Терим. Кзабрашахр. XV век от начала эпохи. От заключения Завета - век пятый.Урсу вглядывался в новорожденного Пирха. Сморщенный комочек жалко верещал и трепетал крохотными ручками. Нет, не тот...
Вот уже четыреста лет, Тот В Чьих Руках Власть искал себе достойного слугу, такого же храброго, умного и властного как тот, что вызвал Его в этот мир. Но нет... не тот... Да и время еще не подходящее. Незримая смертным фигура взмахнула крылами и взмыла ввысь. Еще слишком рано. Для великих дел нужны великие люди, люди подобные горам. Но и этого не достаточно - нити судьбы должны были переплестись подходящим образом. Но сейчас...
Урсу был готов ждать, он видел, что момент еще не настал. Этому крохотному комочку не суждено стать властелином мира, но вот спрямить тому путь и посеять семена будущего величия новорожденный Пирх сможет вполне. Ума и храбрости ему не занимать, а о большем наследника хавара пока никто и не просит...
Яса - закон великой власти. Военная реформа Саошьянт-Хана.Их засаг хууль, или закон великой власти, или яса. Свод законов провозглашенным Саошьянт-Ханом* Пирхом на всеобщем хурале**. Большая часть уложения Ясы регулирует поведение войск. Так, к примеру, под угрозой смертной казни Яса категорически запрещает захватывать добычу во время боя и преследовать неприятеля без приказа - начальники должны делить захваченное имущество между воинами только по окончании сражения. В Ясе главное место занимают статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося (последнее касалось тех обещаний, которые иногда передавались через отпускаемых пленных в эллинские поселения перед набегом).
Самым маленьким подразделением вместо руки стал десяток (арбан), возглавляемый десятником (багатур). Десятки объединялись в сотню (джагун), сотни — в тысячу (минган), тысячи — в десятитысячную «тьму» (тумен). Переход из одного подразделения в другое оказался под строжайшим запретом. Каждый воин получал свое место и свои обязанности.
Каждый год тысячники, если их армии не участвовали в это время в набеге, должны были проводить массовые учения - охоты на остатки экхекатлей и диких корхакорн.
* Имя Саошьянт иногда дается первенцам Пирхам, претендующим на хавар, а Хан - это имя отца, т.е. отчество. При этом имя Саошьянт не могут дать так чтобы с каким-то из предшественников совпало и отчество.
*Хурал — орган народного представительства, всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов.
Пророки и Учителя.Не только будущего вождя высматривал Крылатый среди смертных. Не только силой распространялась власть под этими небесами. Но и мудростью. И словом верным. И не редко, в населенных разумными существами мирах, слово оказывалось сильнее крепкой руки и опаснее острого жала. Искал Урсу и мудрых, и вдохновлял их, и вкладывал слова свои в уста их, и видения далекого в умы их.
И родился в Пилоше в семье Сееровой сын, которого назвали Уфиром.
И участвовал Уфир в походох многих, больших и малых на земли эллинские. И сражался сам. И побеждал его хадж и проигрывал, и обрастало тело Уфира с каждым годом новыми шрамами, а взор его просветлялся. И возвышался он среди иных воинов приграничного хаджа, и отличался он от всех мудростью своей невиданной и смекалкой, что не раз его самого и друзей его по копью спасало.
А потом он пропал, и говорили что ушел Уфир в пустыню и что ни говорил он ни с кем из иных кзабраков и только с Господином он речи вел свои. И искал его народ. И приходили к нему с дарами и просьбами, дабы он рассудил их и научил, и советом помог.
Но когда к убежищу его посреди пустыни протоптали тропы незарастающие, тогда он снова пропал. И появился лишь через год. На празднике Завета. И возвысился он посреди толпы. И учил. И говорил он слова доселе неслыханные, и странные, и мудрые в безумии своем.
Спрашивал Уфир народ свой - "Не мы ли живем на землях у детей бога войны нами же отвоеванных? Чего требует от нас война? Не храбрости ли? Не хитрости ли? Не воли ли напряжения? Но нет большей хитрости, чем обмануть искусного врага. Нет большей храбрости, чем ложное бегство. И ничто не требует большего напряжения духа нежели поддельная паника и отступления. Так добывается победа. Так выигрываются сражения. И в этом воинская премудрость."
Но для таких побед нужны особые воины - твердые духом как камень, могучие как горы, быстрые как фолко.
И верные, верные как стрелы в руках опытного воина. Учил Уфир, что верность слову и преданность нойону* ценятся небом и землей дороже пастбищ и корхакорн. Что Уршур возвышает сильных духом и низвергает неразумных и нарушающих слово.
Учил Уфир - что каждый кзабрак - воин, и что честь воина - в служении нойону, а честь нойона - в служении шахин шаху. Что сила духа не только в буйстве и ярости проявляется, но и в послушании. А сила воина - в силе войска, а сила войска - дисциплине.
И слушал его народ и дивился. Не все одобрили слова его, не все поняли. Но многим и многим запали те слова в сердце, как семя малое, семя малое, да в великое древо произрастающее.
А в другом краю владений шахин шаха, на севере владений ушурского хаджа, среди бескрайний огневищ родился новый пророк. И не ходил он в походы на эллинские земли ибо с детства был завещан храму Уршура в служки, да в ученики жреческие. Но при взрослении быстро доказал, что избран Великим Господином для особой миссии, ибо обладал даром пророческим.
И возвестил Адрамалех о грозе далекой, грозе далекой да опасности лукавой. О людях-демонах, что кожей белы, а видом милы словно дети малые. И поведал Адрамалех о гнусных свойствах их, будто бы ума лишающих и храбрых и сильных видом своим к покорности приводящих. И предостерег так Всевидящий Уршур в заботе своей кзабраков от погибельной заразы, чумы уродливой, что породили далекие злые боги в гнусности своей.
*Нойоны - предводители древних кзабраксих "аристократических" родов, представители знати, располагавшие большими стадами и хорошими пастбищами. Из органов родового строя у кзабраков развивались органы военной демократии: народные собрания рода и племени и хурал.
Война как образ жизни. Исскуство объезжать корхакорну изменила многое. Воин-кзабрак теперь был воином-всадником, лишь перед самой битвой слезающий с верного друга. Воин-кзабрак, раньше смеявшийся над прикрывающими свои тела броней эллинами, все чаще и чаще сам использует добытую в бою диковинку. Доспехи из толстой, в несколько слоев скрепленной жилами кожи корхакорны становится таким же непременным атрибутом идущего в поход кзабрака, как лук и щит, корхакорна и копье.
Вооруженные объединения Кзабрашахра теперь могли перемещаться на огромные расстояния и маневрировать большими корхакорными массами.
Верховая езда и искусство войны стали центральной темой в воспитании кзабракских мальчиков. Мать начинала приучать ребенка к верховой езде в возрасте трех лет: его привязывали ремнями к спине корхакорны. В четыре-пять лет мальчик уже получал свой первый лук и стрелы, и с этого времени он большую часть жизни проводил верхом, с луком в руках, воюя или охотясь. В походах, когда скорость передвижения становилась решающим фактором, воин-налетчик мог спать на спине животного, опершись на горб. А поскольку у каждого воина было по нескольку корхакорн для смены, кзабраки могли двигаться без перерыва целые сутки.
Смерть богов и жизнь народовСаошьянт-Хан, в окружении телохранителей и небольшой свиты прохаживался среди грязи и остовов возводимых зданий.
Вот уже около трехсот лет, как к берегам краснокожих причаливали крылатые корабли юдьяр. Вот уже около трехсот лет, как четырехрукие беглецы с далекой северной родины торгуют с кзабраками, делясь своей поистине великой премудростью. Их союз начался вместе с великой северной войной, не затухавшей до сих пор. Их союз был предначертан и подготовлен самими богами, хвала тебе слава, великий Уршур. Саошьянт на ходу сделал молитвенный жест, опустив лицо, прикрыв руками глаза и коснувшись пальцами лба.
Юдьяры приходили и уходили. Так было всегда. Не где было им остановиться в этих краях. Кор-Хак не любит чужаков. Кор-Хак жесток. Кор-Хак суров. Среди огневищ нет ни спасительной тени, ни многочисленных ручьев, как на родине четырехруких. Но теперь все могло пойти по другому. Кзабрашарх не таков как раньше. Шахин шах даст им тень над головой, он даст им молоко и сыр вместо ручьев и озер. Рыбу из моря юдьяры могут взять и сами.
Не все. Не многие. Да, не многие. Совсем не многие, но кто-то должен. Пока этот морской путь не прекратился. Передать с четырехрукими торговцами весть туда - на острова, что их здесь ждут. Зачем? Государству нужны писари, в пользе которых шахи давно убедились в этой своей странной дружбе с югрой. Грамотность - великое благо, которое должно быть доступно и кзабракам.
Шахин шах знал о смерти юдьярского бога. Не мог понять, но знал со слов верховного жреца. И торопился. Да. Торопился не упустить своего. Пусть не для себя, пусть для внуков, но эта дружба между народами должна была продолжаться.
Не копьем единымАшашел обтянутой кожей рукоятью плети за подбородок повернул к себе покрытое засохшей кровью лицо пленника.
- Этот, и этот. И вон тот. Поднять. А этих - под нож.
Правнук того самого Ашашела, что впервые сказал в лицо эллинским послам о слабости их бога и трусости их вождей. Та встреча осталась в преданиях его рода, рода Сатанаишей. Не более чем легендой. За последний век кзабраки и на тысячу шагов не увеличили своих пастбищ. Его дед погиб под каменными стенами эллинской крепости. Его отец вернулся из похода без добычи и одного глаза. Но теперь все должно измениться. Вестники шахин шаха передали приказ собирать тумены. Мудрецы нойоны указали что вложить в уста пленным эллинам. Слова, когда-то сказанные его прадедом сейчас велено повторять по всей границе. Это было маленьким торжеством всех Сатанаишей, их личным праздником гордости и тщеславия.
- Мы отпустим вас у самых границ. - Ашашел вполне сносно изъяснялся на эллинском, даже иногда поподая в ударения и правильные окончания. - Вы должны будете вернуться к своим и передать волю шахин шаха. Слушайте! Мы придем с оружием и огнем. Каждому из эллинов дается возможность сохранить жизнь и имущество! Шахин шаху не угодна эта война. Мы, кзабраки, не поклоняемся войне! Нам нужен мир! Мир под властью шахин шаха! Каждый, кто сложит оружие и перейдет на сторону Кзабрашахра - сохранит все что ему принадлежало. Сдавшиеся воины-мужчины смогут спасти детей и жен. Все остальные будут убиты, от старика до младенца.
Действие армий (везде, кроме Ушура набраны "налетчики на корхакорнах":
- Ушурская армия - идет подчинять Ездберек, в случае успеха - отправляется возвращать родные огневища на 18.05
- Ездберек (в случае успешного подчинения) - отправляется подчинять эллинов на 21.07
- Гирштана - как и всегда, действует самостоятельно.
- Холивар - атакует ближайшие доступные земли, т.е. пытается выбить эллинов с 18.05
- Сомнеш продолжает воевать эллинов по своему усмотрению.
- Пилош - завоевывает ближайшие эллинские земли, ближайшие оказываются 21.07
- Инферно - отражает натиск эллинов и грабит соседние земли, приоритет остается тот же 18.04.
Баланс: 3 аватарские + 7 с кубов + 1 с кзабраков = 11 = 2 приказы северным городам + 6 на технологию + 1 возврат долга Хелшшу +1 постройка гетто +1 запас на следующий ход