Пики.
Утерянные многие и многие жизни назад в буйстве неистовых стихий. Откуда знать Карталам, что никогда они и не покидали вершин своих гор? Откуда взяться пониманию, что это - всего лишь иные горы среди прочих? Не знают, не видели, ушла под воду память о прежней беззаботной жизни, и не вернуть ее. Осталась горечь потери легким чувством, вплетением в историю, старым пером в крыле. Но осталась и жива. И теперь многочисленные легенды о утерянном прошлом и месте рождения карталов обретают вторую жизнь, реальную опору, миф становится правдой. И слишком много желающих проверить его истинность порождают движения на запад.
Миграция становится обычным делом. До того, как на новой территории появляется племя, туда прилетают охотники-одиночки. Изгнанники ли, молодые карталы, заскучавшие от своего быта исследователи нового? Все они принимают удары непривычного места обитания на себя, поскольку достаточно сильны, чтобы выдержать, достаточно юны, чтобы привыкнуть, достаточно мобильны, чтобы уйти от неприятностей. С новыми волнами приходят новые карталы, завидующие успеху первых одиночек, желающие получить и свой кусок территории, и более старые или нерешительные. Вскоре начинаются споры за территорию, и разумным решением становится поделить ее между карталами; жить вместе после того, как договорились о чем-то, кажется естественным продолжением. Карталы ведь летят обеих полов, а значит, кому-то где-то придется осесть, а вместе это делать значительно безопаснее и интереснее. За два поколения неизведанные земли могут стать проверенной, не слишком густо заселенной местностью со своими укладом, традициями и особенностями. И даже садакары, хотя и не меняются по сути, видоизменяются в сознании и представлении. Не всем это нравится, и некоторые Старые пытаются сохранять знания о них, какие они есть, даже в ущерб прочим занятиям. Учители духовного наставления - шаманы, говорящие с духами, ведуны - все отличаются одним: они верят в духов и наставляют прочих на пути садакаров, дабы последние помогли карталам.
Лес вокруг затих на полдень - зенитное солнце самое жаркое, все стремится спрятаться от него. В тени деревьев пять небольших камней размещались вокруг церемониального костерка, каждый - окрашенный в свой цвет. Округлый белый с синими полосами, желтый с черными углами, продолговатый и неправильной формы серый, на который картал наносил узор из растолчённой охры. Еще два камня ожидали в отдалении, пока этот молодой орёл начнет расписывать и их. Дело требовало времени: собрать нужные краски, одни растолочь из минералов и разбавить водой, сохраненной в завязанном желудке, другие надавить из фруктов и следить, чтобы не растеклись, и часто мыть собственный заляпанный мех. А еще это задача на один день, ведь краска склонна высыхать и терять свой цвет. И ритуал проводится ночью, чтобы успеть - так считают помощники.
У старых шаманов иное мнение на этот счет. Садакары живут памятью о себе, как и все ушедшие карталы. Обращаясь к ним, думая о них, почитая, каждый картал продлевает их существование. А они учат его даже в этот самый момент - учат правильной жизни. Они - воплощения того, как картал может прожить собственную жизнь, различных ситуаций и решений, которые встречает картал на пути от птенца до Старого. Само их существование полезно и наставительно, а поэтому отрицать их никак невозможно. Они обеспечивают быт всех племен, а племена своей памятью сохраняют своих учителей.
Но картала, который толок краску, такие мысли не посещали. Он был молод и помогал старику шаману подготовить ритуал. Ему нравились сказания и предания, образы и легенды идеальных орлов, и сама идея о том, что за ним наблюдают и оценивают всегда, придавала дисциплины и стремления достичь цель. Показать характер и стойкость, как и должно, перед лицом предков. Старый шаман давно заприметил паренька - он высматривал из тихих, умных карталов тех, кто слушал его внимательнее всех, и просил помогать. Шаман должен уметь многое, думать еще больше; учиться на ошибках своих и чужих, успехах героев преданий, опыте старших орлов. Молодой познает многое перед тем, как стать голосом предков для племени и голосом племени для предков.
Тогда он поймет еще больше.