Внешность
Высокий крепко сложенный мужчина средних лет с густой черной бородой. Голову бреет наголо.
Вне боя обычно одевается в халат и тюрбан, в бою носит ламинарный доспех и конический шлем.
История
Богат и славен город Шахраман! Высоки его стены, мудры правители, благочестивы жрецы. Купцы хитроумны, ремесленники искусны, ну а воины, как и полагается, храбры. Наверное, именно благодаря последнему, соседи, жадно смотрящие на богатства города, все же не решаются в открытую на него нападать.
Однако, у всего есть обратная сторона. И в случае с армией, такой стороной является то что войны вроде как нет, а кормить-то ее все равно надо! А не кормить не получается - того и гляди, бунт устроят, да и случись врагу напасть - кто защищать-то будет? Наемникам веры нет, это пока мир они готовы клясться в вечной верности (и жрут при этом в три пуза, заметьте, ничем не лучше регулярной армии). А как дойдет до дела, подойдет супостат к стенам - что тогда? Вдруг решат, что грабежом и разбоем получат больше чем сражаясь и умирая, вдруг откроют ворота? Нет, это просто невыносимо, кругом убытки, кругом траты!
Но не зря правители Шахрамана звались мудрыми. Ведь подумав, можно сообразить, что если где-то войны нет, то в каком-то другом месте она идет обязательно. И многие не разделяют отношение торгового города к наемникам, щедро платя за сталь, бронзу и кровь. А раз так, то почему бы не отправить часть воинов за море, добывать славу и деньги?
Конечно, что бы повести их на такое дело, нужен человек особый - опытный и осторожный, но не трус. И верный. Кто? Ну, вот хотя бы Но-Акхем...
Навыки
Шахраман - богатый торговый город, расположившийся на юге Срединного моря, контролирующий достаточно большую по меркам этого мира территорию. Форма правления - олигархо-аристократическая.
Общество хотя и не кастовое, социальный рост возможен, но жестко стратифицированное, жители поделены на сословия и гильдии, каждая из которых занимается свои видом деятельности.
Воины - одно из таких сословий, причем отнюдь не высшее и не принимающее участие в управлении государством. Каждому воину город платит небольшое содержание (порядка 10 шеумов), при этом им запрещено заниматься какой-либо другой деятельностью, вроде торговли или ремесленничества. Поэтому, наемничество - один из немногих способов для них выбиться в люди и стать зажиточным человеком. Они охотно идут в солдаты удачи, но берут туда не каждого.
Во-первых, необходимо обзавестись соответствующим и весьма недешевым снаряжением. Город относится к посылке компании наемников, как к коммерческому предприятию и всегда готов ссудить деньги, вот только тогда при возвращении из похода придется отдать почти все заработанные деньги на погашение долгов. Впрочем, даже если воин ничего ни у кого не занимал, все равно по возвращению он должен будет заплатить в казну часть денег, полученных за службу.
Во-вторых, в наемники предпочитают набирать не зеленую молодежь, а мужчин уже успевших обзавестись семьей. В данном случае она служит гарантией верности и того что человек вернется в Шахраман, а не дезертирует где-нибудь на чужбине. Если такое случается - то все его имущество конфискуется, а семья продается в рабство. С другой стороны, инвалидов и родственников погибших в бою государство обеспечивает пенсией. Благодаря такому кнуту и прянику мораль наемников из Шахрамана весьма высока.
Командира отряда стараются подобрать из опытных, зажиточных воинов, не раз ходивших в походы и успевших себя хорошо зарекомендовать.
Войско Шахрамана делится на чохты - группы воинов по 60 человек. Чохты группируются в отряды, которые обычно насчитывают от 2-х до 8 чохт, в зависимости от цели и ситуации.
Инвентарь
Войско Шахрамана можно разделить на четыре рода воинов. Первый и самый многочисленный - это копейщики, вооружение которых составляет гвизарма длинной около 2.2 метров с отходящим от основного острия дополнительным лезвием, позволяющим наносить не только колющие, но и рубящие удары, а также использовать его как крюк для стаскивания всадников (ссылка). Дополнительное вооружение состоит из короткого меча длинной около 60 см и засапожного ножа, который применяется в основном в хозяйственных целях. Доспех ламинарный, из проклеенных в несколько слоев кожанных полос, нашитых на тканную основу и защищающих грудь, бока и живот и спину, а также кожаных же наплечников. На голове конический бронзовый шлем, ноги защищает тканевая юбка до колен и поверх нее другая, из толстой кожи на верхнюю треть бедра.
Это костяк войска, состоит из опытных и достаточно обеспеченных мужчин, которые могут себе позволить купить или взять в кредит достаточно хорошие доспехи и вооружение. Плата- примерно 25 шеумов.
Вторые - это рубщики, вместо копий вооруженные тяжелыми бронзовыми топорами с помощью которых они проламывают строй противника.В остальном вооружение и доспех такой же, как и у копейщиков, за исключением того, что пластины и наплечники у них из бронзы или железа, а не из кожи, и кожаная юбка до колен.
Основная ударная сила войска, предназначенная для взламывания строя врага. Сюда идут самые сильные и умелые воины и платят им больше остальных - около 35 шеумов.
Арбалетчики вооружены примитивным арбалетом с ручным взводом (арбалет упирается в землю, придерживается ногой а тетива натягивается специальным крюком). Также из вооружения у них бронзовый меч-копис и доспехи как у копейщиков, но без юбки и наплечников.
Метатели вооружены 2-3 легкими дротиками, которые они бросают с помощью копьеметалки, а также одним более тяжелым, которым можно как бросать, так и сражаться в рукопашной. На бокутакой же меч-копис, как и у арбалетчиков. Защитой метальщикам служит овальный кожаный щит примерно 80x100 сантиметров и кожаный шлем.
В арбалетчики и метальщики обычно идут юноши и молодые мужчины, у которых это - первый поход. Используются как вспомогательная сила, застрельщики и разведчики. Плата - 15 шеумов.
Численность метальщиков и арбалетчиков составляет примерно четверть войска, копейщики и рубщики соотносятся как 1:3.
В походе наемники стараются поддерживать строгую дисциплину и порядок. Хозяйственной частью заведает кана келем - хранитель казны из сословия писцов, обычно с несколькими помощниками. Он следит за финансами, снабжением и фуражировкой, заключает договоры с купцами, а также управляет полковыми рабами (т.е. теми, которые принадлежат всему полку, а не конкретному человеку).
У полка есть свои доверенные купцы, обычно из Шахрамана, но иногда и местные. С ними заключается договор, что они будут продавать товар хорошего качества и по честным ценам. За это им позволяется торговать в лагере и им же сбывается полковая добыча.
Добыча делится следующим образом: воин имеет право на то, что он добыл в бою, это прежде всего оружие, доспехи, одежда и украшения, снятые с тела убитого врага, а также захваченные рабы. Все остальное, что сумели захватить и награбить идет в общий котел, откуда распределяется главой отряда в соответствии со статусом и заслугами каждого. Много добычи стараются не накапливать что бы не затруднять передвижение отряда. Если такое случается ее либо переправляют в Шахраман через доверенного купца, либо продают все тому же купцу, а домой отправляют уже вырученные деньги. В конце-концов, война может длиться не один год, а семьям на родине надо что-то кушать.
Лагерный обоз состоит из телег, запряженных волами и управляемых рабами. Примерно на 20 человек - одна телега. Кроме того рабы занимаются готовкой и различными хозяйственными работами. А вот следит за оружием и готовит себе место для ночлега каждый воин сам (ну, или его личный раб, если таковой имеется). Количество полковых рабов - примерно 1 раб на 10 человек, свои личные рабы обычно есть у офицеров и у некоторых зажиточных воинов-рубщиков. По крайней мере, это по состоянию на начало похода, дальше - как повезет захватить. Однако слишком много рабов тоже стараются не заводить, поступая с ними так же, как и с остальной добычей.
Если лагерь разбивается не на один день, то его стараются укрепить, окопать по периметру и обнести частоколом. За стенами лагеря располагаются торговцы, не попавшие в число доверенных, а также шлюхи и всякие скользкие личности, неизбежно заводящиеся вокруг наемников. Пытаться избавиться от них бесполезно, но внутрь лагеря им вход заказан.