— Да какой же вы социал-демократ? — рассмеялся Кржижановский. — Вы народник и есть, как по статьям Михайловского*, не к ночи будь помянут, шпарите! Герой с бомбой, толпа, идол, идеал! Метафизика и астрология это всё! Вот вы рассуждаете о массах, о роли личности, об обществе — а есть у вас научная теория общества? Современной общественной формации, политических, экономических внутри неё отношений? Нет, конечно! Вот вы говорите, личность, личность, — ведь вы априорно придаёте личности с бомбой в руке такую ценность, какую хотите, чтоб она имела! Так сказать, принимаете её как догму и строите на этом свою теорию. Но это ведь антинаучный, религиозный подход! А мы, марксисты, — материалисты, и в сказки, сколь угодно прекрасные, верить не привыкли. Но я, впрочем, не возражаю — и бомба, и пуля, если они в кого надо летят, — это славно. Но без поддержки масс, если массы не готовы воспринять ваш призыв на борьбу, ваш пример, — что это? А вот что, — и Кржижановский дёрнул за свисающую с потолка бечёвку, пустил короткий вопль свистка.
— Пар в свисток! Знаете, есть один человек такой, Николай Ленин, вот у него дельная брошюра была на эту тему. Русский «Анти-Дюринг», студенты до дыр зачитывают. Вам бы ознакомиться, вот там всё по полочкам… Да только тут её разве достанешь, мда-с…
Семён в продолжение диалога стоял столбом у окна, положив руки в карманы и настороженно, непонимающе переводя взгляд с Алексея на машиниста и обратно. Кажется, он за потоком умных слов совсем потерял нить разговора.