Просмотр сообщения в игре «[Closed] Журнал PlayGoblin»

Добрый день, дорогие читатели!

Совсем недавно успешно завершился интересный во всех отношениях модуль «Галактика слишком мала для нас всех» (ссылка, мастер — Гаресста), в котором шесть космических наций старались достичь абсолютного превосходства над соседями или хотя бы выжить в стремительно несущейся к самоуничтожению галактике Близнецов. Несмотря на то, что победа была достигнута уже на третьем ходу (из двадцати возможных), игра оказалась крайне насыщенной событиями, о которых вы можете в ближайшее время прочесть по ссылке, пока игра находится в доступном для просмотра виде. Однако участники событий, среди которых оказался и ваш покорный слуга, все еще взбудоражены финалом. Поэтому каждому из них было предложено ответить на вопросы и таким образом выразить свои мысли об этой увлекательной истории.

В галактическом противостоянии участвовали:
1. Магистр, раса: Улей, политический строй: тирания, внешний вид: насекомые, стиль игры: пассивно-агрессивный.
2. Romay, раса: Сек-Ан, политический строй: коллективное сознание, внешний вид: паразиты, стиль игры: бескровный захват.
3. Calavera, раса: Зинобианцы, политический строй: империя, внешний вид: ящерицы, стиль игры: пацифизм.
4. Кожедуб, раса: Эсталька, политической строй: безальтернативная демократия, внешний вид: клоны, стиль игры: агрессивный.
5. Ищущий, раса: Орда Waaagh!, политический строй: вождество, внешний вид: орки, стиль игры: агрессивный.
6. Combin (первые два хода) + Alien (третий ход), раса: Доросы, политический строй: империя, внешний вид: рептилии, стиль игры: железный занавес.

Среди многочисленных путей к победе («Уничтожить всех», «Колонизировать 75% территории», «Иметь больше всего ресурсов», «Остановить Часы Апокалипсиса», «Улететь из Галактики»), финальным оказался один — «Достичь центра Галактики». Этот вариант позволил зинобианцам и Сек-Ан разделить победу, поскольку именно их союзный флот смог преодолеть препятствия на этом опасном пути (подробности здесь: ссылка).

И теперь, когда диспозиция ясна не только участникам, мы переходим к личным впечатлениям игроков.

1. Чем вы вдохновлялись при создании расы?

Магистр: С одной стороны — разум-улей Тиранидов с его военной мощью. С другой же — Советский Союз. Представьте себе милитаризованных инсектоидов, всей галактике говорящих о мире, «государстве для всех» и так далее. Скрывающих за красивыми словами о равенстве и братстве «мировую революцию». Добавьте трансгуманизм. И получите космический коммунизм.

Romay: Первоначально — Далеки из «Доктора Кто». Запали мне в душу эти алиены, замурованные в старинные обитые медью пылесосы. Но играть Далеками было бы тупо, мне не хотелось уничтожать всех, а хотелось бы всего лишь, чтобы моя раса разъезжала в своих пирамидках, которые я назвал Лак-Унами. Ну и чтобы не делать скучных гуманоидов (хотя надо было все же запилить элкоров или волусов из «Масс Эффекта»), я сделал расу паразитов, которые крайне уязвимы в своем натуральном виде, но зато могут вселяться в тела носителей и захватывать их, оставаясь там до конца жизни носителя и погибая вместе с ним. И плюс они обладали какой-то степенью телепатии, чтобы особи Сек могли общаться друг с другом, ведь рта у них может и не быть. В процессе своего развития Сек смогли подчинить себе растения на Эгганане, научиться размножаться через семянки растений (одуванчиков, например), а через них — паразитировать даже на животных, но в каждом случае паразитирования было много тонкостей, обусловленных сложной природой благословенных Сек.
А пилил бы я гуманоидов, получились бы у меня обыкновенные человеки с немного другой внешностью. Чешуйчатой кожей, например. Банально!

Calavera: Само название расы моих ящериц («зинобианцы» — правда, в оригинале они через «е») взято из «Шуттовской серии» Роберта Асприна, равно как и некоторые ее особенности (малый рост, подвижность, политический строй, склонность к экспансии). В остальном это были «уфологические» легенды о рептилоидах и немножко Стеллариса.

Кожедуб: Самыми бесчеловечными режимами в истории — маоистским Китаем, самурайской Японией, чучхейской Кореей и, внезапно, Речью Посполитой (паны теми еще кровавыми весельчаками были). Хотел создать чуточку абсурдный квазитоталитаризм, чугунное государство, одинаково невосприимчивое и к вражеским козням, и к внутренним реформам.
И не прогадал, получив один из сильнейших козырей в игре. Мои клоны оказались совершенно невосприимчивы к чужой пропаганде, от которой чуть не развалилась Доросская Империя.

Ищущий: Ваховскими орками, конечно же.

2. Каким был изначальный план победы?

Магистр: Я готовился к игре «вдолгую». К многоходовке ходов на десять с единственной целью — принести победу мне одному. С этой целью я начал с создания блока «4 против 2» — требовалось обеспечить преимущество на старте, чтобы задавить мясом наиболее опасных соперников. Ими были (отвечая на следующий вопрос) Ромей и Комбин. Для завладевающей телами расы биоцивилизация была прямо подарком. Что до Комбина — я сильно переоценил силу его тоталитарного режима, прочитав описание расы.
Программой на первые три хода было столкнуть доросов с клонами и зинобианцами, а самому вместе с орками выжать Сек-Ан. Для этого требовался повод, и таковой был предоставлен мне сначала Ромеем, попытавшимся прорвать карантин, а затем и Комбином, как я и предполагал — бурно отреагировавшим на известия о контрабанде. Зинобианцы были менее опасны, хотя я и активно изображал страх перед ними, — у меня были данные, что я могу с легкостью вынести их флот своими силами. Соответственно фазой 2 было столкнуть орков с клонами (это было бы самое легкое дело в истории), самому вымесив зинобианцев. При этом на основе покоренных рас мной бы создавались вассальные подрасы Улья, Ромею и Кэлу было бы предложено продолжить игру как союзникам, но уже по моим правилам.
Кто бы ни победил — орки или клоны, — их конец был уже предрешен. В моем распоряжении оказалась бы большая часть галактики и совершенная машина войны в виде снабженной всем, чем только можно, армии биоморфов.

Romay
: «Я хватаюсь за всё, что можно, раскидываю сети так широко, как могу. Что-нибудь да сработает». Примерно так. Основной упор был на колонизацию всего и вся, даже гексов, принадлежащих чужим державам. Также у меня были направления на развитие науки для создания технологии спасения или ухода из галактики Треугольника, на сбор ресурсов и на путешествие к звездам Близнецов. Пока основные силы колонизируют всё вокруг себя, собирая при этом ресурсы и находя артефакты Предтеч, пара фигурок должна была добраться до сектора, в котором начинается путь к центру, колонизировать его и укрепить, а затем начать отсылать отряд за отрядом к звездам Близнецов. Завоевание при всем этом приравнивалась к экспансии. Прямых намерений уничтожать кого-либо или делать вассалом у меня никогда не было, но сами способности Сек подразумевают, что они подчиняют себе другие народы, буквально вселяясь в умы жителей секторов и сами становясь этими жителями.

Calavera: Конкретной стратегии я не имел, на руках был лишь ворох тактических решений. Не знаю, почему, но меня дернуло играть совершенно миролюбивой расой посреди космических милитаристов, что сулило огромные неприятности. Самой главной опасностью было ввязаться в войну на первом же ходе игры — это было бы фатально. А потому я усиленно продвигал дипломатию, надеясь «присоюзиться» к какой-нибудь сильной расе (возможно, даже через династический брак!) вроде Улья, чтобы вместе с ним прийти к финишной черте.

Кожедуб: Плана у меня не было. Дальше одного-двух ходов не просчитывал, но постоянно искал новые возможности. К тому же я вел двойную игру, пытаясь вклиниться между Зимперией и Ульем, чтобы получать от обоих подачки как ненадежный, но нужный союзник в грядущей войне (вспомним преддверие Второй Мировой). В таких условиях продуманный до мелочей план скорее губит, чем спасает: надо держать руку на пульсе галактики, следить за всеми событиями и постоянно корректировать свои действия. Нужно было быть очень осторожным. Я срезался по всем пунктам.
Чуть поднялся выше других, и голова закружилась — начал превращать свои интриги в глупую шутку, решил поиграть на нервах Кэла и Магистра. Получил ассиметричный ответ: меня выдали всей галактике.
Налаженные в прошлом дипломатические связи были разорваны, и от положения аутсайдера меня могла спасти только успешная война — так я, во всяком случае, думал. Хотя сказать по правде, мне тонко намекали, что самому большому в галактике севастийскому флоту неплохо бы двинуться к центру, к архивам Предтеч. Я такой концовки не хотел, а она все равно взяла да наступила. А нефиг было нам с Магистром так открыто демонстрировать свои намерения.

Ищущий: А его не было. Я играл ради фана — для игры на победу мне нужна была другая раса.

3. Кто казался самым грозным соперником на старте игры?

Магистр: Сек-Ан. Ромей будто делал расу дабы контрить мою. Представьте: Сек, заражающие биокорабли, биоморфов, даже просто пушки. Их следовало выжечь под ноль. Что и было сделано. Правда, я переоценил их коллективный разум: при уничтожении Од-Вана (лидер расы Сек-Ан под управлением Ромея — прим. ред.) остальные не погибли.

Romay: Улей Магистра. Сперва я думал, что первые три-четыре хода будут только про расстановку сил и особо никто никого дергать не будет. А уже потом начнутся месиво, дипломатия, шантаж, интриги и все такое.
Я еще никогда так не ошибался.
Улей сразу начал выступать против меня, объединив почти всех, кроме доросов, в Совет. Поместил Сек-Ан в условный карантин, что меня резко возмутило. Подстроил всю науку против Сек-Ан, чтобы: 1) не дать благословенным Сек захватывать его уллов в качестве носителей, 2) захватить и подчинить самих Сек, сделав их своими вассалами и объединив возможности обеих наших рас. Он даже вырастил (согласно его сообщениям мне) заместителя моего правителя Од-Вана, наполовину улла! Мы даже успели обсудить предполагаемые имена для этой улльской замены Од-Вана! =)
Короче говоря, Улей поместил меня в дерьмовую и почти безвыходную ситуацию сразу, так как, отбиваясь от всех, я лишился бы возможности развиваться в том же темпе, что и остальные, и в конечном итоге должен был просесть и выбыть из игры. Бороться с Ульем я не мог, потому что он защитил себя от захвата и подчинения благословенными Сек, а с военными технологиями и армией у меня было не все так радужно.
Но Магистр сделал две ошибки: он недооценил человеческий фактор и слишком агрессивно подавал свою дипломатию. Серьезно, агрессивная дипломатия никому не нравится, она рушит доверие союзников и прочее, так как хорошо показывает уровень амбиций такого дипломата. Да, Сек-Ан в чем-то действительно были «живой чумой», но, излишне упорствуя в этом, уллы будто кричали: «Мое! Мы хотим отобрать эти территории! А потом мы так же возьмемся за вас! Захватим всех! Мое-мое!»
А недооценка касается в первую очередь орков и в последнюю очередь меня и всех остальных. Да, орки и уллы вместе действительно могли за ход (второй) разгромить Сек-Ан. Но только если бы орки сделали грамотный ход, воспользовавшись своим артефактом при этом, а я бы остался изо всех сил обороняться и не стал бы оказывать море сопротивления всем действиям против меня.
На третий и следующие ходы самым грозным соперником стала бы Клоническая Севастократия Кожедуба, потому что она была сильна и самодостаточна во всех планах. Захватила дофига территорий и укрепила их, имела самый большой военный потенциал среди всех. Она стала бы трактором, который не остановить... Ну, только если Сек-Ан не захватила бы этот трактор в свое владение, но возможность этого — под вопросом =)

Calavera: Нашла коса на клона. Культурные бонусы, благодаря которым я защищал свою империю (подчиненные других правителей бы попросту отказывались стрелять в своих чешуйчатых друзей), оказались бесполезны против Севастократии: в каждого жителя вшивалась государственная пропаганда, а «культурно неблагонадежные единицы» попросту утилизировались и заменялись. Однако впоследствии, когда с помощью дипломатии лидер клонов дал приказ «сверху» ассимилировать нацию под нашу культуру, главным врагом стал Улей. Магистр был единственным, кроме меня, кто обладал более-менее развитыми шпионажем и контрразведкой. Причем скорее «более», что меня изрядно напрягало до самого конца игры.

Кожедуб: На самом-самом старте — Доросская Империя. Если бы Комбин захотел напасть на меня в первом цикле, Севастократия пала бы первой. Ваагх тоже представлял нешуточную опасность — пока мы на пару с Ульем не стравили его с Сек-Ан.
Потом самым страшным казался Улей. Моих соседей он успешно втравил в невыгодные для них конфликты, а Секи и зинобианцы были слишком мирными, чтобы противостоять его военной машине. Я постоянно ждал хорошего такого удара в спину, но меня Магистр решил оставить напоследок. Я и начал усиленно шатать его планы, вступив в тайный тройственный союз, поменявшись с Кэлом и Ромэем технологиями и раскрывая им те коварные планы, что наивно поверял мне Тиран Улья. Но и союзникам старался не дать слишком ослабить Улей, мне нужен был затяжной конфликт между ними.
Под конец грозным не казался уже никто: доросы и орки в аутсайдерах, Улей слишком откровенно демонстрирует желание всех поработить, и я не думаю, что он выдержал бы войну со всей галактикой (Магистр иного мнения), Зимперия полна пацифистов, и ее пропаганда на меня не работает, а Секам просто очень не повезло.
Теперь я понимаю, что моим главным и, пожалуй, непобедимым врагом был Центр Галактики. Он жестоко отомстил всем, кто им не соблазнился.

Ищущий: Да не было таких — орки самые сильные и брутальные, ага.

4. Кто из игроков смог вас удивить в ходе партии и чем?

Магистр: Меня удивил финал. Наверное, я рассчитывал на заявленные двадцать ходов или хотя бы на десять. Мысль, что игра — не долгое и последовательное выжимание одного врага за другим, а «блицкриг», в голову мне не пришла. Что же — все оказалось проще, чем я думал. Наверное, у меня «синдром Комбина» — как он не увидел в матчасти культуру, так и я не ожидал, что выиграть окажется настолько просто.

Romay: Да, пожалуй, никто, по большому счету. Порадовал Calavera, что предложил помощь, житье благословенным Сек на его гексах, полноценное союзничество. А затем и вовсе симбиоз с его расой и совместное продвижение к Центру Галактики. Доросы от Alien и клоны от Кожедуба тоже предлагали помощь, но если Alien просто так доверять никогда нельзя, то Кожедуб, хоть и оставил о себе приятное впечатление союзника, который выручает и также готов предоставить сектора на житье, все же вел какие-то закулисные интриги. Слишком пекся, например, о том, чтобы случайно не выявилась связь клонов и Сек-Ан.

Calavera: Опять же, меня удивил Улей. В тот момент, когда он упрочил свои позиции в Галактическом Совете, мог почти безнаказанно пропихивать выгодные себе соглашения, рассылать своих шпионов во все стороны и спокойно развиваться, он внезапно решил жахнуть из мегапушки по Сек-Ан. Тем самым моментально настроив против себя все остальные расы, которые попросту перестали ему доверять даже в тех вопросах, где он был совершенно искренен. В итоге Магистр сам себя загнал в ловушку, закрыл границы и заперся внутри без какой-либо надежды на развитие — и это при том, что многие враги превосходили его в военной мощи!
А еще я поражен тем, что никто из игроков словно не обратил внимания, как я планомерно «окольцовываю» Центр Галактики, захватывая два из трех в него входа. То есть был момент, когда кто-то вяло упрекнул меня в этом, но больше никаких санкций не последовало.

Кожедуб: Комбин — полной моральной непробиваемостью.
Магистр — умением раскрыть всем свой злобный план и все же почти претворить его в жизнь.
Кэл — нежеланием плести интриги, как и нежеланием в принципе побеждать за счет подавления других игроков — такой вот паладин. Всем советую выбирать его в союзники, если только вы не злобный агрессор и не ведете свою игру за его спиной — для меня этот союз был главной ошибкой.
Ромэй — беспросветным оптимизмом и удачей.
Алиен — требованием к Магистру «вернуть украденное в мозолистые руки», когда я доверительно сообщил ей, у кого оказались доросские технологии.
Ищущий — полной аморфностью в переговорах и нарушением немногих заключенных с ним сделок под угрозой войны с Севастократией. Ума не приложу, как Магистру удалось получить от сотрудничества с ним выгоду.

Ищущий: Да я ничему особо и не удивлялся. Все по шаблону: паразиты-угроза Голактеги, Магистр со своими зерготиранидами и хитропланами, толпы клонов, хитрые ящерицы и консервативная империя.

5. Сумели ли вы воплотить все, что задумывали?

Магистр: По большому счету — да, с известными поправками. База для тотальной войны, пусть даже со всей галактикой, была создана. Разве что отчасти игру мне подпортили доросы, вернее Комбин, делавший до своего ухода все так, будто я сам написал для него ноты. В каком-то смысле он играл на меня. Его уход и приход Альен — был катастрофой, разрушившей всю созданную мной дипломатию. Мне удалось переиграть и это, заключив с доросами союз против зинобианцев, но... Все оказалось СЛИШКОМ быстро. «Первая галактическая», разложенная мной так, чтобы в нее выиграть, — была выиграна. Клоны завоевали Зинобию. Я разбил Сек. Финал оказался непредсказуем.

Romay: Нет, я только дорвался до сладкого! При захвате гексов орков я получил образцы их технологий и с ними мог перестроить державу в резко военную. Да ещё мы (Сек-Ан, Зинобианская империя и Клоническая Севастократия) совершили тройной обмен технологиями, поэтому я полностью покрыл недостаток технологий у себя. Это был резкий буст в развитии ко всем победным направлениям и к выживанию.
Кроме этого, уллы уже должны были добить Од-Вана, моего правителя, а на такой случай я весьма хотел отыграть раскол Сек-Ан после его смерти, так как Од-Ван соединял всех Сек в единое целое. Благословенные Сек разделились бы на четыре-пять отдельных фракций, идущих своими путями и, возможно, конфликтующих друг с другом. Кто-то базировался бы у клонов, кто-то обрел бы себя у зинобианцев, третьи обретались бы у доросов, четвертые поглотили бы орков, а пятые — чистые Сек — держались бы на окраине своих предыдущих территорий, противостоя Улью.

Calavera: И даже больше! Через дипломатию я смог отвлечь других игроков от уничтожения Зинобии на первом же ходу. Культурные фигурки успешно поднимали мораль нации и защищали нас от нападения врагов. Я даже устроил дуэль императоров, черт побери! И хотя Император Суинни погиб (мы будем помнить его вечно!), цель все равно была достигнута — мы нивелировали угрозу доросов. Я помог Сек-Ан спастись от гибели (пусть даже это был всего лишь один подаренный им сектор). Моей экспансии почти ничего не мешало. К моменту финала игры у меня была армия, ни в чем не уступающая (а вскоре она бы и превосходила) Севастократии, а Улей оказался заперт в своих территориях. Я не планировал брать Центр Галактики, но такая возможность появилась — и я воспользовался ею с помощью Ромея, который стал моим верным союзником. Потому что иначе это сделал бы Кожедуб, ведь у него тоже был один выход к Центру.

Кожедуб: Вопрос какой-то... издевательский.

Ищущий
: Увы, нет. Мне так и не удалось подраться со всей галактикой.

6. Что бы вы хотели сделать иначе, что переиграть в своей стратегии?

Магистр: Вынести Кэла в первый же ход. В каком-то смысле я договорился не с теми. Следовало вторгнуться на территорию Зинобии, выжечь ее под ноль, взамен сдав Ищущего Ромею. С учетом изоляционизма Комбина и агрессии Кожедуба — сработало бы. Рассчитывай я на блицкриг за три хода — наверное, все силы сразу бросил бы на... победу странников. В конечном счете и я, и Кэл с Ромеем всё рассчитали правильно. Просто их «правильно» оказалось на ход быстрее )))

Romay: Я бы играл расой роботов-терминаторов и всё вкачал бы в технологии! Бездушная экспансия и развитие во все стороны, уничтожение всего, что мяукает не так, как мне нравится. Никаких способов защититься. Синтетики рулят!
Хотя и текущая моя стратегия мне нравится. Да, я сплоховал с технологиями и выбором их, но зато у меня была такая куча управляемых фигурок, что я мог ими делать всякие непотребства над остальными... при дальнейшем их развитии.

Calavera: Пожалуй, я бы заменил один из артефактов, взятых на старте игры. Получилось смешно: самый слабый из них, Т1, стабильно позволял мне колонизировать новые секторы, помогая неразвитым расам выйти в космическую эпоху в качестве подданных Зинобии, причем каждая из этих рас обладала своими уникальными, но всегда хорошими бонусами. В то же время артефакт Т3 (то есть самый мощный из доступных) оказался не так полезен. Его функция была довольно интересна: используя ДНК чужих рас (управляемых игроками), он адаптировал генетическую информацию под зинобианцев и улучшал их. Именно поэтому, в частности, с каждым ходом зинобианцы становились все сильнее — к концу игры (на третий ход) был полностью усвоен генетический материал доросов. Страшно представить, какими монстрами бы стали мои ящерики к двадцатому ходу, успешно усвоив ДНК орков и инсектов, но игра закончилась раньше, а потому артефакт не успел раскрыть свой потенциал. Ах да, вы можете спросить меня, откуда же я брал ДНК представителей других рас. Его мне стабильно поставляла система Денеб — Галактический Центр Туризма и Развлечений!

Кожедуб: Как бы я играл, если бы был всевидящим оракулом и знал чужие ходы наперед? Да никак, это скучно.

Ищущий: Да всё окей. Мне понравилось всё. Ну, кроме холиваров Комбина и Магистра с Калаверой. А Кожедуб хорошо развился в тролля, ага.

7. Ожидали ли вы такого финала игры?

Магистр: Абсолютно нет. Обычно, выигрывая войны, побеждаешь, а не проигрываешь. И все же победа моих оппонентов была честной. Я был уверен, что в конечном счете решает количество союзников и общий уровень силы державы. Блок 4-2 против зинобианцев и Сек должен был выиграть. Он не выиграл. Ну... Бывает ))) Как и обещал, в будущих играх такого рода буду играть расой мирных библиотекарей )))

Romay: Нет. Я ожидал упорной и кровавой борьбы за каждый гекс на стратегической карте. Остальные способы победы я всегда держал в голове и продвигался к ним, но все же целился на борьбу со всеми. Однако, раз представился шанс (после уговоров Калаверы на это =) ) бросить всё и пуститься авантюрно к Центру Галактики, я все же за него ухватился.
Я предполагал, что Апокалипсис может быть пришествием Жнецов, и я рад, что это именно так, а не просто галактика схлопнулась в массивном взрыве.

Calavera: Это был план «Бе». Изначально я хотел установить мир во всей Галактике, прекрасно понимая, правда, что это недостижимая утопия. Потом мне стало жалко Сек-Ан, которых бомбил Магистр. Потом Кожедуб и Магистр начали плести интриги, и мне захотелось красиво улететь в закат. Что, собственно, и произошло, когда в Центре Галактики обнаружились заветные технологии, благодаря которым Сек-Аан и зинобианцы стали единой расой и покинули эту жестокую галактику вместе. А еще я могу похвалиться маленькой ачивкой, выданной самому себе: Зинобианская Империя не сделала ни единого выстрела за всю партию! Когда Суинни пальнул из «глушила» в колено Главнокомандующего доросов во время дуэли — это не в счет!

Кожедуб: Как это ни странно, да. По старой привычке (а не из-за каких-то особенностей модуля) ждал худшего и знал, что вариант со скоростным полетом зинобианцев к Центру уже в этом ходу возможен. Впрочем, это единственное в игре, что я внутренним чутьем предугадывал, — все остальные расчеты были ошибочными.

Ищущий: Не-а. Я вообще ставил на победу Улья. Нужно было моих скаутов слать дальше. Надеюсь, еще одна игра будет.


И, разумеется, было бы нечестно не предоставить слово мастеру этого модуля, Гарессте, благодаря кропотливому труду которой мы все смогли пережить такое захватывающее космическое приключение!

1. Понравился ли стартовый набор рас?
Я бы сказала, что среди стартовых рас были и хорошие, и плохие. Орки Ищущего привлекли меня своей простотой, например. Обсчитывались они легко. Эсталька были совершенно великолепной смесью СССР и Китая с примесью всякой азиатщины... А вот одуванчики меня немного огорчили тем, что были такими... необычными. Обсчитывать сложно. Думала даже отказать в приеме, но передумала.

2. Кто казался фаворитом на этапе генерации?
Даже не знаю. Не то чтобы у кого-то из присутствующих были откровенно плохие билды. Впрочем, как показало будущее, фаворитом определённо должна была стать Клоническая Севастократия.

3. Какая победа казалась наиболее возможной?
Честно говоря, я в такое далекое будущее не заглядывала — я вообще не была до конца уверена, что хоть как-то игру до конца доведу ^_^

4. Кто из игроков смог удивить и чем?
Да все! Все были удивительны!
Ищущий удивил меня тем, как ужасно составлял заявки.
Магистр удивил меня тем, как как сначала из тиранидов запилил мирных коммунистов, а потом обратно тиранидов.
Комбин удивил меня тем, что вообще подался в игру.
Калавера удивил меня тем, что решил быть пацифистом в вооруженной до зубов галактике.
Кожедуб удивил меня своими литературными и описательными навыками, а также фантазией. Эсталька жгут.
Ромай удивил меня... опять же, тем, что вообще подался. И тем, чем в итоге закончилась его дипломатия.
И Алиен. Удивила меня тем, что подалась, — и тем, что в своей игровой комнате так и не отпостила. Ай-яй-яй.

5. Что оказалось наиболее сложным в процессе игры для мастера?
Было сложно как-то адекватно обсчитывать заявки — неудивительно, что в итоге так адово вышло. Правила-то сырее некуда, наполовину в моей голове.

6. Довольна ли ты финалом?
Я довольна самим фактом его существования. Это, считай, первая игра, которую я официально завершила (не считая мафии). Ура-ура.

7. Есть ли мысли, как можно было бы улучшить игровой процесс?
Для начала было бы здорово сделать правила прозрачнее для игроков и меня. Но кроме этого всё, пожалуй, было хорошо и благостно.

8. Планируешь ли проводить подобные игры в будущем?
Ей-ей. Я ничего не планирую на будущее, хотя у меня БЫЛА хорошая идея для аналогичной игры. Тем не менее, я думаю, что в ближайшее время буду заниматься другими делами. И другими играми.