Эра Богов. Общественная организация Хансар.
Для описания общественной организации народа Хансар, что обитали в лесах Ялап Унт в Эру Богов, нам необходимо обозначить три понятия: Семья, Род и Племя.
Семья состояла из мужчины, женщины, а также детей мужского пола, не прошедших по возрасту обряд инициации и детей, подростков женского пола, не выданных замуж. В случае если один из супругов погибал, то по решению совета Рода, ему назначался новый спутник жизни - для женщин им становился один из мужчин Рода, а для мужчин приобреталась новая жена из числа других Родов и Племен. Могла возникнуть ситуация, когда дети оставались сиротами, либо их родитель, оставшись один, не мог обеспечить им достаточное содержание - в этом случае его детей распределяли опять же решением совета Рода между другими Семьями. Пожилых родителей в Семьях не было по причинам, о которых мы расскажем позднее.
Род представлял собой компактно проживающую группу Семей, где мужчины состояли в близком родстве, а женщины происходили из иных родов или даже племен. Жениться имели право только подростки и взрослые, прошедшие обряд инициации, семейные отношения строились по принципу моногамии. Исключения из правила составлял только сам период инициации мужчин, в определенный моменты которого они вступали в связь с молодыми незамужними девушками или вдовами. Женщин выменивали среди прочих ценных вещей в весенне-осенний период, когда Роды и Племена собирались на некое подобие ярмарок в условленных местах. Кроме того, агрессивные и сильные Роды могли совершать набеги на стоянки чужих Племен и среди прочего воровать женщин там. Совет Рода, использовался для решения внутренних вопросов, выдвигал представителей на совет Племени, определял текущий порядок ритуалов. В Совет Рода формально входили все взрослые воины-охотники, но реально право голоса имели только наиболее знатные и успешные воины и шаман, при его наличии.
Племя являлось более крупной формой организации и собиралось из Родов, связанных родственно-историческими связями, а так же общими легендарными предками. Племя поддерживало внутри себя условно дружественные отношения, межродовые проблемы решались через собрания совета Племени, составленного из представителей Родов. Каждый Род имел закрепленную за ним территорию для охоты и хозяйственной деятельности и в случае конфликтов с чужими Племенами мог обратиться за помощью к Родам, состоящим в его Племени. Если конфликт переходил в стадию военного противостояния, то созывалось племенное ополчение, куда входили большинство взрослых воинов Племени и подростков периода инициации.
Эра Богов. Верования и ритуалы народа Хансар.
Центральной фигурой религии Хансар являлся бог Холода и Смерти Тулхын-Отыр, обитавший, согласно представлениям первобытных племен, в чаще хвойных лесов. Этому божеству посвящались ритуальные служения, приносились жертвы, о его деятельности было сложено большое количество легенд и сказаний. Считалось, что Тулхын-Отыр организовал весь миропорядок, создал растения, животных и самих Хансар, а так же боролся с Хаосом и некоторыми зловредными демонами, чьи образы по всей видимости являлись отголосками божеств из пантеона соседних народов.
Детские жертвоприношения. Один из важных ритуалов поклонения Тулхын-Отыру являлся обряд приношения жертв в начале зимы. Как правило каждый Род отбирал наиболее слабых детей, надежно связывал их и подвешивал в лесу на ветвях деревьев Тувар Нанк, обрекая на смерть от холода. Убивать жертв было запрещено, успешное завершение ритуала было возможно, если ребенок погибнет без вмешательства Хансар или животных. Считалось, что Тулхын-Отыр, получивший жертву, лояльно относился к Роду, реже убивал охотников и путешественников в лесу.
Добровольная смерть. Другим жестоким ритуалом, применявшимся в первобытном обществе, была добровольная смерть старых и больных членов Хансарских Племен. Как правило, по возрасту они не подходили в качестве священных жертв, а потому, чувствуя себя обузой, просили своих близких убить их, либо сами совершали самоубийство. Благодаря двум упомянутым ритуалам, живущие в условиях дефицита пищи и ресурсов Хансары избавлялись от тех, кто потреблял еду, но не мог приносить пользы в обозримой перспективе.
Ритуальный каннибализм. Периодически между Хансар вспыхивали кровавые столкновения, в которых гибли воины Племен. В связи с этими событиями получил распространение ритуальный каннибализм - считалось, что чем более сильный и знатный был вражеский воин, тем больше преимуществ получали те, кто поедали его плоть. Подобная традиция относилась только к чужим племенам и только к телам погибших во время столкновения воинов. Учитывая, что в отношении соплеменников, а также чужих детей и женщин подобный ритуал не применялся, то существует предположение, что он был направлен на то, чтобы употребить по назначению лишние трупы, возникавшие в период войн, уничтожить вражеских мужчин, но при этом не устраивать резни в отношении наиболее уязвимых групп, которые теоретически могли влиться в победившее Племя.
Инициация подростков. До возраста 10-13 лет дети мужского пола воспитывались и содержались их родителями, однако в дальнейшем наступал период инициации, когда подростки становились оторваны от родительской опеки и приобретали навыки и знания необходимые для взрослой жизни. Начиналась инициация в зависимости от физических параметров юношей - родившиеся в голодные годы могли начать ее позднее, а более крупные и крепкие соответственно приступали к ритуалу раньше. Инициация могла длиться от года до нескольких лет, во время которых подросток уходил из семьи и вместе с другими юношами вступал в ряды воинов-охотников племени. В период инициации подросток учился охотиться, убивать, выполнять семейную роль взрослого мужчины, а так же изучал законы, легенды и ритуалы его Рода и Племени. Дети и подростки женского пола проживали вместе с родителями до тех пор, пока они не достигали подходящего возраста, после чего их выдавали в замуж в чужой Род. Всем необходимым знаниям и навыкам девушек обучала родная мать или женщина ее заменявшая, какого то отдельного обряда инициации для женщин не проводилось.
Инициация шаманов. В отличие от многих других примитивных народов, шаманы Хансар не выделялись в отдельную касту и не пользовались особыми привилегиями, за исключения регулярного права голоса на собраниях Рода. Шаман по сути был одним из воинов-охотников, который, в дополнение к своим обычным функциям, обеспечивал связь непосредственно с богом Тулхын-Отыром и получал от него различные советы. Не во всех Родах были шаманы, среди Хансар они являлись относительно редкой профессией. Для того, чтобы стать шаманом, соискателю необходимо было соответствовать двум требованиям - во-первых, он должен начать слышать голос бога во время зимних метелей, а во вторых, ему требовалось пройти ритуал инициации. Инициация шамана заключалась в том, что слышащий голос Тулхын-Отыра охотник ранней весной уходил в лес и не появлялся на родовой стоянке в течение года, возвращаясь туда в конце следующей зимы. Учитывая суровый климат северных лесов, одиночка фактически был обречен на гибель в зимний период при обычных обстоятельствах, однако те, кто, как считалось, пользовался благосклонностью бога и был готов стать проводником его воли среди Хансар, умудрялись выжить и вернуться здоровыми в свой Род.