Просмотр сообщения в игре «Сумерки Империи XIII»

DungeonMaster Mordodrukow
01.07.2019 15:21
Ладно, подведём итог:
Не стану решать, кто победил, а кто - нет, потому что всё могло измениться. Почти наверняка игру вытащили бы либо Винну, либо Сол. Но вот что я могу: сделать определённые выводы и заодно оценить, кто как играл. Начну с выводов:
1. Ожидаемо, в топе оказались те, кто вместо войн тратился на что-то полезное (технологии, задачки...). То есть да: Винну и Сол, конечно, ближе всего к победе, но давайте на чистоту: ближе всех к победе те, кому давали. Все прекрасно видели, что они развиваются, всем было всё равно. Итог ожидаемый. Это работало, когда играл я, и работает сейчас: не танкуй лицом чужую агрессию, и окажешься в топе. Воевать - можно. Но это должны быть блицкриги, а не вот это буксование вокруг двух планет, которое происходило на юге.

2. А вот что меня совершенно удивило: именно позиции 2 и 6 оказались под ударами, хотя я создавал карту таким образом, что они соприкасались бы с наименьшим числом соперников.

3. Карта была и хороша и плоха, на мой взгляд. Хорошая, потому что не супер большая. Мы увидели плюс минус баланс между синими технологиями и всеми остальными. Те же Сол, которые качали только красное, оказались в топе. Это показатель. Кроме того, СПО в данной игре что-то решали благодаря тому, что планеты располагались в основном вокруг ХВ. Даже без возможности стрелять направленно в один и тот же сектор несколько раз за ход (как разрешил Вилли у себя в игре, что я считаю очень странным решением, потому что это по сути бесплатные выстрелы, как у ментаков. Даже если у тебя два СПО, это очень сильно. А когда их шесть, это попахивает маразмом...)

Центральная часть карты выполняла роль своеобразного шлюза из-за туманностей на границах. По задумке, игрок мог бы взять небольшую ударную группу и осторожно начать туда входить, рассчитывая занять нейтральные планеты. При этом остальные это видят, и у них есть время среагировать. Пускай они прибудут на ход позже, но тем не менее. Однако, практика показала, что всем пофиг, и все продолжают заниматься своими делами. А Винну так и вовсе наехали на Наалу, но там вообще отдельный разговор.

Защита на Мекатоле была усилена. Толку мало. Просто народ копил силы чуть дольше.

В целом, по карте на будушее: возможно, я бы сделал на месте красного кольца кольцо планет, чтобы народ больше взаимодействовал между собой.

А ещё я представляю, какой трэшак начался бы, если бы в игре были Призраки.

4. Правило прецедента стоит переписать, чтобы оно не ссылалось на предыдущие игры хотя бы вот из-за этого случая с СПО. Будем ссылаться на текущую игру (не конкретно эту, а ту, в которой возникла ситуация), либо на буржуйский FAQ.

5. Почему-то народ купался в КМ. Я не понял, как это получилось. Видимо, потому что муваться практически никуда не нужно. Или потому что 2 КМ можно было купить за 3 влияния, а не за 4, но вот как раз в это верится с трудом. Ещё интересный момент: никто не покупал больше трёх КМ.

6. На мой взгляд, разделение мува на 2 части помогло сильно. Наалу мне тут предъявляли в личку, что, мол, "да они же видят, куда я сходил, и контрят меня!" Ребята. Если бы они не видели, они просто писали бы больше условий, и всё равно докопались бы. Зато в этой игре условий было от силы штук пять. А по-моему, даже и меньше.

7. В целом мне нравится баланс по стратегиям. Благодаря тому, что законопроекты можно было менять на товары 1 к 1, Ассамблея и Бюрократия что-то значили, и в целом, на мой взгляд, самой слабой стратегией оказалась (внезапно) Война. Хотя я и пытался её улучшить. И да, она была расписана довольно дебильно, придётся переделывать. Но вопрос щас больше не в формулировке, а как сделать её интересной. Потому что сейчас она примерно наравне с Империей: если ситуация такая, что оно тебе надо, ты её берёшь, а народ вокруг настораживается. С другой стороны: стоит ли это менять? Хотелось бы знать ваше мнение.

8. Ещё по стратегиям: мне нравится Технология в том виде, в котором она есть. Тут мы имеем интересную ситуацию: она была бы сильнее, если бы мы играли в вариант "можно учить одну технологию в ход". Но в то же время, когда есть ограничение на одну технологию появляется больше смысла воевать. Что из этого лучше? Не знаю, честно говоря... Мне показалось, что лучше вот как щас. Хотя бы потому что так можно пользоваться технологическими специализациями активней. А в альтернативном варианте ну закроешь ты одну-две технологических планеты, и всё. А остальные будто бы и не дают ничего...

9. Правила ещё пилить и пилить, как я понял. Но шаг в нужном направлении уже сделан. Хотя и не все догоняют, что и зачем делается. Нужно дорабатывать терминологию и пересмотреть КД. Я их до этого не трогал, и вот результат...

И ещё очень хочется приучить людей к культурному написанию заявок, чтобы резолвы делались за пол часа без автоматизации (а с автоматизацией люди вон играют без ведущего вообще. Можете у Солануса спросить. Он расскажет, если захочет)

10. Дипломатическими обязательствами не пользовался никто, даже не смотря на довольно имбовое, позволяющее меняться стратегиями с товарищем. А вот моё нововведение, позволяющее призывать ГМа свидетелем сделки, использовалось широко как минимум тремя игроками (Муатт, Винну и Хакан). Конечно, они не совсем верно его поняли, но честное слово, оно разгрузило игру от интриг уровня детского сада и, на мой взгляд, положительно повлияло тем самым на скорость отписи и темп игры.

11. Самым глупым решением, если не учитывать дебильно расписанную Войну, я считаю тот ход, когда я прикопался к тому, что дипломаты не были активированы. Я это говорил уже Скифу в личку, и скажу здесь: да, это был фейл с точки зрения дизайна. На ход событий это повлияло бы в малой степени (но повлияло бы, конечно. К примеру: Наалу могли бы вернуть себе планеты через какое-то время, и в итоге не исключено, что на место победителя претендовали бы только Сол). Вопрос в другом:
- я всю игру правил за народом дегенеративные ходы таким образом, чтобы они были логичными. Т.е. к примеру, вон Хакан и Кссча указывали не те сектора или планеты. Там по контексту было понятно, что они хотят сделать (и вариант там чаще всего был один), и я это исправлял. Потому что у меня была установка, что мои игроки по умолчанию не тупые.
- в компендиуме я дипломата расписывал на 4 абилки. Четвёртая была в игре у Эрла и ещё в некоторых. Она позволяла использовать дипломата при захвате планеты, и тогда планета могла быть сразу использована в этом ходу (как при Нанотехнологиях). И там было написано, что если игрок не заюзал остальные три абилки, то очевидно, что при необходимости он захочет использовать эту.
Так вот, учитывая эти два пункта, что мешало мне считать, что игрок, не использовавший дипломата для дипломатического захвата или для пролёта сквозь чужие флоты, захочет закрыть планету, на которой дипломат находится? Я не знаю... Это было какое-то помутнение в голове вперемешку с желанием выпендриться и показать людям, что тут, вообще-то, некоторые правила работают иначе. Это было плохо. Не делайте так.

В целом по дипломату: дописать, что дипломатический щит создаётся автоматически, если дипломат ничего больше не делал. Также дописать, что если дипломат перемещается на другую планету, щит не переместится вместе с ним, а исчезнет.
Также по дипломату и по проходу сквозь чужие флоты с помощью других средств: я бы изменил эту тему таким образом, что первое препятствие в виде чужого флота не останавливает твой флот. Это нужно, чтобы с помощью логистики флотов народ не летал сквозь три кордона подряд. Иначе она слишком сильна. А для остальных почти ничего не изменится: чаще всего приходится проходить именно через один флот. И это можно будет контрить, ставя на пути не один эсминец, а два последовательно. А возможность что-то контрить - это почти всегда плюс в плане геймплея.


Возможно, вспомню что-то ещё попозже... Но основные впечатления: переделывать карту, переделывать КД, дорабатывать терминологию.


Теперь по игрокам:
Винну. Как я уже говорил выше, им давали, а они брали, не стесняясь. У человека с самого начала была какая-то тактика, и он её придерживался. Ещё я был очень впечатлён тем, что он справлялся, практически не покупая дополнительные КМ и не увеличивая лимит флота. Вот это реально круто! С точки зрения дипломатии у него всё было плюс-минус ровно. Ничего супер выдающегося, но это и не требовалось. Он ни на кого не бычил, ему не мешали, вот и вся дипломатия.

Наалу. Играли довольно наивно. Оставлять планеты без прикрытия (да хоть бы и с работавшим дипломатом) - это, конечно, да... Я видел Наалу, которые вцепляются в тебя, как бульдог в задницу, и не отпускают, пока не добьются своих целей. Здесь этого не было. Как мне сказал сам Скиф, он хотел играть в стиле пацифиста. Было ли это хорошей идеей, учитывая, что две из трёх расовых способностей являются боевыми в первую очередь? Я не уверен... Но даже если не брать это в расчёт... Можно же было вести какие-то дипломатические переговоры, чтобы защититься. А я таких не помню, не считая переговоров с Сол. В целом не могу сказать, что играли они плохо. Скорее захотели рискнуть, но не фортануло.

Сол. Копили силы. Прилетели в Мекатол. Убили Мекатол. Оказались в топе. Это забавно: обычно если в какой-то игре ты никуда не лезешь, ты оказываешься на дне. Но в СИ это оказывается путём к победе. Отчасти тому виной является карта. Отчасти - дебильность механики. Но факт есть факт: игрок в игре разбирается, и всё сделал правильно. Дипломатически тоже всё было хорошо. Чуть было не начали драться с Арборек, но здравый смысл победил. Особенности расы Мастикора раскрыла полностью, не считая абилки про стреляющих перед смертью пехотинцев (которая просто не понадобилась)

Арборек. Тоже довольно хорошо играли. У них там с Кссча и Вирусом была компашка, и Арборек из всей троицы играли лучше всех. Но, как мы видим в итоге: координировались не идеально. В итоге много буксовали. Будь я на месте этой троицы, я бы: 1) кормил Некро-вирус технологиями, подсылая туда эсминцы, 2) определился уже: бьём котов или бьём Муатт. А тут что-то то туда воевали, то сюда... В итоге 7 ход, а все игроки до сих пор в игре. Особенности расы Арборек раскрыли нормально. Можно было бы лучше, если бы на это было время. Времени не было...

Кссча. У Барона были там какие-то серьёзные дела в реале, поэтому играл он не очень внимательно. Однозначно мог сыграть лучше, потому что я его знаю. К примеру: забрать Гарбозию, закрывать её попеременно то дипломатом, то эффектом дипломатии (который у черепах есть всегда). И постреливать оттуда СПО. Потом подвёл бы ударный кулак и захватил бы котов. Вместо этого несколько ходов мусолили... Это как рубить человеку голову тупым топором. По дипломатии: словил агрессию. Но он часто её ловит, я не удивлён. Не знаю, почему так получается.

Хакан. Тут человек просто пал жертвой. Жертвой сложности правил. Жертвой моих изменений в правилах. Жертвой троих агрессивно настроенных ребят. В такой ситуации играть было действительно сложно, и я должен отметить, что игрок практически не делал ошибок. Но он мог бы лучше дипломатить. Слишком поздно стал договариваться с Винну. Слишком скромно пользовался возможностями передачи карт и влияния на торговлю (т.е. круто, конечно, что ты бесплатно трансферишь карты от игрока к игроку, но можно же и комиссию за это брать. Или можно собирать инфу, у кого что есть, организовывать триумвират или даже квартет, перекидывать карты, которые максимально хорошо сыграют у того или иного игрока, этому игроку, чтобы он всех втаптывал в грязь... и т.д. и т.п.) В то же время я с удивлением следил, насколько вообще сильно можно завязнуть, казалось бы, в игроке, у которого почти ничего не осталось. В общем, с одной стороны: вроде и пассивно сыграл. Но с другой стороны можно и шляпу снять.

Вирус. У них какая-то идея-фикс была: постропаться с Муатт. Но да, там Муатт повезло, потому что у них оказались нужные карты. С удовольствием понаблюдал за тем, как играется за эту расу. Невозможность учить технологии, которые тебе надо, мешает сильно. И хотя флагман у них аннигилирует, а без необходимости учить техи ты не тратишь КМ и ресурсы зря, вирус оказался расой, требовательной к дипломатии и наличию братюни, который тебя покормит. В целом, сильная пара с вирусом может натворить бед. Москит же играл местами странно. Как минимум надо было реще осваивать свои планеты. Но в целом всё понятно: человек новый и пытается игру вертеть то так, то эдак. Дипломатия, как и предыдущих членов тройки, ограничивалась в основном этой самой тройкой. А это не очень хорошо.

Муатт. Примерно то же, что и Вирус: надо обязательно задавить соседа. Но тут хотя бы была логика, потому что было ясно, что если Вируса не трогать, то он сам полезет, потому что у расы особенности такие, что надо лезть. С другой стороны: игрок играл довольно активно. Реально много дипломатил то с одними, то с другими. Что-то уточнял, строил планы, продумывал... Лучшим для него решением было бы, на мой взгляд, втихаря договориться с Вирусом и стать донором. Потом бы просто выдрали всех остальных. Тех же Винну можно было бы напрячь. И они, вроде как, ходу к шестому даже начали это понимать. Но это уже поздно. Такие дела...


В общем: хочу сказать спасибо всем, кто терпел такого сыча, как я. Ходили быстро, художка худо-бедно, но была. Заявки в целом старались писать, как я прошу (за что спасибо). Ну и моё увожение Скифу и Солхану, что не психанули и не дропнулись после того моего дурацкого решения. Это многого стоит. И если бы я вёл какие-то списки игроков, кого стоит приглашать, а кого - нет, все присутствующие были бы в белом списке.

Надеюсь, игра понравилась.
Что надо от вас:
В свободной форме оценить:
- был ли удобен интерфейс, и как подавалась информация
- хороший ли режим с банами рас на старте
- карту
- легче ли принимать решения при составлении заявок (особенно учитывая идею с разбиванием фазы движения пополам и перенос ряда абилок из фазы движения в фазу совета)
- как вам тема с призывом ГМа в свидетели
- что угодно ещё на ваш вкус

Также: если есть идеи, как что-то можно изменить к лучшему, то предлагайте.