ОСНОВНЫЕ ВЕЩИОбщие правила перечислены в главе 9 "Playing the Game".
1. Уровни мастерства. Proficiency RankКаждому персонажу, каждому классу даётся владение навыками, оружием и доспехами, владение спасбросками. Когда персонаж хочет сделать проверку навыка, атаковать, узнать свой АС или пройти спасбросок, он к броску д20 (или к "10" для АС и ДЦ) в том числе прибавляет Proficiency Bonus, который зависит от ранга мастерства (Proficiency Rank) в этой штуке и от уровня персонажа.
Proficiency Rank перечислены в таблице:
Profciency Rank Profciency Bonus
Untrained 0
Trained Your level + 2
Expert Your level + 4
Master Your level + 6
Legendary Your level + 8
Соответственно, к trained навыку для персонажа первого уровня прибавляется PB, равный +3. А тот же trained навык для персонажа двадцатого уровня будет прибавлять к проверкам PB, равный +22.
Этот же PB в зависимости от своего уровня прибавляется к броску атаки оружием, к спасброскам, к АС персонажа, если он надел доспех, которым владеет.
Разные уровни Profciency Bonus давайте обозначать сокращённо: unPB (untrained Profciency Bonus), trPB (trained PB), exPB (expert PB), mPB (master PB) и lgPB (legendary PB).
2. Формулы основных бросковФормула типичной проверки (проверки навыка): д20 + модификатор характеристики + Profciency Bonus + прочие бонусы (ситуационные, от предметов, от статуса) + прочие штрафы (ситуационные, от предметов, от статуса)
Формула Melee attack (атаки ближнего боя): д20 + модификатор Силы (или ловкости для finesse оружия) + PB + прочие бонусы и штрафы
Бросок Melee damage: кость урона оружия или безоружной атаки + модификатор Силы + бонусы и штрафы
Формула Ranged attack (атаки дальнего боя): д20 + модификатор Ловкости + PB + прочие бонусы и штрафы
Бросок Ranged damage: кость урона оружия + модификатор Силы для метательного оружия + бонусы и штрафы
Формула Spell attack (атаки заклинанием): д20 + модификатор, используемый для колдовства + PB + прочие бонусы и штрафы
Бросок Spell (and similar effects) damage: кость урона эффекта + бонусы и штрафы
Формула Spell DC (сложности заклинания): Spell DC = 10 + модификатор, используемый для колдовства + PB + прочие бонусы и штрафы
Формула Armor Class (класса брони): Armor Class = 10 + модификатор Ловкости (до уровня, который позволяет броня) + PB + Бонус брони к АС + прочие бонусы и штрафы
Формула Perception check (проверки внимательности): д20 + модификатор Мудрости + PB + прочие бонусы и штрафы
Кстати, Perception check используется для определения инициативы в бою.
Формула Fortitude save (спасброска стойкости): д20 + модификатор Силы + PB + прочие бонусы и штрафы
Формула Reflex save (спасброска рефлексов): д20 + модификатор Ловкости + PB + прочие бонусы и штрафы
Формула Will save (спасброска воли): д20 + модификатор Мудрости + PB + прочие бонусы и штрафы
3. Прохождение проверокПроверка пройдена, если итоговый результат броска равен или выше DC (сложности проверки). Также и атака попала по цели, если результат атаки равен или выше AC. По той же схеме работают и спасброски.
При этом есть степени успеха и неудачи.
Если вы получили 20 на броске д20 или результат броска выше DC на 10 и более — у вас критический успех на броске навыка. При атаке - критическое попадание. При этом иногда даже 20 на д20 может означать неудачу, если проверка имеет на столько большой DC, что результат с 20кой выходит на 10 или более меньше DC.
Если вы просто получили результат, который выше DC, но не более, чем на 10, то у вас обычный успех.
Если вы получили результат, который ниже DC, но не более, чем на 10, то у вас неудача.
А если вы получили 1 на броске д20 или результат броска вышел меньше DC на 10 или более — у вас критическая неудача на броске навыка. При атаке - критический промах. При этом иногда 1 на д20 может означать удачу, если результат броска превышает DC на 10 или более.
4. Действия в энкаунтерах (в бою)Бои делятся на раунды (промежутки по 6 секунд). На раунд персонажу выделяют 3 single actions (действия), 1 reaction (реакция) и free actions (можно делать только один free action за какой-либо триггер (если я правильно понял)).
3 действия соответственно можно тратить на доступные действия. На действие движения, на действие атаки. Можно хоть 3 раза в раунд атаковать — правда, каждая последующая атака будет идти со штрафом: -5 для второй атаки, -10 для третьей и каждой последующей. Некоторые активности (activities) персонажа зачастую требуют траты 2 или 3 действий (например, большинство заклинаний требуют больше 1 действия на кастинг).
Давайте обозначать в тексте single action как 1А, активность на 2 экшена - 2А, активность на 3 экшена - 3А.
6. ОпытОчень просто. За столкновения, квесты и всё, за что мастер даст очки опыта, персонаж получает опыт. Каждый раз, когда персонаж накапливает 1000 XP, он повышает свой уровень на 1, а опыт сбрасывает в 0.
Т.е., с 1-го уровня перейти на 2ой - 1000 опыта, с 19-го уровня перейти на 20-й — та же 1000 опыта. Вот только получить её, наверное, будет гораздо сложнее.