К первому веку Эры Королей племена Хансар расселились в центральный районах лесов Хансар Унт. Каждое племя имело свое тотемное животное и считалось, что его дух придает воинам некие особые качества. Общей традицией стало нанесение на кожу татуировок и шрамов, которые исполнялись при обязательном присутствии шамана. Рисунки на коже позволяли запечатлеть историю каждого воина, по ним можно было узнать об его успехах в охоте и на войне. Кроме того, в каждом племени существовали и другие традиции подчеркивания ранга его представителей, например за счет ношения особых украшений из кости.
Расскажем подробнее об известных Племенах.
Вохсаран Йох. Отличительным знаками представителей племени были украшения из костей вохсар, знатные воины в качестве шлемов носили черепа представителей данного хищного вида. Считалось, что члены этого племени побеждают врагов за счет того, что сражаются, как единое целое, обладают железной дисциплиной и используют грамотную тактику. По всей видимости у Вохсаран Йох была система голосовых команд, позволявшая их группам маневрировать на поле боя, проводить атаки с флагов, отвлекающие маневры и ложные отступления, что выгодно отличало их от других племен, использовавших более примитивные методы ведения боя. Стоит отметить, что по мнению противников, члены этого племени, несмотря на успехи в массовых сражениях, по отдельности были слабы и их храбрость проявлялась только в группе.
Менкван Йох. Второе племя, прославившееся своими успехами в области войны. Его представители украшали себя фрагментами костей своего тотемного животного, а лучшие бойцы и предводители отрядов появлялись на поле боя в рогатых черепах менквов. Согласно представлениям того периода, лучшие охотники племени при помощи тяжелого копья (рогатины) способны были победить менква в схватке один на один, однако сейчас сложно утверждать насколько эти слухи соответствовали действительности. В любом случае, на поле боя воины Менкван Йох выступали, как непревзойденные поединщики, отлично обращались с копьем и дубиной, каждый из них стоил в столкновении нескольких бойцов врага. Несмотря на то, что каждый воин этого племени был индивидуально силен, их отряды в тот период отличались невысокой численностью и слабой дисциплиной ввиду того, что каждый член группы пытался лично выделиться в драке.
Халтан Йох. Члены этого племени отличались в первую очередь презрением к своей и чужой жизни, бесстрашно бросались в бой в любой ситуации, жестоко, даже по меркам Хансар, расправлялись с противниками. Халтан Йох украшали себя фрагментами костей и хансарскими черепами, взятыми либо у поверженных врагов, либо у павших в бою лучших воинов их собственного племени. Из их ритуалов, упоминания о которых дошли до нас, стоит отметить обычай снимать живьем кожу с взятых в плен врагов, а также военное обучение подростков в период инициации на оживленных вирусом Халты Кашан трупах. Некоторые Рода племени выделялись необычно большим количеством шаманов в своих рядах, их ритуальные бубны, согласно поверьям, обтягивались хансарской кожей. Несмотря на то, что воины Халтан Йох за счет жестокости и презрения к смерти превосходили бойцов многих племен, но в открытых столкновениях они как правило уступали отрядам Вохсаран Йох и Менкван Йох.
Аркан Йох. Племя считало своим тотемным животным повсеместно распространенную птицу Арк и наряду с костяными вещами использовала ее перья в качестве украшений. Воины Аркан Йох не были настолько сильны, как бойцы описанных выше трех агрессивных племен, но взамен прославились своими способностями к скрытному передвижения по лесу и успешными ночными нападениями. Представители этого племени отличались частым применением легких метательных копий на средней дистанции и костяных ножей в ближнем бою. Вместо того, чтобы участвовать в лобовой свалке, как другие племена, Аркан Йох по возможности избегали открытого сражения, за счет развитой системы оповещений и передачи сообщений сигнальным дымом на большие расстояния их сложно было застать врасплох. Если враги добирались до стоянок Аркан Йох, то там уже, как правило, никого не было, а воины племени появлялись, когда противник этого менее всего ожидал, например ночью или ранним утром.
Кураан Йох. Согласно мнению окружающих племен по праву назывались лучшими охотниками. Кураан Йох в качестве отличительных украшений использовали кости и черепа Куран. Рода этого племени активно торговали с соседями шкурами и вяленым мясом, наряду с украшениями и молодыми женщинами, а также зачастую откупались данью от других более агрессивных групп. Существуют свидетельства, что Кураан Йох в случае сложных конфликтов при помощи подкупа и дипломатии натравливали другие отдельные чужие Рода и Племена на своих врагов. Конечно, такая стратегия была успешной только при наличии времени на подготовку и не могла защитить от внезапных нападений со стороны небольших групп налетчиков Вохсаран Йох и Аркан Йох, пытающихся поживиться богатствами успешного соседа.
Туваран Йох. Племя прославившееся своими ремесленниками, строителями, а также художественной работой по дереву. Его важные представители вроде шаманов и знатных воинов носили резные маски, изображавшие лица предков. Как и Кураан Йох, активно участвовали в бартерной торговле, обмениваясь с соседями оружием, лыжами, бытовыми предметами и украшениями из дерева. Стоянки Туваран Йох отличались от других наличием тотемных резных столбов, которые применялись ими также для обозначения границ территории и в качестве ориентиров. Считается, что представители этого племени первыми начали строить постоянные дома вместо юрт и перешли к оседлому образу жизни от полукочевого, свойственного другим представителям народа Хансар в тот период.
Лэнпоан Йох. После основания Хансар Курт, часть племен по приказу Верховного Шамана переселилась в окрестности города, заняв в том числе приморские районы на севере от него. В приморских землях часть Родов Племени Кураан Йох освоили новый вид охотничьего промысла, отличный от традиционной охоты на Куран. Ламантины Лэн-По, названные Хансарами Лэнпо Вой, стали новым источником мяса и костей для первобытных добытчиков. Со временем, Рода промышлявшие охотой на нового зверя, расселились вдоль всего побережья северных лесов, и образовали новое Племя, названное Лэнпоан Йох. Считается, что представители именно этой группы впервые столкнулись с островным Альвами, чьи лодки стали появляться в местных водах на рубеже Первого и Второго веков.
Тынастан Йох. Заселившиеся в Четвертом веке в южные земли колонисты отдельных Родов Племени Туваран Йох переживали не лучшие времена. Несмотря на то, что луга были богаты пищей, они оказались оторваны от их привычного ремесленного производства, связанного с обработкой дерева и кроме того одомашнивание Куран, чьи стада начали пастись в родных хвойных лесах в Пятом веке, так же прошло мимо них. Однако, представители этого Племени славились природной мудростью и способностями к освоению различных новых ремесел. В итоге к Шестому веку колонисты южных земель образуют новое племя Тынастан Йох, которое воспользовавшись своим удобным географическим положением начинает выполнять посреднические функции в торговле между Хансарами и Номад-Доиморами, что везли товары со всех южных земель.
В скором времени в хвойных лесах на границах с лугами начинают пастись стада, принадлежащие торговцам Тынастан Йох, заработавших крупные состояния на своем новом ремесле. Так как в этом Племени и его предшественниках из Туваран Йох традиционно не встречалось не выдающихся шаманов, ни великих воинов или вождей, то для глав торговых Родов начинает употребляться почетный титул - Бей. Караваны Тынастан Йох расползаются на юг, где торгуют с Исхамабадским Хифиратом и его соседями, везут товары на север Племенам Хансар, добираются вплоть до морского побережья где обмениваются с морскими торговцами Лэнпоан Йох, поддерживающими контакты с Альвами и Даану.
Емаан Хансар Йох. Некоторые беженцы парвсиан, которые несколько веков назад добрались до земель Хансар, смогли пережить первые контакты с местными обитателями. Их стоянки с тех пор существовали на территории Халты Мув, и никуда не исчезли после того, как экосистема Ялап Унт вытеснила мертвые пустоши. Парвсиане долгое время избегали конкуренции и конфликтов с заселившимся в ту местность Племенем Халтан Йох, а со временем смогли установить с ним хозяйственно-экономические связи и таким образом избежать истребления.
В Шестом веке численность парвсиан на восточных территориях Хансар Йох Акатты выросла настолько, что они образовали свое собственное Племя, живущее по хансарским законам, перенявшее местную культуру, язык и поклоняющееся богу Тулхын-Отыр. Вместе с хозяевами земель парвсиане, получившие название Емаан Хансар Йох, занимались охотой, рыбной ловлей и животноводством. Кроме того, в тот период отмечены дипломатические контакты с государством Шсанираас, паломники которого получают право прохода через северные территории и сопровождаются отрядами Емаан Хансар Йох на всем протяжении пути. Чтобы не путать между собой два парвсианских народа, Хансары начинают называть жителей государства на юго-востоке Емаан Шсанирас Йох.
Малаан Йох. В Пятом веке колонисты Лэнпоан Йох были направлены на освоение западных прибрежных пустошей, но уже в Шестом веке связь с ними прервалась из-за вторжения флотов Ррахтейского Синга, отрезавших хансарские стойбища от метрополии. Около четырехсот лет поселенцы выживали в полной изоляции на бесплодных землях Парта Халты Мув, не имея возможности вести полноценную добычу рыбы из-за отсутствия лодок и доминирования на воде боевых плотов Моколе.
В начале Девятого века, разорив поселения импов, армии Хансар вышли к поселениям Малаан Йох, Рыбьего Племени, особенности быта и обычаи которого поразили даже привычных к жестоким традициям воинов восточных Племен. Хансары выделялись среди других народов своей всеядностью и способностью находить еду даже там, где ее, казалось бы, нет, но у Малаан Йох эта особенность оказалась возведена в абсолют. Любое мясо, любые трупы соплеменников, убитые в стычках моколе и импы - все употреблялось в пищу. Если вдруг мяса после очередного боя оказывалось слишком много, чтобы съесть его сразу, то его закапывали в мерзлую землю и придавливали сверху плотным грунтом для сохранения на будущее. Гниющие трупы, падаль стали неотъемлемой частью рациона этого племени. Другим методом добычи еды была подводная прибрежная ловля - не имея возможности производить лов с лодок, Малаан Йох научились подолгу пребывая под водой вести добычу рыбу при помощи гарпунов. По всей видимости, именно необходимость находиться под водой с открытыми глазами привела к появлению такой особенности, как "рыбий глаз" - органы зрения представителей Племени стали похожими на рыбьи - неморгающие, мутные, покрытые слоем защитной слизи.
Социальная структура и культура Малаан Йох также отличалась от привычной. Во-первых, их стойбища не были разбросаны по всей территории земель проживания, а кучковались близко друг к другу для лучшей защиты от отрядов враждебных импов и моколе. Для добычи еды вглубь материка отправлялись хорошо вооруженные отряды-воинов охотников, которые, как правило, атаковали приграничные поселения соседних народов и уносили все тела погибших с собой для употребления в пищу. Во-вторых, если Хансары, жившие в лесах, соблюдали запрет на близкородственные браки, то Племя Малаан Йох за века изоляции стало одной большой группой кровных родственников и инцест являлся среди них обычной практикой. В-третьих, религиозные ритуалы Племени заметно расходились с практиками восточных Хансар, Рыбьи Шаманы их методы совершения богослужений создавали впечатление приступов массового безумия.
Малаан Йох восприняли появление собратьев на их территории достаточно холодно, за сотни лет Племя привыкло справляться с любыми сложностями исключительно своими силами и с настороженностью относилось к чужакам. Однако, со временем, Рыбий Народ все таки удалось интегрировать в племенной Союз, они освоили новые методы рыбной ловли с лодок, а их стойбища, кучковавшиеся у берега, стали основой для создания нового крупного поселения Санхам Курт.
Кеван Йох. Основателем Племени считается Сохта-Бей из Туваран Йох. Туваран Йох являлись лучшими ремесленниками хансарских лесов, в то время, как их ближайшие родственники, Племя Тынастан Йох, регулярно отправляло караваны на юг и привозили с не только чужеземные товары собой новые знания. Технология обработки камня, на которую частично оказали влияние каменщики Аэмнгай, со временем добавилась к привычным Племени работам по дереву и укрепления вокруг стойбищ Хансар возводили уже зодчие Туваран Йох.
В восьмом веке один из горных районов Лукум стал местом кровавых столкновений между армиями Хансар и Фортран. Дипломаты фортран, направленные в Хансар Курт вскоре после битвы, требовали сделать места массовой гибели их воинов священными зонами без оружия и заселить туда, зачем то, импов. Хансары поддержали предложение о создании мирной зоны, но вместо импов заселили на новые земли часть Родов Туваран Йох, возглавляемых Сохта-Беем. Оставшись без возможности продолжать привычное производство изделий из дерева, эти Рода полностью перешли на обработку камня и к девятом веку выделились в новое племя Кеван Йох, Горный Народ. По некоторым данным, их каменщики участвовали в возведении фортранских храмов на территории провинции, посвященных сражению Восьмого века.
Атропан Йох. Если горный район, ставший местом проживания Кеван Йох, заселялся мирными Племенами, то регионы Лукум на западе были оккупированы Армиями Вохсаран Йох и Менкван Йох, поселенцам которых пришлось налаживать быт в непривычных условиях. Местным видом фауны, ставшим объектом для охоты Хансар, были травоядные Отропы, названные колонистами Атроп Вой. Со временем выделившиеся в отдельное Племя Рода приняли отропов в качестве тотемного животного и начали именоваться Атропан Йох. Сохранив воинственность своих предков, охотники Племени часто нападали на сохранившиеся в отдаленных горных районах поселения импов, но не вырезали их под корень. Одичавшие импы и охота на них стали частью ритуалов инициации и методом поддержки воинов в боеспособном состоянии.