Просмотр сообщения в игре «[Closed] Журнал PlayGoblin»

Лесли Квинс Zygain
26.10.2018 13:46
После краткого представления о линейке Mage: The Ascension (ссылка или пост 22 здесь же) разберём, какие же понятия чаще всего вызывают проблемы при игре в Магов? Как человек, водивший по магам года четыре, могу предположить. Парадигма. Консенсус и Парадокс. Резонанс.
Судя по тому, сколько внимания уделили Парадигме в V20, не все игроки сходу берут эту планку. Ну, или дело просто в новых авторах, которые (сугубо имхо) несколько уступают Беловолкам в воображении и широте мысли.
Итак, Парадигма. Однажды Пробудившись, маг осознал, что ограничения статичной реальности, в которой большинство людей живут и умирают, можно преодолеть или обойти. Но какая-то картина мира ведь нужна? Какую же выберет или создаст для себя маг? Ту, в которой духи, отвергнутые и позабытые материальным миром, вечно тянутся обратно, пробуждая в людях неясные чувства? Ту, где, обретя баланс Разума, Тела и Духа посреди утратившей баланс реальности, можно сфокусироваться и преодолеть иллюзию, которая есть мир? Ту, где безграничную свободу обретает тот, кто понимает, как всё работает, а не просто нажимает на кнопки; где наука воспринимается как возможность открывать новые горизонты? Ту, где древние знания, сила симпатической магии и ритуалов прячутся под поверхностью повседневности? Или ту, где есть возможность красиво сгореть среди загнивания, сыграть в собственную игру, а не выбрать из дозволенных вариантов? Решайте сами. Реальность поддаётся тому, кто осознал её природу.
Консенсус и Парадокс. Вот именно на этом месте начинаются бесчисленные разночтения, споры и мастерское рычание. Консенсус — представление о мире основной массы человечества, определяющей общий вид реальности. Проблема в том, что Консенсус не настолько однороден, как может показаться. Картина мира различается для сытых, но измученных кредитами американцев, для жителей дождевых лесов Африки или Южной Америки, для живущих в горячих точках... «Не бывает атеистов в окопах под огнём», и на Ближнем Востоке время от времени начинают падать крылатые ракеты, налетев на щит веры основной массы местного населения. Словом, хотя большая часть «цивилизованных» людей и задаёт основной тон, на местах часто играют особенности миропредставления аборигенов.
«А как же Конвенционная (Приемлемая) и Вульгарная магия?!» — сейчас раздадутся возмущённые возгласы игравших по Магам. Значит, для шамана-бушмена залечить рану, залепив её комком пережёванных трав, — не вульгарка?! Где в мире справедливость?! И где это сказано в корбуке (Core Rulebook, основная книга правил)? Сказано, хотя и без нажима. А в дополнительных книгах куда больше. Хотя при решении, как это будет обыграно в конкретной игре, лучше всего руководствоваться часто повторяемой во всех книгах Беловолков фразой: «на усмотрение рассказчика». Рассказчику только стоит предупреждать игроков, какова его позиция. И да, для шамана-бушмена такая магия не будет вульгарной только в родной саванне, в окружении соплеменников. Присутствие белых людей или даже оцивилизовавшихся соплеменников может сгенерировать Парадокс.
Парадокс. Вульгарная маги без свидетелей и со свидетелями. Бич для всех, кто играл Магов. Дело в том, что мир, точнее, Консенсус, склонен давать сдачи тем, кто нагло ломает или хакает его законы. Присутствие свидетелей, чувства которых оскорблены пренебрежением мага к общим правилам (для свидетеля — нерушимым) усиливает эффект. И вот тут мы вступаем на территорию тысячи споров. Ломает ли Консенсус возможность телепортироваться в другой город и выйти из аэропорта с билетом в кармане (а именно так делают, создавая прецедент, в книге Пустых)? Ведь маг МОГ прилететь на самолёте, билет есть, и никому в голову не придёт, что было не так? Разве обычный человек понимает принципы работы беспроводной связи? Ему сказали, что информация получена со спутниковой камеры, — как поймёшь, что маг просто хорош в сфере Корреспонденции (Связей)? Да, пациент излечился благодаря магии, но ведь 10-20 % получающих плацебо также чувствуют улучшение, а эффект плацебо широко описан и признан? Да и по телевизору чудесные исцеления показывают, так что силу самовнушения никто особо не отрицает?
Другими словами, где вообще проходит грань между возможным (причём большинство людей верят в современную науку в целом, ничего в ней не понимая) и чудесным?
Где и всегда — по здравому смыслу рассказчика и игроков. Тут только стоит помнить о том, что мастеру необходимо объяснять, где в его игре проходит граница допустимого, выслушивать резонные аргументы игроков и не позволять подозревать себя в фаворитизме. А игрокам (тоже как всегда) — уважать рассказчика и его решения, но не подчиняться слепо, если действительно не согласны.

Помнит лодка причал, а весло
Помнит воду реки,
Помнит бумага перо, а перо
Помнит тепло руки.
Стены и двери помнят людей,
Каждого в свой срок.
Помнит дорога ушедших по ней,
Помнит выстрел курок.
Машина Времени, «Время»


Резонанс. Пожалуй, наиболее часто сложности у новичков возникают именно в этом вопросе. Чтобы понять, что же такое Резонанс и с чем его едят, стоит с самого начала разделить его на две части: повествовательную и игромеханическую.
Суть повествовательного Резонанса отчасти описывает приведённый выше отрывок песни. Некоторые места навевают печаль, в других же удивительно легко дышится. Неуловимо отличается нож, отнявший чью-то жизнь, от ножа, которым только резали колбасу. И это обычные, житейские эффекты, магия же помечает мир своими особенностями ещё сильней. Магия Мира Тьмы не безлика, она оставляет после себя привкус, отзвук, которые могут не стихать очень долгое время. Привкус свежей воды во рту и ощущение, что вдруг пошли в рост волосы, может появиться там, где силой магии заставили вырасти дерево. Звон невидимых колокольчиков, запах амбры и внезапный ритм отмечают место, где танцевали священный танец для Вишну или Кали. Смердит кровью и отчаяньем наполненный с помощью человеческой жертвы амулет. Маги, прочие сверхнатуралы и даже обычные восприимчивые люди способны улавливать Резонанс вещей и предметов. И, конечно, все Узлы (Nodes) имеют свои особенности резонанса. Ощущение солнца, пробивающегося сквозь ветви над головой, или стекающего по тысяче листьев, прежде чем упасть на лицо, дождя — в друидской роще. Яркий свет ламп, отражающийся от белого кафеля, разливающийся запах дезинфектантов — в лаборатории Технократии. Запах пыли и цветов, вкус хот-дога и гомон, тысячи вероятностей и сплетений судеб — в узле на оживлённом городском вокзале. Квинтэссенция каждого из этих нодов (узлов, источников) будет нести эхо, и магам может быть легче или сложнее брать из них энергию для своих эффектов. Например, у технократа возникнут трудности со взаимодействием с энергией друидского источника.
Личный Резонанс мага также имеет повествовательный эффект. Помните, в книгах часто возникает чувство мурашек по коже в присутствии тёмного мага? В МТ эффект более индивидуален. Волшебство каждого мага имеет что-то вроде шлейфа из ощущений или образов, обычно повышающих интенсивность в момент сотворения. Когда эта волшебница колдует, возникает запах увядших роз и ощущение оконченного праздника. Магия этого технократа заставляет окружающих, даже самых раздолбайских, внезапно задуматься о правилах техники безопасности, оставив позади непродуктивные мечты. Цветы поворачиваются в сторону третьего мага, как к солнцу. Помимо того, что такие описания украшают историю, личный Резонанс является чем-то вроде индивидуальной подписи мага; он может быть определён, стёрт, подменён и даже спрятан в яйцо, затем в зайца, утку и т.д. Следует помнить, что чем выше значение личного Резонанса (от 1 до 5), тем очевидней его проявления. На мага с Резонансом 5 обращают внимание даже простые люди, причём для этого не обязательно активно колдовать. Просто есть в нём... нечто. Такие вещи обычно описываются как аура, «неясное чувство» и прочие смутные беспокойства.
А вот игромеханическая часть Резонанса мага более конкретна (хотя всё равно может сбить с толку). Личный Резонанс, как и многое другое в МТ, связан с Триадой космических сил — Динамика, Стазис, Энтропия. Соответственно, неопытный маг стартует с одним очком резонанса, выбирая из Динамического, Статического или Энтропийного. Кроме того, у каждого из направлений Резонанса имеются виды, ограниченные лишь воображением. Динамический Резонанс может быть Воспламеняющим, Вселяющим Желания, Освобождающим, Побуждающим к Изменениям. Статический — Структурирующим, Защищающим, Вызывающим Аккуратность. Энтропийный — Апатическим, Выявляющим Слабости, Разрушительным. Никакой резонанс не является добром или злом, хотя некоторые виды определённо пугают восприимчивых лиц.
Когда маг станет сильнее, усилится и Резонанс, и часто после колдовства могут возникнуть дополнительные обстоятельства. Рядом с Магом с Освобождающим Резонансом людям то и дело будет приходить в голову желание сказать деспотичному начальнику всё, что о нём думают, послать на три буквы осточертевшую работу, продать дом, купить самолёт или байк и укатить за горизонт. Хорошо это или плохо, остаётся решать самому магу — ну, или его товарищам («Из лаборатории разбегаются счастливые морские свинки. Точно, тут был Рик!»).
Выбор Резонанса помогает в определённых видах магии, но может помешать в других. Например, магу с Воспламеняющим Резонансом (Динамика) будут легче даваться огненные чары и вызов стихийных эмоций. А вот заставить огонь угаснуть или взять кого-то под ментальный контроль такой Резонанс скорее помешает. Довольно часто то, насколько именно помогает или мешает, зависит от силы Резонанса. Стандартная таблица сложности говорит о снижении или повышении сложности на 1, но опционалы советуют — на уровень Резонанса. То есть магу с Резонансом 3 опциональные (из дополнительных книг) правила позволяют снижать/повышать сложность некоторого волшебства на 3, а не на указанную в таблице сложности единичку.
При каких обстоятельствах личный Резонанс усиливается или меняется — вопрос скорее отыгрышный, очки опыта на изменение Резонанса не тратятся. Хотя, опять же, Золотое Правило никто не отменял (его и нельзя отменить): рассказчик вправе разрешить коррекцию Резонанса за экспу. Проще всего в этом вопросе с Энтропийным Резонансом: он недвусмысленно растёт от убийства с помощью магии (поэтому многие тёмные маги предпочитают волшебством обездвижить или ослабить противника, а добить ножом. Кому ж нужна такая палевная аура!), наслаждения пытками и убийствами (именно наслаждение, а не факт совершения, это не вампирская Человечность) и прочей деструктивной магической деятельности. Создание магических структур (вплоть до космических станций и новых миров) ведёт к накоплению Статического Резонанса — в таких делах без порядка никак. Импульсивность, творческий подход и радость созидания создают Динамический Резонанс.
Многие маги, особенно Техно, тяготеют к накоплению лишь одного вида Резонанса (обычно Статического или Энтропийного), но полное неожиданностей существование мага зачастую приводит к огромному разнообразию. Опытный и сильный маг, странствовавший по мирам, не раз сражавшийся и построивший себе убежище, может повернуться самыми разными сторонами Резонанса.
Словом, Резонанс, который часто вызывает недоумение у новичков, также является очень полезным инструментом для придания образам магов-персонажей, союзников и врагов яркости, создания намёков на события, наградой или клеймом за совершённые поступки.