Действия

- Обсуждение (68)
- Информация
-
- Персонажи

Форум

- Для новичков (3631)
- Общий (17587)
- Игровые системы (6144)
- Набор игроков/поиск мастера (40954)
- Котёл идей (4059)
- Конкурсы (14133)
- Под столом (20330)
- Улучшение сайта (11096)
- Ошибки (4321)
- Новости проекта (13754)
- Неролевые игры (11564)

Просмотр сообщения в игре «Тело и душа»

Призраки Маркса

Название нагло стащил у Деррида

Я просто положу здесь названия книжек, посвященных Марксу. И несколько работ классиков анархизма. И мои размышления по поводу всего этого. В общем будет такой маленький блог.
Здесь и далее - "молодой Маркс" - Маркс до 1848 года, то есть до Манифеста.
Зрелый Маркс - Маркс 1848 - 1867 - От Манифеста до первого тома "Капитала". Лондонская эмиграция.
Поздний Маркс - 1867 - 1883 - Период полного краха надежд Маркса. Он начинает изучать русский язык, представляет русскую секцию в Интернационале, сходится с анархистами и республиканцами.
В 1871 году когда появится Парижская коммуна, Маркс горячо поддержит ее. Распад коммуны предопределит распад и Интернационала - Интернационал будет распущен в 1876 году после ссоры Маркса с Бакуниным в 1872, когда оттуда изгнали анархистов. Остаток жизни Маркс будет помогать писать программы компартиям - и писать Капитал, но выйдут тома 2 и 3 уже после его смерти.




О Марксе
Как образцы советских панегириков (Маркс - едва ли не святой, этакий пророк, причем мечтающий именно о советском государстве в России) - Галина Серебрякова. Все работы, но наиболее сжато - в ЖЗЛ Маркса. К сожалению после СССР его не переписывали.

Еще одна советская работа - "Молодой Маркс" Николая Лапина. Дельно, но конечно про то, "как Маркс пришел к коммунизму". Все по Ленину.

А вот более современная, Вадим Межуев - Маркс против Марксизма. Основная мысль работы в русле западного антимарксистского канона - Маркс мало общего имеет с тем, что с его учением сделали Марксисты и особенно марксисты советского образца. Маркс по Межуеву - сильный ученый, собиравшийся совершить переворот в науке, но никак не создавать секту своего имени.

Вообще это характерно для западных трактовок - обойти Маркса невозможно, слепо ругать - тоже, слишком великая фигура. Зато можно взять его ранние работы и доказать, что сам Маркс в общем-то безобиден, а вот проклятые Советы... Истина между Серебряковой и Межуевым где-то посередине.

Из западного -

Георг Менде - "Путь Маркса от революционного демократа к коммунисту" - коммунист из ГДР писавший эту книжку работал с большим набором источников на немецком. Например, Менде прочел выпускное сочинение Маркса.

Фрэнсис Вин - "Карл Маркс. Капитал" - Это маленькая брошюрка, предельно популярная и наверняка с кучей огрех, но она очень наглядно показывает, где в "Капитале" заканчивается наука и начинается художественность или философия.

Конечно много интересного о Марксе писали Альтюссер и Фромм, но это сложное чтиво на любителя.

И наконец Мэри Габриэл - "Карл Маркс. Любовь и Капитал" - Книга, получившая пулитцера. Посвящена Марксу в личной жизни. Опять же, книжка популярная и написана журналистами, а не историками, но для создания яркого образа Маркса как персонажа игры мне очень подошла. Что мне понравилось - так это то, что в нее вошло и хорошее и плохое. Это не спектакль с Рори Киннером где Маркс - комичный персонаж, но и не советский панегирик.

Мои познания о Марксе очень ограничены. Это вся литература, которую я нашел за два дня и которая показалась мне достойной, но я буду очень благодарен всем читателям этого поста, если они подскажут мне хорошие книги о жизни Карла Маркса.

О фильмах

Есть три фильма о Марксе, которые показались мне интересными.

Во-первых, Советско-ГДРовский фильм "Молодой Карл Маркс".
Во-вторых фильм 1993 года "Женни Маркс - женщина дьявола"
В-третьих, франкогерманский фильм 2017 года "Молодой Карл Маркс".

Ни один я пока не посмотрел. Посмотрю все три, обязательно припишу свое мнение.

"Год как жизнь" по роману Галины Серебряковой "Похищение огня" в подборку не включаю, но коммунистам это маст си, ибо это именно тот Маркс, который только и мог быть в СССР.

Ну и наконец есть две пьесы.
Одна, "Берег Утопии", идет в РАМТ, правда десять часов. Она не про Маркса, но Маркс там есть. Имхо чудесный спектакль, хотя автора, Тома Стоппарда, в основном знают по другой его пьесе - "Розенкранц и Гильденстерн мертвы".
Другая, 2017 года, "Молодой Маркс", идет в Лондоне, но можно найти в интернете версию с субтитрами. Это комедия, собравшая все забавное что есть в жизни Маркса и все слухи. На любителя.


Об анархизме вкратце - Анархизм это по большому счету ярчайший пример идеи "за все хорошее против всего плохого".
Во времена молодого Маркса, он мог познакомиться прежде всего с идейным предшественником анархизма, Уильямом Годвином. В сущности это и предшественник коммунизма - Годвин в духе Просвещения увидел причину человеческого неравенства в частной собственности поскольку пока она есть - богатые будут притеснять бедных, а бедные создавать им новое богатство.
И Маркс и Анархизм родились из Гегеля. Отцов анархизма - Штирнера (отец индивидуал-анархизма) , Прудона (мютюэлист), Бакунина (анархо-коллективизм) Маркс знал лично хотя отношения с ними сложились ой как по разному.
Штирнер был корреспондентом Рейнской газеты Маркса. Это период Маркса-младогегельянца, Энгельса тогда Маркс спустил с лестницы. Но уже в 1846 году сойдясь с Энгельсом Маркс разнесет главный труд Штирнера - "Единственный и его собственность", заодно со всеми бывшими друзьями Маркса, в частности Фейербахом. На этом их взаимоотношения кончаются - судьба Штирнера сложилась трагически, он был практически забыт.
Прудон был первым серьезным оппонентом Маркса. С ним как и с Бакуниным Карл знакомится прибыв в Париж. Их столкновение случится когда в 1846 году Прудон выпустит свой главный труд - "Философия нищеты", на который Маркс напишет рецензию "Нищета философии".
Лучше отношения сложатся с Бакуниным, но уже после 46 года когда Бакунин был верным последователем Прудона. Кстати, вот что напишет Бакунин о Марксе в 1843 году: "Мы довольно часто виделись друг с другом потому что я уважал его преданность делу пролетариата. Я с интересом слушал его разговоры, всегда интересные и умные, если только они не вдохновлялись жалкой злобой, что, к сожалению, бывало очень часто. Он называл меня сентиментальным идеалистом и был прав, я его мрачным, тщеславным, вероломным человеком и тоже был прав".
В 1847 году Маркс пустит слух что Бакунин - оплаченный агент царя.
Потом Бакунин начнет колесить по Европе участвуя во всех восстаниях куда попадал и встретятся они только спустя много лет - в 1868 году Бакунин вступит в Интернационал. С одной стороны именно Бакунин переводит Манифест, с другой - у них большие контры, Бакунин называет Маркса "государственником", его идею - "государственным коммунизмом" и борется с ним за лидерство.
В 1872 году после скандала с делом Нечаева (Бакунин поддержал скандального "уголовного" революционера, который сначала "повязал всех своих товарищей кровью", а потом сдал их полиции) Бакунина вышвырнут из Интернационала, что сильно расколет организацию - она после этого проживет всего четыре года.
Анархизм вообще делится на три упомянутые выше ветки -
Индивидуальный - Человек может делать что хочет, сила - единственный источник права. Если государство мешает Человеку - он его сметает, если помогает - использует.
Мютюэлизм ("Взаимнизм" если переводить непереводимый термин) - Собственность есть кража и угнетение слабого сильным, но при коллективном владении слабый угнетает сильного, при собственности сила становится правом, при общности посредственность становится силой. Поэтому единственный выход - система равноценного обмена, созданная справедливым правительством созданным на основе автономии и децентрализации. Взамен все люди должны трудиться на благо этого общества, но на индивидуальных началах.
Анархо-коллективизм - Всё зло от собственности и государства. Только самоуправляющиеся коммуны, только коллективное принятие решений. Ну и да, революция. По большому счету Анархо-коллективизм возник как этакая радикальная секта внутри коммунизма, потому что коммунизм не предполагал сразу же устранить государство и перейти к коммунам, он предполагал переходный этап использования государства.

Роль исторического Маркса для анархизма - скорее враждебная, критика Маркса и его колоссальный авторитет одновременно сильно подхлестнули развитие коммунизма (вернее, начали это развитие) и нанесли сильный удар по расколотому и только начинающему формироваться анархизму, превратив его по крайней мере в глазах большинства из тяги к всеобщей справедливости в "мешанину поверхностных идей, нахватанных справа и слева: равенство классов (чушь), уничтожение наследственного права (Сен-Симонистская чушь), атеизм как догмат (чушь), воздержание от политического развития (Прудонистская чушь). Детские сказки. В теоретической области это нуль".

Отчасти Маркс был прав. Анархизм не сформирует ни одного государства так и оставшись пристанищем наивных идеалистов, выступающих как за "законы джунглей" так и за "полное отсутствие угнетения". Однако, те государства, которые создадут сами коммунисты, станут мягко говоря далеки от идеала всеобщей справедливости. Пророчества Прудона об "угнетении сильного слабым" сбудутся.
Быть может не в последнюю очередь от того, что подхватив одну социалистическую идею и отвергнув другую, восходящую к тому же корню, Маркс подрубил движение, было набиравшее силу и претендовавшее на ту же социальную базу - рабочих.