Пятый век Эры Королей. Целебные средства Хансар
Шаманы северных Племен, переняв искусство знахарства у Альвов в Пятом веке, адаптировали его под местные условия. Из устных преданий стали известны следующие распространенные целебные средства, секрет изготовления которых ревностно охранялся шаманской кастой.
Ранозаживляющая мазь - изготавливалась из термически обработанной смолы Тувар-Нанк.
Отвар из шишкоягод Сухмат - содержал противовоспалительные и антибактериальные свойства.
Антисептическая мазь - изготавливалась из термически обработанной смолы Сухмат.
Отвар из хвои Сухмат - обладал обезболивающими свойствами.
Настой из хвои Сухмат - применялся как средство борьбы с цингой.
Пятый век Эры Королей. Хозяйственно-экономическое значение одомашивания Куран.
Хотя первые попытки приручения Куран предпринимались отдельными Родами еще в четвертом веке Эры Королей, но только в пятом веке стада этих одомашенных животных распространяются по всей территории лесов, занимаемых Племенами Хансар. Все континентальные Рода обзаводятся своим собственными стадами и начинают вести полукочевой образ жизни, регулярно перегоняя животных на новые пастбища в границах своих территории и только у приморского Племени Лэнпоан Йох основой хозяйства остаются традиционные промысел морских животных и торговля.
Стоит выделить следующие важные последствия приручения Куран:
Во-первых, оно решило многие продовольственные проблемы - теперь Хансары стали менее зависимыми от примитивной охоты и собирательства, хотя не отказались от них полностью.
Во-вторых, появился четкий эквивалент для обмена между Родами и Племенами, если раньше приходилось договариваться по соотношению ценности товаров по каждому бартеру, то теперь любая крупная сделка могла измеряться в Куранах.
В-третьих, одомашенный вид стал повсеместно применяться для транспортировки грузов, которые либо навьючивались на спину животных, либо перевозились в нартах, куда запрягали Куран.
Пятый век Эры Королей. Храмы Тулхын-Отыр.
Считается, что первые языческие храмы были построены Хансарами по приказу Верховного Шамана Потарлы-Сымсара в двух крупнейших поселениях - Хансар Курт и Юмпар Курт. Как правило, при упоминании культового религиозного сооружения на ум приходят величественные каменные соборы, колонны и уходящие ввысь шпили, но в Пятом веке, конечно, постройки имели куда более примитивный вид. Посреди поселения расчищалась ровная площадка, способная вместить сотни верующих, где размещался алтарь божества и его изображения, выполненные на вкопанных стволах деревьев. Капище обносилось деревянным частоколом, возводившимся на земляной насыпи, и по его периметру во время ритуалов возжигались костры. Стоит отметить, что храмы Хансар являлись не только местом проведения религиозных мероприятий, но и в какой то мере центром общественной жизни поселения - в них проходили регулярные советы шаманов, там волю Тулхын-Отыра Верховный Шаман объявлял делегатам от Племен и проводились некие аналоги судебных заседаний, связанных как правило с крупными спорами между Родами.