Действия

- Ходы игроков:
   Генерация и система (8)
   Места и существа (7)
   Развитие персонажей (1)
   Долги (14)
   -------------- 
   Это телефонный разговор (331)
   Это не телефонный разговор (160)
   Вампир (200)
   Ветеран (367)
   Волк (888)
   Меченая (752)
   Охотник возвращается (109)
   Фея (79)
   Чародей (303)
   Ночной лес (23)
   Таинственные секреты (11)
   Flūctus praeteriti (50)
   Цветы зла (162)
   Профессионал без лицензии (59)
   Что написано пером (31)
   Не на что здесь смотреть (31)
   Тургенев 
   Медленная битва (62)
   Эпилог (2)
   -------------  
   Магадан 
   Законы Ньютона (5)
   За кадром (2)
   ------------- 
   Голем (77)
   Дракон (142)
   Охотник (180)
   Сезон охоты на фей (61)
   Аукцион: всё, что может пойти не так (96)
   Запах гари, вкус пепла (26)
   Прорицатель (254)
   Восставший (130)
   Переговоры. А что, так можно было? (113)
   Мастерская 
   Затишье. Буря? (126)
   Вечер победы (110)
- Обсуждение (11806)
- Информация
-
- Персонажи

Форум

- Для новичков (3631)
- Общий (17587)
- Игровые системы (6144)
- Набор игроков/поиск мастера (40954)
- Котёл идей (4059)
- Конкурсы (14133)
- Под столом (20330)
- Улучшение сайта (11096)
- Ошибки (4321)
- Новости проекта (13754)
- Неролевые игры (11564)

Просмотр сообщения в игре «[PbtA] Легенды Новосибирска»

01:04


— Если бы тебя попросили дать самую общую оценку такому существу, как змея, каков бы был твой ответ?

Астарот сидит вполоборота к Аде и с улыбкой наблюдает за её сдержанными манипуляциями: теперь девушка активно и охотно взаимодействует со змеёй, которую ещё недавно боялась не то что подпустить к себе, а даже просто наблюдать с расстояния. Кобра тоже переместилась на диван, пристроившись между разговаривающими, поближе к… хозяйке или хозяину? Кажется, змея ещё не может выбрать до конца, кто нравится ей больше — вот и улеглась посередине.

— Даже не знаю… — хмурит в раздумьях лоб девушка, ненадолго отвлекаясь от новой знакомой. — К ним настолько неоднозначное отношение в одной только нашей культуре… А уж про разницу представлений других этносов я вообще молчу.

Места для лежания немного — и, чтобы поместиться, кобра по своему обыкновению свернулась в несколько компактных колец.


Удобное положение для экспериментов! Та любознательность, с которой Ада пустилась сейчас в исследование нового существа, дала бы фору любому дошкольнику. То и дело указательный палец меченой проходится по брюшку или спине змеи, щекоча чешуйки кончиком ногтя. Кобра высовывает раздвоенный язык, подбирается, уходя с «линии огня», но стоит только Аде ослабить натиск, как сама принимается задорить девушку, тыкаясь головой в руку и понуждая ту похулиганить ещё.

Иногда меченая, и вовсе осмелев, прихватывает кобру за кончик хвоста и легонько тянет на себя, всё равно что верёвку. Тогда возмущённая змея, «размотанная» в струнку, встаёт на дыбы, шипит, упруго вздувая капюшон — но видно, что манёвр это мнимый, понарошку, она не собирается атаковать девушку. Ада хохочет, милостиво отпуская пленницу на свободу.

Неизвестно, выполняет ли кобра безмолвные команды Астарота или же действует согласно своей свободной воле. Да это и неважно. После долгих лет молчания маленькая девочка, играючи таскавшая ужа за хвост когда-то, снова звонко смеётся, отдаваясь своей шалости целиком, самозабвенно — вот что действительно имеет значение для Великого Герцога. Об этом ли он думает сейчас, бросая на подопечную незаметные взгляды и улыбаясь краешком губ? Тогда отчего в его глазах сквозит печаль?.. Или показалось?

— Столь разное отношение к пресмыкающимся — порой диаметрально противоположное — нашло своё воплощение в богатой, очень разноплановой символике, — Астарот сцепляет пальцы в замок, пряча за ними нижнюю часть лица. — Возможно тебе будет проще ответить на мой вопрос, если ты дашь новой знакомой имя. Как бы ты назвала её?

Ада переводит взгляд на змею и на этот раз задумывается действительно надолго. Мужчина не торопит, с терпеливым интересом ожидая ответа. Наконец, вердикт вынесен:

— Дурга.
— Любопытный выбор, — в голосе покровителя звучит и одобрение, и любопытство. — Нарекать моё животное именем богини, сразившей демона — это намеренное совпадение или случайность, Арьен?

Ада хихикнула. Действительно, забавный вышел каламбур. Впрочем, Повелитель, кажется, ничуть не обиделся.

— Если я правильно помню, Дурга каким-то образом связана с нагами, полубогами с телом получеловека-полузмеи. И змеиная их часть как раз от кобры, — поясняет она свой выбор.
— Дурга — одно из имён и аспектов богини Кали, — благосклонно кивнув, напоминает Астарот: отменная память и начитанность подопечной его радуют. — Эту богиню (довольно кровожадную, надо заметить) принято изображать наполовину женщиной, наполовину змеёй.
— А ещё Дурга — одна из самых почитаемых богинь в Индии и по сей день, — продолжает девушка мысль, радуясь возможности вставить и свои пять копеек.
— Ты любишь Индию?.. — приподнимает бровь мужчина.
— Мне импонирует их мировоззрение, — честно признаётся Ада. — И к змеям там особое отношение. Несмотря на то, что местные жители ежегодно тысячами умирают от их укусов, индусы к ним терпимы: считают своими полноправными соседями, не стремятся выгнать из привычных мест обитания или ещё как-то притеснить… Удивительное свойство мышления.
— Если брать фольклор и мифологию, в самом деле, в Индии, как, наверное, нигде в мире, не уделяется такое пристальное внимание серпентам, — соглашается Астарот. — 21-й век с его прогрессом будто не властен над этой удивительной страной. Например, там до сих пор поклоняются нагини* Канье, нижняя часть тела которой — от водной змеи, а над головой возвышается купол в форме пятиголовой кобры, символизирующий духовную силу.
— Теперь я вижу, что Индию очень любите Вы, — с улыбкой замечает Ада, догадавшись о причинах одухотворённой задумчивости на лице собеседника.
— В тех краях культ змей особенно тесно связан со стихией воды — это не может не радовать меня, — возвращает улыбку Владыка и того, и другого.

Никто не говорит этого вслух, но каждый чувствует: прямо сейчас между ними творится какая-то магия. Она во всём: в брошенном искоса взгляде… в выраженье глаз, задержавшихся на лице собеседника на долю секунды дольше обычного… в наклоне головы и косвенных намёках звучащих слов… в улыбке — сдержанной и испытующей, отправившейся окольными путями на разведку… в изгибе ладоней, будто стыдливо вопрошающих: «Я хочу ближе. Можно?.. Где предел?»…

А беседа идёт своим неспешным чередом:

— Что же до терпимости индусов к змеям, этому есть простое объяснение: буддизм.
— Разве буддизм запрещает убивать змей? — удивляется девушка.
— Нет, — но он повествует о добрых деяниях змей по отношению к их духовному лидеру. А также о благосклонности самого Будды по отношению к змеям. Разве истинно верующему захочется после такого идти вразрез с поступками своего наставника?
— Да уж, просветления тогда точно не видать, — хмыкнув, легко соглашается Ада.
— К тому же в Индии наги — или кобры-божества — считаются священными символами защиты. Любой местный житель скажет тебе, что нужно совсем лишиться рассудка, чтобы захотеть причинить вред такому существу. Суеверия в простом народе сильны, Арьен. Как бы ни старалась западная цивилизация с её просвещением, искоренить их до конца не удастся никогда.

Судя по расслабленно-довольной улыбке, демона такое положении вещей более чем устраивает.

А магия продолжает творить причудливые узоры. Вот взгляды сидящих напротив пересекаются — и ещё одна нить протягивается меж ними, вплетаясь в общее кружево уже сотканной, невидимой глазу воздушной паутины…

— А что же Будда?.. — ненавязчиво возвращает Ада разговор в прежнее русло.
— При внимательном изучении биографии Сиддхартхи Гаутамы** можно обнаружить, что змееподобные существа часто сопровождали его на жизненном пути.

Герцог переменяет позу: развернувшись теперь лицом к подопечной, вальяжно кладёт одну руку на спинку дивана. Ада касалась этой ладони недавно, но не помнит этого. Слишком всё размыто и похоронено под другим ярким воспоминанием — о ползучей гадине. Именно ей были поглощены все чувства девушки.

— Например, когда Будда пришёл в этот мир, наги окропили младенца душистой водой. Когда же принц-отшельник достиг просветления и несколько недель пребывал в медитации, его набожность привлекла нага Мучалинду. Он обвил Будду кольцами своего тела и укрыл от бурь капюшоном, чтобы ничто не тревожило Избранного во время погружения в мир духовного. Согласно ещё одной легенде, однажды во время своих странствий Будда так измучился, шагая по раскалённой пустыне, что упал без сил. Проползавшая мимо кобра раздула свой капюшон и прикрыла им Просветлённого от палящих лучей солнца, как зонтиком.

Астарот крутит ладонью — и новоиспечённая именинница, чуть приподнявшись, поворачивается к девушке спиной, демонстрируя жест, про который рассказывает Повелитель. Демон же продолжает рассказ:

— Очнувшись в тени, Будда в знак благодарности погладил кобру, прикоснувшись к ней двумя пальцами, и эти следы — два круглых пятна, похожие на очки — остались у неё навсегда.

Взгляд Ады невольно следует за словами рассказчика — и действительно: на капюшоне балансирующей в воздухе Дурги красуется необычный орнамент.


И вдруг её осеняет.

— Повелитель! Вы ведь знакомы с Буддой лично! — ахает девушка, и глаза её загораются огнём азарта.
— Знаком.

На красиво очерченных губах Владыки змей расцветает улыбка Джоконды.

— Это он сам Вам рассказал?! Неужели сам Будда! — чуть не пищит от восторга меченая.
— Так повествуют мифы, — уклоняется от ответа Герцог, наслаждаясь живой реакцией собеседницы.
— А как было на самом деле? — допытывается девушка. — Вы же наверняка знаете, Повелитель!
— Терпение, Арьен, — мягко призывает покровитель к «дисциплине». — Когда-нибудь я непременно расскажу тебе. В другой раз.

Сердце гулко бухает, ударившись о клетку рёбер, камнем пикирует вниз.

«Разве Вы уже уходите?..» — страшится спросить она. «Задержитесь ещё немного, пожалуйста…» — уже готовятся вымолвить губы. Но гордость натягивает поводок — и слова застревают в горле. Нет, она не станет просить, никогда и никого.

А всё же ощущение — смутное, томящее и такое ноюще-сладкое — осталось. Ада не понимает, почему оно рождается. Ей лишь отчего-то хочется накрыть эту покоящуюся на спинке дивана ладонь своей и остановить бег времени хоть ненадолго…

Но нет, нет, он остаётся! По беглому взгляду на Повелителя она понимает: просто сейчас он не в настроении предаваться воспоминаниям давно минувших дней. Вместо этого демону-учёному хочется пофилософствовать в лучших традициях книжной науки. Только и всего. И Ада улыбается благодарно. Она совсем не прочь побыть участливым слушателем, время от времени вставляющим комментарии.

— Змея — универсальный и наиболее сложный символ животного мира, а также самый распространенный и, возможно, самый древний из них, — начинает Астарот рассуждения вслух. — Безусловно, культ змей вырос из тотемизма, его породил страх перед этими непонятными существами.
— Неужели страх может породить благоговение и поклонение? — не удерживается девушка от вопроса, во многом актуального для неё самой.
— Ну разумеется, Арьен, — легко улыбается Герцог. — Люди испокон веков одухотворяли и обожествляли всё непостижимое и опасное — будь то гром и молнии с неба, дикие животные или нашествие саранчи. Если хочешь проникнуть в тайну мышления ваших предков, всегда обращай внимание на символизм того или иного явления. Это общее правило.
— И каков же символизм змеи?

Поджав одну ногу под себя, сев как бы наполовину по-турецки, Ада придвигается чуть ближе.

— Он многопланов. Змея может олицетворять и мужское начало, и женское, и андрогинное (то есть самовоспроизводиться). Это ярко выраженный фаллический символ, оплодотворяющая мужская сила, «муж всех женщин». Это же и материнская пуповина, питающая ещё не родившееся дитя.

На этом фрагменте рассказа меченая в смущении опускает глаза, щёки её начинают стремительно розоветь. Ну вот кто за язык тянул спрашивать! Вечно у этих древних, куда ни плюнь, фаллические символы да плодородие… А ещё Фрейда озабоченным ругают.

Астарот и бровью не повёл.

— Однако очевидные аналогии с пенисом и пуповиной, объединяющие в змее символы мужского и женского начал, не вполне объясняют почти универсальную символику этого пресмыкающегося, — продолжает вещать он. — Это обычно значит, что нужно копнуть ещё глубже.
— Да куда уж глубже… — ворчит Ада. — Так и до хтонических Ктулху можно докопаться…
— Что змея делает? Назови мне первые пять ассоциаций, — Герцог вдруг щёлкает пальцами. — Быстрее!

И Ада от неожиданности выдаёт первое, что приходит на ум:
— Убивает, охраняет, сворачивается в клубок, лечит, м-м… не знаю, шипит, греется на солнышке!
— Стоп-стоп-стоп, — поднимает руку демон. — Вот ты и продемонстрировала только что все пласты коллективного бессознательного по Юнгу.***
— Ну, лечит — потому что из яда змеи мази разные делают… «Випросал», например. От прострела в спине хорошо помогает, — стушевавшись, пытается оправдать девушка безумную «сборную солянку», которую только что выдала.
— Нет, Арьен, спору нет, в целом, ты всё верно подметила, — довольный демон потирает колено. — Как существо убивающее, змея символизирует смерть и уничтожение. Как существо, периодически меняющее кожу, — жизнь и воскресение. И в этом же разрезе она действительно выступает символом целительства и медицины. В древности даже существовало поверье, что змея сбрасывает кожу для возвращения себе молодости и владеет секретом вечной жизни. Свернувшийся кольцами серпент отождествляется с круговоротом природных явлений и сменой циклов. Некоторые верили, что мир — это яйцо, которое когда-то отложила огромная змея, а теперь поддерживает и охраняет его, плотно обвившись вокруг.
— Ну дела! — усмехается Ада. — Повелитель, неужели в здравом уме взрослому человеку можно в такое верить?
— Люди склонны верить и не в такое, когда не способны найти рациональное объяснение.

Герцог делает неопределённый жест рукой: мол, что с этих смертных взять.

— Как видишь, змея — это очень многое и довольно разнообразное, — резюмирует он. — И солнечное начало, и лунное, жизнь и смерть, свет и тьма, добро и зло, мудрость и слепая страсть, исцеление и яд, хранитель и разрушитель, возрождение духовное и физическое.
— Бр-р-р, Повелитель, я за Вами не успеваю! — тряхнув головой, честно признаётся девушка.
— Тебе не нужно это зазубривать наизусть, достаточно просто послушать, — успокаивает Астарот. — Впрочем, хорошо. Если хочется большей конкретики, давай разберём на примерах. Как человеку западной культуры, пожалуй, тебе ближе отрицательная символика пресмыкающихся, верно?
— Ага. Сразу вспоминается демон в виде змея-искусителя, подначивающий Еву съесть плод с древа познания, — честно признаётся Ада.
— Ну спасибо. Чуть что — сразу демоны виноваты, — журит её Астарот.

А у самого в глазах — искорки мальчишеского задора. И сам будто враз помолодел лет на десять. С чего бы?

— Ты права. В самом деле, в западной мифологии символизм змеи по большей части отрицательный. Всему виной иранский зороастризм**** — христиане многой ереси от него нахватались. Последователи Заратустры считали змею символом тьмы и зла, одним из самых дурных предзнаменований, предвещающим появление сатаны. А поскольку эта религия оказала сильнейшее влияние на зарождающееся христианство…

Герцог красноречиво разводит руками в показном сожалении.

— Причина такой коварной природы змеи — якобы в её раздвоенном языке, заставляющем предполагать лицемерие и обман, а также яде, приносящем неожиданную и мгновенную смерть. Христианство обвиняет змею в том, что из-за неё люди потеряли Божий дар вечной жизни, ссылаясь при этом не только на историю Адама и Евы. До чего же смертные способны додуматься — лишь бы не признавать собственных ошибок…

Астарот театрально вздыхает, качая головой, но в этом жесте нет ни капли сокрушенности.

— Иудейская традиция, впрочем, недалеко ушла. У них змея — тоже враг человечества и посланник сатаны. Как итог — в западном искусстве серпент стал основным символом зла, греха, искушения и обмана. И всё бы ничего, да только не всё так просто.

На ангельски красивом лице демона появляется коварная, саркастическая усмешка.

— Напомни мне, Арьен, что произошло с израильтянами, когда они в своём долгом пути к земле обетованной возроптали против Моисея?

Вопрос простой, что называется, «из школьной программы». Но почему-то именно сейчас у Ады заклинило память.

— Признаться, подзабыла я матчасть, Повелитель…
— Бог по доброте душевной наслал на людей свирепых ядовитых змей, — услужливо напоминает Герцог.
— Хах, точно! — в каком-то неясном порыве злорадства хлопает в ладоши меченая.
— Заметь: ни Люцифер, ни кто-либо другой из нас здесь совершенно ни при чём. Свалить всё на Сатану уже никак не выйдет. «Светлый» владыка просто взял и начал пытать своих служителей при помощи нашего, «тёмного» оружия. И для чего, спрашивается? Якобы для торжества добра и желая рабам своим лучшей жизни. По факту же — чтобы добиться беспрекословного подчинения. Какая прелесть.

Ухмылка Астарота — широкая, едко-ироничная — ярче любых слов говорит, чтó тот думает о «добрых» методах работы с верующими, практикуемых «светлыми» коллегами.

— Да уж, кося-як… — смеющаяся Ада полностью разделяет мнение покровителя.
— О, дальше ещё интереснее, Арьен, — блеснул улыбкой демон. — Если мы откроем труды древнеримского богослова Тертуллиана, то увидим, что ранние христиане называли Христа «Змеёй добра». А в Евангелии от Матфея и вовсе находим такие строки: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Так напутствовал Христос своих учеников.
— Что-то они сами до конца не могут определиться… — озадаченно потирает лоб девушка.
— Именно, — кивает Астарот. — Потому что далеко не всё в этом мире можно разделить на категории чёрного и белого — нечего и пытаться. Эту простую истину лучше всех понимают африканские народы.
— Африканцы?..
— Да, представь себе. Коренные жители стран третьего мира, как их принято называть в мире цивилизованном, во многих вопросах оказываются мудрее наследников Просвещения. Именно в мировосприятии африканских народов змея символизирует дуализм: не только небесную, божественную природу, но и демонические силы.
— И как только сами не путаются, — шутливо замечает девушка.

А Герцог уже заходит на новый виток беседы:
— Всё это время мы говорили по большей части о негативном аспекте природы пресмыкающихся. А что ты знаешь об их «светлых» сторонах? — и, не давая опомниться, добавляет: — Возможно, ты удивишься, но положительной символики у змеи гораздо больше.

Ада не может ответить вот так сразу, с наскока — и замолкает, копаясь в архивах памяти.

— Хочешь небольшую экскурсию? — видя замешательство подопечной, услужливо предлагает Астарот.

Поманив девушку пальцем, свободной рукой он легонько хлопает по сиденью рядом с собой, приглашая занять место поближе. В пустом пространстве перед ним вспыхивает интерактивная карта, а в руках материализуется указка.

— Что называется, галопом по Европам, — поясняет Астарот. — Евразия. Уже упомянутая сегодня Индия.

Кончик указки упирается в соответствующее место на карте, и границы страны вспыхивают неяркой желтоватой подсветкой.

— Яркий пример положительной символики змеи — понятие кундалини в йоге, символе внутренней силы, жизненной и психической энергии человека. Энергию кундалини принято визуализировать как змею, дремлющую в основании позвоночника. Чтобы достичь просветления, необходимо пробудить в себе эту «змеиную силу», то есть позволить своей внутренней змее подняться вверх по всем семи чакрам.
И вдогонку — в той же Индии бог Шива известен под многими именами, в том числе его называют и «царём змей». Однако индусы не одиноки в своих убеждениях.

Указка сдвинулась правее.

— Япония. Император — представитель бога на земле — носит титул «Ми-кадо», что значит «сын змеи», ибо ему приписывается происхождение от небесного змея.

Резкий скачок влево по карте.

— Греция. В античном мире считали, что отцами некоторых мифических богов и героев были змеи. Включая Александра Македонского, о котором говорили, что его зачал верховный бог Зевс в облике змеи. Хотя, думается мне… — Астарот наклоняется к Аде, заговорщически понижая голос. — А, ладно, не буду смущать твой нежный слух.

Повелитель обворожительно улыбается, так, что у Ады по спине бегут мурашки от догадки о том, чтό он мог ей поведать.

— Тотемный символизм утверждает, что благодаря своему способу передвижения змеи обладают такими способностями, как знание тайн земли, способность видеть в темноте, мудрость и дар прорицания. Вспомни троянскую прорицательницу Кассандру. Согласно легенде, она была обязана своим талантом священным змеям Аполлона, которые лизали ей уши, когда она лежала в его храме. У тех же древних греков змея — атрибут Афины, богини мудрости и предвидения.

Герцог протягивает указку девушке — ему не хочется превращать свой монолог в сухую лекцию с изложением унылых историко-культурологических фактов, похороненных под толстым слоем вековой пыли. Демону как никому другому важно чувствовать живое взаимодействие со смертным, видеть отклик в глазах слушательницы.

— Куда желает отправиться моя путешественница теперь?

Секундная пауза на раздумья — и указка очерчивает контуры Южной Америки.

— Мы ещё не были здесь!
— Коренные жители этого континента объясняли затмения тем, что Солнце или Луну проглатывает гигантский змей, — сходу выдаёт демонический «Гугл» справку на запрос. — А народ Nahuas, который наряду с майя создал одну из древних цивилизаций в доколумбовой Америке, вообще называл себя «людьми змеиной расы».
— А что с Северной Америкой? — вылетает следом закономерный вопрос.
— По берегам Миссисипи и в Центральной Америке повсеместно распространён культ змей. Причём — прелюбопытнейший факт! — обращает на себя внимание сходство встречающихся здесь изображений с индийскими. Хотя, казалось бы, огромное расстояние разделяет эти далёкие, такие не похожие друг на друга страны.

Ада хитро щурится: какую бы ещё задачку покаверзней задать этой ходячей энциклопедии?

— Ну а в Африке! — кончик указки упирается в центр соответствующего материка.
— О, это моя любимая часть света, — расплывается в блаженной улыбке Астарот. — В африканских мифах радуга считается разноцветной змеёй, которая, хвостом упираясь в воды загробного мира, головой достигает небес.
— Ух ты, и правда очень необычное ви́дение! — дивится его собеседница.

Аде весело. Всё больше и больше увлекаемая ребячьим азартом, она засыпает Повелителя самыми каверзными вопросами, впитывая знания, как губка. Кончик указки мелькает на карте то тут, то там…

Астароту совсем несложно удовлетворять её искреннее любопытство. Верховный демон так давно существует в мире смертных по сравнению с этой хрупкой бабочкой… А может, тем и ценна для него её краткая человеческая жизнь?..
______________
* Нагини — наг женского рода.
** Сиддхартха Гаутама — мирское имя Будды Шакьямуни, основателя буддизма. Сиддхартха родился в семье раджи Шуддходана и царицы Махамайи.
*** Карл Густав Юнг — выдающийся психолог и психотерапевт. Тесно сотрудничал с Фрейдом, но впоследствии разошёлся с ним во взглядах. Работал в рамках научной парадигмы психоанализа. Развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений.
**** Зороастризм — древнейшая религия, основывающаяся на учении пророка Спитамы Заратустры. Была распространена на исторической территории т.н. Большого Ирана. Оказала большое влияние на христианство.