|
|
Огонёк свечи дрожит, мечется из стороны в сторону, скрипит перо, выводя на бумаге слова. Тонко очищенный кончик едва подрагивает, капли чернил срываются на тряпичную подкладку, расплываются уродливыми кляксами. В тех краях, где я родился, огонь символизировал жизнь. Ровно горящая свеча – это спокойная, без резких изменений, судьба. Монотонная, тягучая, как патока. Неторопливое шествие из одной точки к другой, от цели к цели, и затем – к финальной черте. Порой, знаю, всё бы на свете обменял на подобное тихое болотце. На уют и спокойствие. На чтение книг вслух в объятьях пледа, обязательный пятичасовой чай и назидательное ворчание супруги. Впрочем, можно и без оного. Но свечи в Вороньем Погосте редко горели ровно. Чаще – метались, отбрасывая странные, причудливые тени. Свечи знали гораздо лучше людей, что жизнь бывает какой угодно, но отнюдь не обязательно – счастливой. Пляшущее пламя – знак дурной судьбы. Знак непреодолимого стечения обстоятельств. Аккуратно складываю письмо. Нагреваю на огне сургучный шарик, давлю его родовым медальоном. На красной смеси остаётся оттиск – нахохлившийся ворон, сидящий на человеческом черепе. Это всё, что я могу на случай провала сделать для Кеворрина, если, конечно, он останется в живых. В конечном счёте, мне – экая пошлость! - нечем отблагодарить человека, ставшего на краткое время моей тенью, и лезшего вместе со мной в петлю. Монсеньор! Если Вы читаете эти строки, то сие означает, что автора этого письма, как и большей части тех, кого Вы посылали за ожерельем, более нет среди живых. Честная смерть – это лучшее, что может предложить судьба для наёмника, провалившего задание, не так ли? В любом случае, мы боле не достойны Вашего внимания. Тем не менее, я прошу Вас проявить снисхождение к мэтру Кеворрину. Он прекрасный врач, храбрый человек и надёжный друг. С точки зрения военной науки, его ценность, несомненно, не велика – лекарь вряд ли может в бою заменить солдата, но самое бесполезное занятие на этом свете – судить рыбу по тому, как она летает. Я верю, Вы найдете его талантам достойное применение. За сим, уповаю на Вашу милость. Александр Леруа, граф Корбэау. Военный хирург. P.S. Если в Ваши руки каким-либо образом попадут мои вещи – прошу Вас, отдайте синьору Кеворрину мои записи. Они представляют интерес только для медиков, причём весьма и весьма сведущих, к коим я отношу и своего коллегу. Дурная судьба – это следовать за человеком, ведомым оной. Не так ли, Эльстер? Хотя, вы рационалист и со мной вряд ли бы согласились... На тряпичную подкладку ложится второй листок. Серебряный медальон выскальзывает из руки, вытягивается на цепочке. Подцепить и щелкнуть малозаметной застёжкой, откинуть крышку, ощутить на себе пристальный, суховатый взгляд тёмных глаз. «Здравствуй...» Вновь оживает перо. Я не забочусь ни о почерке, ни о том, чтобы строки были ровными и аккуратными. Это письмо всё равно никогда не дойдёт до адресата - есть места, куда не летают голуби и не ходит почтовая карета. А ещё я знаю – завтра, в это же время оно будет сожрано безжалостным, мечущимся огоньком свечи. Съедено знаком дурной судьбы, как жизнь отправителя. И жизнь адресата. Здравствуй, сердце моё.
Как странно после стольких лет нарушать молчание. Слишком много времени прошло. В тот вечер, двенадцать лет назад, отправляя последнее письмо, прежде чем начинать свой безумный бег по кругу, я верил, что добьюсь своего. Я найду – то, что должен был найти, совершу чудо, отберу из лап Кошки то, что ей не принадлежало. Годы и жизнь развеяли эту уверенность, обратив её в привычку. В машинальное действие. Я до сих пор помню о том, что должен сделать. Эта память ведёт меня через все преграды и препятствия. Она – единственное, в чём я могу быть уверенным. Единственное, во что я верю. «Леруа не верят никому и ничему, даже себе!» - сказал бы отец. Я нарушил этот запрет. Потому что это – всё, что осталось у меня. От меня. Это я сам. За грязью людской, за гранью миров, что жестоки и ужасны, сей долг – последняя светлая вещь, до которой ещё не добрались вымазанные кровью и дерьмом пальцы различных реальностей. Временами я забываю о нём. Не потому что хочу его сбросить со своих плеч, нет. Просто чтобы не замарать. То, что я делаю, не всегда красиво и благородно, но является шансом. Шансом на очередной песок в часах, потраченный не на поиск пропитания или пролитую кровь, но ушедший на поиск ответа на вопрос, который я задал самому себе. А до этого его задала мне ты. И я провинился перед тобой. Я ушёл искать, хотя следовало остаться. Ты помнишь, графы из Коалиции говорили о том, что всякая власть – от Бога. Великая власть – от великого Бога. Они разрушали и уничтожали всё, что не соответствовало их меркам. Всё, что осмеливалось противиться их воле. Великая власть – от великого Бога. Даже если это – власть творить беззаконие. Но что, если любая власть уже не добра по самоей своей сути? Даже если она чужая. Особенно, если она – чужая. «Только Бог властен творить чудеса», - говорят священники. Мой род отобрал у него небольшой кусочек этой власти. Присвоил себе право заглянуть за ту грань, где смертным нет места. Графы, поднявшие мятеж против короля, обратили половину страны в руины и пепелище. Они присвоили себе чужую власть, и ничего хорошего из этого не вышло. Ничего хорошего не вышло и у нас, Леруа. Но ведь за всё надо платить, не так ли? И мы расплачиваемся. Прости. Это всё, что я могу тебе сказать.
И да, ты слышала только половину пословицы. Первую половину, лживую. «ВОроны никого не любят». Это не так. «ВОроны никого не любят, но если любят – один единственный раз, и на всю жизнь». Вот так, и только так верно. Я знаю, ты умеешь читать между строк. Ты всё поймешь. Например, почему я не выбросил медальон.
Прощайте, госпожа Денэ, графиня дю Монтень. Прощай, Эжени. Прощай, сердце моё.
*** День прошёл незаметно. Завтрак, обед, и ужин – нечто безвкусное, дабы набить желудок. Время между этими тремя ключевыми моментами было забито всяческой вознёй: смазать дротики для арбалета, разлить остатки препаратов в шприцы-инъекторы, в очередной раз перебрать вещи. Сон не шел долго, потребовался почти час всеаспектного изучения потолка гостиничного номера, чтобы провалиться в привычную темноту. «... Теплый ветер треплет плащ, норовит сорвать берет с головы. Небо затянуто тонкими белыми облаками, напоминающими кисейную ткань. Под ногами – серые гранитные плиты площади, огороженной невысокой чугунной оградкой, подобной тем, что можно увидеть на бульварах морских или речных городов. На противоположном конце высится собор. Длинные, устремлённые в небеса, тонкие шпили и арки, узкие окна-витражи. Здание кажется нереальным – слишком уж хрупки и изящны очертания, подернутые дымкой, слишком высоко находится флюгер на центральном нефе – словно бы тонет в белой мякоти облаков. Если подойти к ограде, то можно увидеть, что за ней ничего нет, только густые облака, сквозь разрывы в которых далеко-далеко внизу видно сине-зелено-серое полотнище земли. Дубовые двери, с вырезанным на них орнаментом – песочными часами распахиваются навстречу. Внутри собора царит тихий и теплый полумрак, нарушаемый разве что равным мерцанием множества свечей. Здесь нет ощущения холодного, неодобрительного взора, что вперивает во входящего наблюдатель свыше, нет желания потянуться к клинку. « У зла нет власти...» - звучит фраза в моей голове. «Нет, нет, нет, нет...» - громким шёпотом отзываются из всех углов голоса, мужские, женские, старческие, детские, знакомые и незнакомые. На одной из скамеек в первом ряду, перед неторопливо подымающейся вверх, к алтарным дверям из редкого северного белого дерева, лестницей, замерла человеческая фигурка. Тонкое серо-белое платье с синим бантом на груди, жемчужное ожерелье на шее, вьющиеся, густые каштановые волосы. Гитара в изящных женских ручках, тихий перебор струн. Звонкий голос, осторожно поющий слабо различимую песенку. Я иду ближе. Иду осторожно, чтобы не помещать, и даже сейчас с уверенностью могу сказать: леди мне не знакома.
Ружейный дым так сладок на заре, Отныне он - ваш спутник серебристый. Храни Господь стрелков и дуэлистов! Вы мне назначили свиданье в октябре, Вы мне назначили свиданье в октябре...
На полпути из-за колонны навстречу мне делает шаг мужская фигура. Мутно-белые глаза, кожаный дублет и черный нахохленный ворон, вцепившийся когтями в кожаную перчатку. - Кто это? – негромко спрашиваю я Альдо, кивая в сторону дамы. - К чему весь этот спектакль? - Есть вещи, которые следует помнить, но иногда наступают интересные времена и тогда...тогда их следует забыть, - мой далекий предок поднимает руку, негромко звенит, разматываясь под грузом, цепочка. В руке у основателя рода Леруа медальон, навроде моего – серебряная безделушка. Сгорают клены в пурпурном костре, На наших землях монсеньор загнал оленя. Я в пятый раз читаю "Опыты" Монтеня, Вы обещали мне вернуться в октябре, Вы обещали мне вернуться в октябре.
- ВОроны никого не любят – так гласит пословица, - тонкие губы кривятся в усмешке. – Арман не был исключением. Он не любил никого – ни Пенелопу, ни другую женщину, ту, что была верна ему до большой войны. Вальтер срывается с перчатки, делает круг по залу, осторожно планирует, усаживается на спинку скамейки, рядом с дамой, наклонят голову, словно бы прислушиваясь к песне. - Знакомство их состоялось в возрасте одиннадцати лет. Корнелия Хауэр, дочь одного из вассалов семейства дю Монтень, на долгие годы ставшая для Армана единственным другом. В отличие от прочих, она не боялась страшных сказок и легенд, пусть даже и воплощённых в реальность. Может быть, она даже и не верила в них. Но детство быстро проходит... – Альдо невесело улыбнулся чему-то своему. – Слишком уж быстра река, что называется «время».
Под мелкий дождь, во всеми проклятой дыре Вы пьете херес и копаете траншеи. Храни Господь и вашу честь, и вашу шею! Вы дали слово не погибнуть в октябре, Вы обещали мне вернуться в октябре.
- Детская привязанность сменилась дружбой, дружба – первой, и как оказалось, единственной любовью. Она помогала твоему отцу во многом. Именно Корнелия в какой-то степени вытянула его из того мрака, в котором долгие сотни лет пребывало и до сих пор пребывает всё наше семейство, научила видеть достойных людей и не смотреть на мир как на болото. И Арман по - своему заботился о ней - не раз брался за клинок, дабы отвадить злые языки от желания обсуждать взаимоотношения некоей пары - графа Корбэау и княгини Хауэр. Не меньше дюжины дуэлей, и все – выиграны. Но во всём этом, в этой трогательной картине всегда было одно серьёзное «но»... - Позволь догадаться, какое, - говорю я . - Да, - Альдо кивает. - Он считал её другом, испытывал уважение, принимал сочувствие и понимание – именно она одна поддерживала его в обществе, которое его ненавидело и которому он отвечал взаимностью, именно она нарушила те запреты, из-за которых мы все – весь род, от первого колена до последнего - считались изгоями. Но сердцу нельзя приказать полюбить, и за тонкой красной линией, которой судьба связала Армана и Корнелию, сердечная привязанность была только с одной стороны.
Чужая блажь не стоит ничего, Чужие опыты губительны для слуха. Теперь я знаю, глух Господь на оба уха: Молитвы любящих не трогают его! Молитвы любящих не трогают его...
- Она настаивала на свадьбе, и, в конечном счёте, добилась своего. Им было семнадцать, когда их обвенчали. Твой отец долго отбивался от этого шага, но, однажды, неожиданно для всех – в том числе и для Корнелии - согласился. Так княгиня Хауэр превратилась в графиню Корбэау.
...Листва осыпалась к рождественской поре, А в декабре месье Монтень почти несносен. Вы навсегда остановили эту осень. Вы изменили мне со смертью в октябре, Вы изменили мне со смертью в октябре...
Альдо поворачивается ко мне спиной, жестом приглашает следовать за ним, и начинает неторопливо идти по направлению к первому ряду скамеек, к алтарю. - В ту октябрьскую ночь в Вороньем Погосте было холодно. Арман отправил молодую супругу в спальню, но сам к ней не пошёл. Вместо этого треть ночи он просидел в библиотеке, треть ночи пьянствовал в компании стражи, а последнюю треть - играл в шахматы с Вальтером Деверу, ты его знать не мог, он рано погиб... А наутро, - Альдо обернулся, в его глазах мелькнуло нечто странное – не то удивление, не то некая невысказанная печаль , - прибыл гонец на взмыленной лошади. Началась Двадцатипятилетняя война, и Арман Леруа, даже не попрощавшись с молодой супругой, отправился на неё. Отправился, чтобы вернуться двадцать пять лет спустя, абсолютно, абсолютно, абсолютно другим человеком. Женщина встаёт со своего места, откладывает гитару, подходит к лестнице, ведущей к алтарю, склоняет голову и складывает руки перед собой. Мне кажется, что я вижу, как шевелятся губы, шепчущие слова молитвы. Альдо останавливается неподалеку от Корнелии, кладёт руку на рукоять палаша, обводит взором алтарь. - Когда ей и твоему отцу было пятнадцать, они часто говорили об этом месте, о том, что им бы хотелось придти сюда. Церковь, парящая над облаками, Церковь Памяти, Церковь Воспоминаний... Иногда сказки – оказываются былью, особенно страшные. Впрочем, нам ли об этом не знать, - далекий предок вытаскивает платок, неторопливо утирает им губы. – Так вот, легенда гласит, что если мужчина и женщина любят друг друга и они пройдут сквозь алтарные врата, - рука основателя рода указывает на дверь из белого дерева, - то они всегда будут вместе. Что бы с каждым из них не случилось – смерть ли, разлука, потеря памяти... - Красиво, но далеко от реальности, - сухо отвечаю я. – За долгие годы наслушался подобного... - Это не сказка, - Альдо резко поворачивается ко мне, в голосе проступают нотки недовольства. – Это быль. Светлая и чистая, что само по себе – большая редкость. Знаешь ли, в грязном и жестоком мире должно быть хоть что-то доброе, и если уж существует Кошка, то должно быть и что-то...обратное.Так вот, оно - перед нами. У зла здесь нет власти, а по меркам неведомых строителей этого места мы, дорогой потомок - зло. - А что стало с ней? – я киваю в сторону женщины. Голос Альдо становится сухим и бесцветным, шелестит словно бумага.«Убийца...» - привычно отмечаю я. - Корнелия Леруа, графиня Корбэау, умерла четыре года спустя, от тоски. Увяла на глазах прислуги и стражи менее чем за сорок восемь месяцев. А ещё двадцать один год спустя полковник Леруа вернулся домой. К слову, он всё-таки здесь успел побывать. А возвратившись отсюда в Вороний Погост, приказал садовнику ухаживать за могилой его первой супруги.. .а потом словно бы забыл о Корнелии, как будто её и не было никогда. А полтора года спустя, после возвращения, познакомился с Пенелопой Этье. Дальнейшее, тебе, я думаю, рассказывать не надо... - И в чем же причина столь короткой памяти? - Есть вещи, которые лучше забыть, потому что жить с ними тяжко. У тебя за душой тоже подобное есть. Например, ты был здесь лет этак пятнадцать назад, но об этом не помнишь. - Навряд ли, - пожимаю плечами. - Я не склонен лгать, - предок качает головой, протягивает раскрытый медальон с портретом Корнелии мне. – Может быть, ты вспомнишь. «Ты похож на кислоту, которая полюбила синицу...» - так ведь Арман говорил тебе когда-то. «Которая полюбила синицу...» - слова эхом отдаются в ушах, металлический обруч стягивает виски, в которых немедленно начинают постукивать молоточки. - Альдо, - рычу я сквозь стиснутые зубы. - Да именно, так. Кислота и синица. Смертельный яд и маленькая проворная птичка с наивными глазами. И да – ответ на твой вопрос прост: не стоит тревожить мёртвых без дела. Не следовало показывать то, что будет, в номере гостиницы. Даже избранным тобой образом. - Карр! – словно соглашаясь с Альдо, подаёт голос ворон. - В наших краях говорят – человек живёт до тех пор, пока жив последний из тех, кто его помнит. Каждый из нас – настоящее кладбище, дом в котором живут духи умерших. Не следует удивляться, если после подобных фокусов сознание тебе подбросит что-нибудь или кого-нибудь, - основатель рода забирает медальон с портретом Корнелии из моих рук. – А теперь – иди отдыхай. Я провожу даму, и посмотрю, что ты собрался делать далее...*** Ничего удивительного в том, что на момент начала нашего похода к резиденции адмирала самым злым и невыспавшимся из нашей компании был я. Впрочем, сейчас собственное моё самочувствие меня не особо волновало – если не справится Астор, и не справлюсь я, то появится прекрасная возможность отоспаться на том свете, причём разом за все дни и годы, когда сна не хватало. Уже в переулке, прежде чем расходиться по местам, предупредил женщину: - Леди, если вы оттуда не выйдете через три-четыре часа, то тогда в гости к адмиралу иду я. На мгновение остановив собравшегося уходить Эльстера, протянул письмо. - Друг мой, это всё, что я могу сделать для вас. Если с Астор и со мной что-то случится, а искомое не будет найдено, прошу Вас, не рискуйте понапрасну, отдайте письмо нанимателю. «Вот и всё». После этого я, осторожно ведя коня в поводу, отправился искать удобную позицию для наблюдения за окнами особняка адмирала, на одно из которых сейчас покушалась госпожа Гунлауг.
|