, живучесть 10, если убита половина и более минотавров, то они удваивают кол-во атак; то же происходит, если минотавр ранен).
28) Атака кобольдов! - форт атакуют 4д6 Кобольдов (половина лучники - стрелковая атака Д3, живучесть 3, - половина мечники и копейщики - ближняя атака Д4, живучесть 4); они отлично роют норы, так что они игнорируют ваши укрепления и сразу появляются внутри форта.
29) Атака скавенов! - 4д6 Крысолюдов (половина лучники - стрелковая атака Д3, живучесть 3, - половина мечники и копейщики - ближняя атака Д4, живучесть 4); они отлично роют норы, так что они игнорируют ваши укрепления и сразу появляются внутри форта.
30) Междоусобица! - обитатели вашего форта вступают в борьбу друг с другом! Случайно выбираются два враждующих лидера, а затем каждый из оставшихся персонажей должен сделать выбор в пользу одного из них. Враждующие партии могут сразиться между собой либо признать поражение без боя, теряя -2Д4 настроения.

Нападения монстров.
Есть шанс, что ваш форт будет атакован монстрами - от стаи волков или банды гоблинов до дракона или гиганта. Чтобы заранее узнать об атаке, нужно выставлять дозорных с высокими навыками Разведчика. Своевременно обнаруженная атака позволит лучше спрятаться или подготовиться к битве (+1 ко всем броскам в первый раунд боя), а внезапное нападение застанет обитателей врасплох.

Некоторые монстры совершат набег и уйдут подобру-поздорову (это касается дикарей и хищников). Другие не уйдут, пока не уничтожат всё (в основном это касается демонов и нежити). Третьи вполне согласятся на выкуп (обычно это разбойники и другие относительно цивилизованные враги).

Обратите внимание, что монстры также могут дать вам трофеи в случае победы над ними. У монстров-животных это мясо, кожа, мех, кости, у гуманоидов - деньги, еда, алкоголь, оружие, броня.

Некоторые монстры не тронут вас, пока вы не заберетесь на их территорию - это касается подземных тварей, охраняющих месторождения, а также лесных эльфов и других лесных стражей, защищающих леса. Каждый раз, когда вы находите месторождение или подходящий для вырубки лес, вы рискуете столкнуться с их охраной - "1" на Д3 в случае с деревом, камнем, углем, медью, железом, серебром, мрамором и гарантированная битва в случае с магмой, золотом, самоцветами, адамантием, эльфийским деревом. Также шанс наткнуться на монстров существует при прокладывании подземелий - "1" на Д10 каждый раз, когда вы строите подземное помещение (подземный мир темен и полон ужасов!).

Дубовые, сосновые, тисовые, буковые рощи (Д8):
1) Эльфы! - 2Д4 Эльфов (треть мечники и копейщики - ближняя атака Д8, живучесть 6, - треть лучники - стрелковая атака Д8, живучесть 4, - треть всадники - ближняя атака Д12, живучесть 10).
2) Пикси! - 2Д6 Пикси (ближняя атака Д3, живучесть 3)
3) Сатиры! - 2д4 Сатиров (ближняя атака Д6, живучесть 6)
4) Кентавры! - 2д4 Кентавров (половина копейщики - ближняя атака Д8, живучесть 8, - половина лучники - стрелковая атака Д6, живучесть 6)
5) Волки! - 2д4 Волков (ближняя атака Д4, живучесть 4)
6) Вервольфы! - 1Д4 Оборотней (ближняя атака Д10, живучесть 10, раненные оборотни каждый ход регенерируют на Д4)
7) Единороги! - 1Д4 Единорогов (ближняя атака Д10, живучесть 10, единороги каждый ход исцеляют друг друга на Д4 каждый)
8) Дендроиды! - 1д4 Дендроидов (ближняя атака Д8, живучесть 12, регенерируют по Д4 в ход)
Для зачарованных рощ кол-во кубиков монстров удваивается.

Уголь, медь, железо, камень, мрамор, серебро (Д20):

1) Кобольды! - 2д6 Кобольдов (половина лучники - стрелковая атака Д3, живучесть 3, - половина мечники и копейщики - ближняя атака Д4, живучесть 4).
2) Большие пауки! - 2д6 Пауков (ближняя атака Д4 (укушенный герой в следующий ход теряет еще Д4 здоровья), живучесть 4). Очищенное логово пауков приносит +Д3 паучьего шелка.
3) Скавены! - 2д6 Крысолюдов (половина лучники - стрелковая атака Д3, живучесть 3, - половина мечники и копейщики - ближняя атака Д4, живучесть 4)
4) Кровожадные нетопыри! - 2д6 Нетопырей (ближняя атака Д4 (нанесенный урон лечит раненных нетопырей), живучесть 4)
5) Большие жуки! - 2д6 Жуков (ближняя атака Д4, живучесть 4, убийство жука в ближнем бою наносит герою урон Д4 из-за кислоты)
6) Слизни! - 2д6 Слизней (ближняя атака Д3, живучесть 6, убийство слизня в ближнем бою наносит герою урон Д4 из-за кислоты)
7) Большие муравьи! - 4д6 Муравьев (ближняя атака Д3, живучесть 3)
8) Зомби! - 2д4 Умертвий (ближняя атака Д4, живучесть 8)
9) Тролли! - 1Д4 Троллей! (ближняя атака Д8, живучесть 12, раненные тролли каждый ход регенерируют на Д4).
10) Демоны! - 1д4 Демонов (ближняя атака Д12, живучесть 12)
11) Большие карпы! - 2д6 Карпов (ближняя атака Д4, живучесть 4). Каждый убитый карп дает +1 еды.
12) Иллитиды! - 1д4 Иллитидов (дистанционная атака: Д4 - на "4" порабощает героя, заставляя его атаковать друзей, живучесть 6).
13) Минотавры! - 1д4 Минотавров (ближняя атака Д10, живучесть 10, если убита половина и более минотавров, то они удваивают кол-во атак; то же происходит, если минотавр ранен).
14) Медузы! - 1д4 Медуз (дистанционная атака: Д6 - на "6" персонаж обращается в каменную статую, живучесть 6)
15) Гарпии! - 2д4 Гарпий (ближняя атака Д4, живучесть 4)
16) Бехолдеры! - 1д4 Бехолдеров (дистанционная атака Д6, живучесть 6)
17) Троглодиты! - 2д4 Троглодитов (ближняя атака Д4, живучесть 6)
18) Гидра! - имеет 5 голов (ближняя атака Д8, защита 8) и одно тело (защита 40, регенерирует Д8 хп и одну голову в ход).
19) Василиск! - дистанционная атака 6д6: на "6" персонаж обращается в каменную статую, живучесть 60).
20) Кракен! - имеет 10 щупалец (ближняя атака Д6, защита 6) и одно тело (защита 40).

Адамантий, золото, самоцветы:
Самые ценные месторождения охраняют Забытые Чудовища - гротескные и ужасные древние подземные твари, словно вышедшие из ночных кошмаров ваших дварфов, эльфов и людей. Все они имеют смертоносную ближнюю атаку 6Д10 и живучесть 60, так что встреча с подобной тварью окажется суровым испытанием для любого форта.

3Д6:

1) Комок щупалец...
2) Гигантский червь...
3) Уродливый гигант...
4) Крылатый ужас...
5) Членистоногий кошмар...
6) Бесформенная туша...

1) ...из мяса... (труп дает +10 мяса)
2) ...из магмы... (куб атаки Д12)
3) ...из льда...
4) ...из адамантия... (защита х2, труп дает +5 адамантия)
5) ...из грязи...
6) ...из золота... (труп дает +5 золота)

1) ...с огромным глазом
2) ...с когтями-косами
3) ...с леденящим душу ревом
4) ...с ядовитыми шипами (ранение в след.ход отнимает еще Д4 здоровья)
5) ...с липким языком (атака обездвиживает одного из героев)
6) ...с отвратительными опухолями

Нападения на торговцев (Д10):
1) Волки! - 2д4 Волков (ближняя атака Д4, живучесть 4)
2) Разбойники! - 2д4 Разбойников (треть лучники - стрелковая атака Д4, живучесть 4, - треть мечники и копейщики - ближняя атака Д6, живучесть 6; треть - всадники, ближняя атака Д8, живучесть 8)
3) Гоблины! - 2д6 Гоблинов (треть лучники - стрелковая атака Д3, живучесть 3, - треть мечники и копейщики - ближняя атака Д4, живучесть 4; треть - всадники на волках - ближняя атака Д6, живучесть 6)
4) Тролли! - 1Д4 Троллей! (ближняя атака Д8, живучесть 12, раненные тролли каждый ход регенерируют на Д4).
5) Кобольды! - 2д6 Кобольдов (половина лучники - стрелковая атака Д3, живучесть 3, - половина мечники и копейщики - ближняя атака Д4, живучесть 4).
6) Огры! - 1д4 Огров (ближняя атака Д8, живучесть 12, если убита половина и более огров, то они удваивают кол-во атак; то же происходит, если огр ранен).
7) Орки! - 2д4 Орков (треть лучники - стрелковая атака Д6, живучесть 6, - треть мечники и копейщики - ближняя атака Д8, живучесть 8; треть - всадники на кабанах - ближняя атака Д12, живучесть 12)
8) Зомби! - 2д4 Умертвий (ближняя атака Д4, живучесть 8)
9) Вампиры! - 1Д4 Вампиров! (ближняя атака Д8 (нанесенный урон идет в лечение еще живых вампиров), живучесть 12). От нежити невозможно откупиться или заставить ее отступить!
10) Вервольфы! - 1Д4 Оборотней (ближняя атака Д10, живучесть 10, раненные оборотни каждый ход регенерируют на Д4)

Сражения.
Отыгрываются сражения очень просто - каждый участвующий в бою персонаж кидает кубик навыка Воина, а затем прибавляет к результату бонусы за оружие. Это урон, который герой нанесет врагу. Враги бьют в ответ по той же системе, случайно выбирая себе цель для атаки (но персонажи могут брать на себя урон, нанесенный одному другому персонажу, как бы заслоняя его собой). Персонажи и монстры, потерявшие все хиты, объявляются убитыми и начинается новый раунд битвы. Если у персонажей или врагов есть стрелковое оружие или магия, они делают дополнительную атаку в "нулевой" раунд боя (а в ходе рукопашной также могут стрелять, если не имеют лучшего оружия для ближнего боя).

При желании можно заявлять нелетальные атаки с целью оглушить\обездвижить противника - в этом случае бонусы от оружия игнорируются (фактически персонаж атакует голыми руками). Если противник был повержен с применением хотя бы одной нелетальной атаки, то на "4-6" на Д6 он захвачен в плен (правда для содержания нужна свободная клетка подходящего размера, иначе пленника придется прикончить). На "1-3" что-то пошло не так и пленника все-таки пришибли.

Вместо атаки можно бросать навык Воина не на атаку, а на защиту - персонаж сократит урон по себе на -1 хп за каждые 2 очка результата.

Хранение припасов.
Любой предмет, не употребленный сразу или не надетый на персонажа (а персонаж может носить один вид брони, один эликсир/зелье и одно оружие\инструмент либо лук и стрелы), теряется\портится, если на складе нет места. Исключения: камень и дерево.

В качестве склада могут выступать повозки (10 предметов), здания и подземелья (по 20 предметов, если они не используются в кач-ве жилья или мастерской, и 10, если используются). Назначенное в роли склада здание или подземелье не может использоваться как мастерская или жилье.

Торговля.
Одна из важнейших вещей для выживания вашего Форта - связь с внешним миром. В среднем раз в году (в случайный сезон начиная со второго года) к вам будет приезжать торговец из ближайшего города, который привезет случайный набор товаров на 1000 монет и который может купить у вас товаров на 2000 монет. Если вам этого не будет достаточно, вы можете и сами отправлять торговые караваны, для чего вам потребуется минимум одна повозка, запряженная лошадью, и один возница. В пути караван может быть атакован хищниками, дикарями, бандитами и монстрами ("1" на Д4) - поэтому, возможно, имеет смысл организовывать хорошую охрану. Прокачанный навык Торговли поможет вам получать наибольшую прибыль от продажи вещей и делать покупки дешевле.

Артефакты.
Если вам недостаточно обычных инструментов, оружия и доспехов, вы можете попробовать создать или добыть нечто особенное. Артефакты - это улучшенные версии обычных предметов. Они стоят дороже обычных (50 вместо 20, 100 вместо 50, 250 вместо 100, 500 вместо 250), но имеют более высокие показатели.

Инструменты - +1 к урону в бою и +1 к работе (либо только +1 к работе, если инструмент не используется в бою).
Посохи - +2 к проверкам магического навыка.
Мечи, копья - +2 к урону в бою.
Луки, арбалеты - +1 к урону при стрельбе.
Щиты, доспехи - +4 к поглощению урона.

Создание и ремонт артефактов также сложнее их обычных аналогов - на +2 относительно обычного предмета такого же типа. Если герой сам создает артефакт, то сам дает ему имя, иначе его именует мастер.

Залейте это магмой! (с)
Вы можете попробовать сэкономить на отоплении домов и кузниц, прокопав шахту к расплавленной магме. Помимо опасности от обитающих в глубине земли тварей есть и другие сложности - вам придется отвести под распределительную станцию отдельное подземелье, которое всегда имеет вероятность обрушения "1" на Д10 и в случае разрушения которого происходит неконтролируемый выброс магмы, накрывающий весь форт ("1" на Д4 для каждого здания означает уничтожение потоками магмы, огнем и паром). С другой стороны, пока система работает - вы в выигрыше, поскольку жар магмы избавляет вас от необходимости отапливать ваши дома в холодное время и тратить топливо на разжигание кузнечных горнов. Если магменная скважина вам по какой-то причине стала не нужна, вы можете завалить ее горной породой - на это требуется 10 единиц земляных работ, но зато вы сможете спать спокойно. Правда в следующий раз придется искать и рыть ее заново.

Революция!
Если вам каким-то чудом удалось не просто выжить, но и добиться успеха с вашим Фортом, то, набрав достаточную силу, вы можете бросить вызов... самому Уристу Восьмому (черт бы побрал его тиранию, жадность, коррупцию и дурацкие указы!). В этом случае к вам придет разбираться сам король во главе своей личной гвардии - и победа над ним может стать одним из крутейших достижений, которые только доступны в этой игре. Бонус - а после победы вы имеете полное право объявить о создании своего собственного королевства (с игрой в кости и эльфийками, конечно же).