|
|
Элдарион охотно говорил на отвлечённые темы (причём на хоснийском говорил почти без акцента - явно бывал в Кноссе не раз) - в частности, о литературе и об обычаях санимн, но вот насчёт знакомства с Крином - проявил удивительную сдержанность на вопрос Иола. В самых общих чертах рассказал, что познакомились они в землях фелиталийцев, на западе, в сезон великой жары, когда они оба застряли там из-за государственных дел. Крин понял, что приятель опасается рассказывать что-то, чем он сам не счёл нужным поделиться с партнёрами, и к тому же эльф, видимо, насторожился - не такие уж близкие приятели, видать, эти молодые хоснийцы. Старший торговец постарался развеять это впечатление, рассказав несколько баек с тех времён, но, как говорят виноделы, осадочек-то остался. Что до санимн, то тут эльф говорил совершенно свободно. По тем словам, которые он подбирал в описаниях, становилось ясно, что считает он этот народ довольно грубым и дикарским, хотя, конечно, прямо ничего подобного сказано не было - наоборот, он словно бы только их хвалил - как они настойчивы ("до тревожащих пределов"), не отступаются от сказанного, чего бы им это не стоило, верны слову ("даже данному в похмельном бреду"), как щедры ("настолько, что им нередко приходится грабить незнакомцев, чтобы оставаться достойным человеком в собственных глазах и в глазах друзей"). Воровство у санимн считается тягчайшим проступком; они предпочитают скорее ограбить открыто, силой оружия, нежели украсть. Чужаки по их представлениям - законная добыча, но в нынешние времена ежегодно могущественные вожди и судьи-брегоны* объявляют "всех, пришедших с миром" гостями, и нападение на торговца или путешественника карается продажей в рабство в другое племя на два года. За убийство же могут назначить и смертную казнь, но тут многое зависит от вождя племени и судей (брегонов, что переводиться с языка санимн буквально - "судья").
О последних стоит сказать отдельно. Обычно это уважаемые люди древнего рода, хранители традиций, песен, устроители праздников, иногда жрецы. Брегоны могут быть как мужского, так и женского пола, правда, женщины становятся брегонами уже после детородного возраста, "когда все дети уже стали взрослыми". Для мужчин ограничений нет. Брегоны часто путешествуют из племени в племя по землям санимн, а иногда и дальше. Брегоны разбирают споры и до определённой степени даже влияют на то, что эльфы могли бы назвать "внешней политикой", причём в очень своеобразной форме - они поют песни. Песни мира и войны, благополучия и упадка, согласия и раздора. При исполнении песни важным является то, подхватят ли её собравшиеся или нет. Если песня звучит многоголосо и красиво, брегон считается правым или дающим хороший совет. Если же песня не слишком складная, худо исполнена или собрание её просто не подхватывает, брегон считается неправым, лгущим, или даже, если такое повториться несколько раз, прОклятым. Излишне говорить, что брегоны обычно очень хорошо чувствуют настроение толпы - но при этом часто умеют им управлять и нередко не боятся выступить даже против вождя, хотя формально они скорее советчики, а не власть.
Что до народа в целом, то он состоит из множества племён - многие называют цифру в две сотни, но достоверно подсчитать это невозможно, так как ежегодно племена как сливаются, так и разделяются. Санимн любят драки и физические упражнения - даже девочек часто обучают воинским искусствам. Они не верят чужакам и не уважают записанное знание - требование грамотности у многих племён даже не считается обязательным, как бы ужасно это не звучало (тут, правда, Элдарион, наверное, ошибся - как это так, кто же может считаться настоящим человеком, не умея читать). Даже там, где читать и писать умеют все, умение плавать, петь и сражаться считается намного более важным.
Сейчас в Верхотурье главным считается Орм Две Руки, молодой и воинственный вождь, сумевший объединить три крупных племени и фактически подчинить без войны множество мелких. Орм достаточно умён, и, несмотря на свою воинственность, не спешит проявлять агрессию к другим народам - впрочем, многие говорят, что он просто выжидает подходящий момент для удара. Это выжидание, впрочем, длиться уже более двух лет, а санимн обычно не отличаются долготерпением, поэтому сезон нынче для торговцев сравнительно безопасный - мелкие вожди чаще всего не осмеливаются пиратствовать, хотя от молодых и горячих санимн всего можно ждать. Орм кроме оружия чрезвычайно падок на молодых и красивых женщин, и даже, говорят, не чурается обращать в рабство иноземок, которые ему отказывают. Из-за этого у него в прошлом году был спор с фелиталийцами, и санимн заплатили людям-котам большую виру за убийство.
как с ними договариваться. Обычно торговцы дарят "подарки" местным вождям и брегонам - вообще всем вождям и брегонам, с которыми сталкиваются, даже если они тут сами торговать приехали. Это разумная мера, хотя как будто не обязательная. Элдарион особо советовал не забывать о брегонах. Кроме того, он советовал ни в коем случае не угрожать санимн даже косвенно - это может быть принято как вызов, и тогда честь не позволит им отступить и они непременно сделают то, от чего их отваживаешь. Между делом Иол упомянул о том, как ему нравится Авеола, особенно поразил лес.Чуть утомлённая улыбка и вежливый, подобающий случаю, словно заученный ответ дипломата подсказали не лишённым наблюдательности торговцам, что от этой фразы Элдариона уже тошнит и только профессиональная привычка не даёт ему закатить глаза и ответить какой-нибудь саркастической колкостью. А ещё спросил об эльфийской литературе, как о наиболее значимых произведениях, так и о чтиве для изучающих эльфийский. Первые Иол прочтёт когда-нибудь потом, в один из следующих визитов в Авеолу, а вторые послужат обучению.Элдарион с удовольствием рассказал о нескольких книгах, которые считал подходящими. Из лёгкого и несложного чтива "Приключения Улле в стране дхаса", "Сказание о похищении солнца", "Страна вечных лесов". Как серьёзные книги, стоящие внимания, эльф рекомендовал "Устройство Небесных Сфер" авторства друида Ветрило Сатазона (Иол о ней слышал и даже, кажется, держал в руках, но понятия не имел, что эльфы считают эту книгу "своей"), "Служба Последнего Короля" (переложенный эльфийским певцом Симом Тхо"Талем древний эпос), "Плачущая листва" (книга о войне, по легендам, написанная ветераном войн Михоши Непостижимой, с невероятными подробностями, слабо соответствующими "известной истории" - но, тем не менее, считающаяся действительно классической не только для эльфов) Кегон попросил его свести с кем-то кто хорошо знает местные крючкотворства в области импорта металла.Элдарион, подумав немного, подготовил два рекомендательных письма (на самом деле, записки - одну государственному чиновнику средней ступени, ведавшему закупками металла, по имени Амаке Коэх, вторую - эльфу, который занимался делами крупной частной литейной мастерской, вернее, целой дюжины их - Эльме Лам'май). Позже Кегон посетил обоих, но Амаке, хоть и был заинтересован энергичным молодым торговцем, но просто-таки ни слова ни знал на хоснийском. Он позвал свою младшую дочь, чтобы она переводила, но её знания тоже оставляли желать лучшего, к тому же она постоянно смущалась и краснела. У Кегона сложилось ощущение, что у него есть к кому обратиться, если вздумает продать крупную партию, например, бронзы. Эльме Лам'май, напротив, был человеком хотя хоснийским владеющим изрядно, но зато не заинтересованным в беспредметных разговорах. Узнав, что сейчас товара Кегон не может предложить в достойных внимания партиях, он не церемонясь выставил его, причём довольно резко (можно и оскорбиться, по Кносским понятиям). У Кегона осталось чёткое ощущение, что торговля металлом тут схвачена на государственном уровне, и кто-то наверху имеет свой процент со всех сделок даже помимо налогов). UPD Тем не менее, Кегон был не из тех, кто сдаётся легко. Ответив на нахальство нахальством, он вернулся к Эльме и, после обмена любезностями, всё же продал ему залежалую мангазейскую бронзу - взял 130 драхм за 45 мин бронзы. На Эльме деловая хватка молодого торговца произвела определённое впечатление. Даже пробовал влиться в кампании молодых эльфов, чтобы узнать этот народ поближе.Вливание произошло настолько успешно, что уже на следующий день Иол проснулся в незнакомой компании, в незнакомом доме, среди смутно знакомых молодых эльфов обоего пола. Кажется, с кем-то из них он спал. Потом он стрелял, метал камни на меткость, смутно помнил, что выиграл кучу денег и всеобщее одобрение. Потом угощал всех. Потратил всё, что выиграл, плюс ещё свои доложил. Второй день прошёл не менее весело, а ночь - не менее бурно. Какое-то впечатление об эльфийской культуры безусловно осталось. В основном культуры ухаживаний, заигрываний, непристойных шуток (специфических), постельных штучек, ну и ещё праздников весны и плодородия. Стоит всерьёз озаботиться внебрачными детьми, но девушек тут, кажется, этот вопрос совершенно не волновал. Как-то это было связано с праздником и друидами, но как именно, времени разобраться не было. Нехудо отдохнул, вобщем. Крин также отдохнул неплохо, но на девушек его не хватило (может, и хватило бы, впрочем, но никто не звал). Пил, гутарил за жизнь с такими же опытными мужчинами в самом расцвете сил. Не один кабак сменил. Подыскал несколько перспективных мужиков для охраны, для забавы разминался, но в основном, конечно, пил - пристрастие к выдержанному эльфийскому вылилось в копеечку, но, с другой стороны, по одному перегару было понятно, что перед вами не какой-нибудь захудалый ханыга, а человек при деньгах. По счастью, Крина не обокрали, хотя ощущения в филейной части подсказывали, что такая опасность была. Джодок, по счастью, постоянно был неподалёку. Путешествие по увлекательному миру эльфийского алкоголя было волнительным и даже целительным - для души, если не для печени. Кегон же оказался наиболее стойким к соблазнам праздника. Хотя предложения присоединиться к компании празднующей молодёжи так и сыпались - одно было даже от Иола! Но молодой торговец находил особую прелесть в отказе от подобных удовольствий: ему казалось, что, выбирая посещение больного учителя вместо оргий, он прямо-таки зримо растёт над собой. Возможно, впрочем, так оно и было. Сделав несколько деловых визитов, о которых было частично сказано выше, а частично - будет сказано ниже, посетив Ангуса на второй день праздника*, Кегон сразу озаботился предстоящим путешествием, выбором товара, наймом специалистов для его оценки, торговлей с капитаном и фрахтом - вобщем, делами.
|