ВИКТРОЛА
The sounds
Of the Harlem night
Drop one by one into stillness.
The last player-piano is closed.
The last victrola ceases with the
“Jazz Boy Blues.”'Summer Nights', Лэнгстон Хьюз (1925)
Эту картинку, наверное, видели все. А вот того, что она являлась логотипом американской компании Victor Talking Machine Company, многие могли и не знать.
Эта компания, выпускавшая звукозаписывающее оборудование, проигрыватели и пластинки, отметилась в истории не только известной картинкой, но и изобретением, сделавшим использование граммофона куда более удобным.
В начале двадцатого века граммофон выглядел так:
Кстати, тоже производства Victor
Несмотря на внушительную красоту трубы, использовать граммофон с ней было не так уж и удобно: громоздкая труба легко мялась и занимала много места. Кроме того, граммофоны работали без усилителей, а значит, и громкость воспроизведения можно было изменить, только сменив иглу (обычно продавались иглы трёх типов — «тихие», «средние» и «громкие»).
Производители утверждали, что граммофонные иглы требуется менять после прослушивания одной стороны пластинки, иначе затупившаяся игла повредит бороздки. Это было, конечно, маркетинговым преувеличением, и без особого ущерба для записи одной иглой можно было прослушать обе стороны; но всё-таки при смене пластинки следовало менять и иглу. Поэтому иглы продавались коробками по двести штук.
Поэтому в 1905 году компания Victor предложила решение: переместить трубу под проигрыватель и заключить её в тумбу. Выглядело это устройство, названное «Виктрола», так:
Такая тумба не только позволяла более органично встроить граммофон в интерьер и защитить трубу, но и работала примитивным регулятором громкости: если не хотелось беспокоить соседей, дверцы можно было оставить закрытыми, ну а на вечеринке в стиле Гэтсби — распахнуть пошире.
Кстати, к похожему решению пришла и французская фирма Pathé, но французы решили заключать трубу не в основательный шкаф, а в небольшой чемоданчик:
Думаю, все поняли, под какой торговой маркой продавались эти портативные граммофоны.
На более поздних моделях виктрол появился и электрический привод (до того, конечно, приходилось крутить ручку, завода которой хватало на пару-другую пластинок), встроенный усилитель и радиоприёмник (что позволило изменять громкость более привычным для нас способом), и даже сложная система автоматической смены пластинок. Впрочем, к середине двадцатых из всех этих усовершенствований распространён был лишь электромотор, да и то не на всех моделях.
Перед Великой войной и сразу после неё виктролы пользовались огромной популярностью и стоили в 1921 году от 200 долларов (примерно 2500 долларов 2015 г.), а отдельные устройства с изысканно украшенным корпусом из дорогих сортов дерева могли продаваться за 1000 долларов и выше.
Внутри — самая обычная виктрола, но корпус расписан лаком Мартен (
ссылка)
Впрочем, коммерческому успеху виктрол пришёл конец с распространением радио, и к 1925 году виктролы продавались уже за 50 долларов, а на распродажах и за 20. Из этого кризиса производителю ещё удалось выкарабкаться, но Великая депрессия окончательно подкосила компанию, и в конце двадцатых Victor была приобретена RCA, которая продолжила использовать не только бренд «Виктрола» для производства своих устройств, но и картинку с собачкой.