Острова
- …нету нам спасения от чёрных кроме как за морем. У тебя, великий Кутулу просим мы убежища. При нас и детей наших на островах. Не будет у тебя воинов вернее, ни мы, ни дети наши не предадут спасителя. Выдели нам землю и не попросим мы большего. Не посягнём на угодья гальегов. Будь милосерден и мудр и боги наградят тебя.
Кутулу думал. Он всё ещё помнил кем некогда родлся. Он хотел быть милосердным. Желал помочь тем в ком текла та же кровь что и в нём. Но он должен быть мудр. А ещё он ведь уже не человек. Он видел скрытое от людского взора. Видел знак пылающий на душах послов. Слышал как звучат их мечты. То знак был алым как кровь и звенел щитовой медью. Ваанавэра. Он знал, что воинов равных аскаскатам нету на островах. Привычный глаз вычленил среди послов керраскатов. Пускай взрослого ящера на лодке не перевезти, но знающему человеку не составит труда сделать это с несколькими корзинами яиц. Что перед такой мощью конквистадоры или гарпунщики? Никто не сможет противостоять этим воинам на суше. Только вот… Ваанавэра. Аскаскатов нельзя спасти не приняв её вместе с ними. А Кутулу нутром чувствовал силу этой судьбы. Этого проклятия. Возьми силу и оно прилипнет к Гальегии навеки. Отказаться? Но ведь страна окружена врагами, а южные чтасти Корасона и Лекатана опустошёны пиратами…
Два пути стояли перед глазами правителя и он знал что от слов его зависит судьба тех кто был некогда его народом, судьба его народа теперь и судьба нерождённых. Корасон и Лкатан, Суэньос и Зубцы, Одинокий и Хея, волны и суша. Люди и животные, черные и белые. Кровь. Всюду свои страхи, всюду свои надежды. Может ещё подумать? Нет. Кутулу не любил размышлять более чем надо. Вставая он почувствовал привычное уже присутствие божества.
Могучая фигура поднялась во весь исполинский рост. Блестели полированной медью украшения, шелестел за спиной пинкааний плащ, громко ударил золотой трезубец о полированный хархутовый пол.
- Повелеваю…
***
Кривой почерк на альвоне выдавал непривычную к перу руку. Слова же нескладные, цепляющиеся друг-за друга в цепкие и хотя и четкие фразы выдавали разум непривычный к благородной риторике. Страницы были потрёпаны, а поля испещрены пометками, написанными почерками ещё хуже основного – эту книгу читали, много раз и внимательно. На странице посвящённой описанию боевых повадо судемоагов на привале среди заметок на полях есть и такая.
- …если надрезать мертвому лицо, помочится на него, а через некоторое время потоптаться ногами, то кожа сойдет легко. Такое не каждый знает. Такими премудростями надо дорожить.
*******
Ветры веют над островами разбитого трезубца. Сильные ветры. Не раз налетали они на Северный Зубец, поднимали пыль и обрывки травы, уносили их далеко. Порой очень далеко. Так ситари некогда росшая только на Северном Зубце оказалась на Авенанме, Фаримеях и Корасоне.
***
Исход аскаскатов с Хеи не был ни одномоментным ни однонаправленным. Часть увезли с собой штэйвиты и в большинстве то были роды особо почитающие Ажандаатиса. Поклонники Виэли бежали на восток в легендарную Селему, хотя говорили что тамошние обитатели вовсе не рады тысячам незваных гостей. Но большинство выбирало между югом и севером. Между Энэргальерой и Гальегией. Первая была ближе, но слишком чужда, а правитель её выставил непомерные требования. В Гальегии же правил аскаскат, а с купцами оттуда народ Ватиилы был давно знаком. Тем более что после длительного перерыва они вновь стали приплывать к берегам Хеи. Но путь туда далёк и без помощи туда не добраться. Да и не известно насколько рады там будут чужакам. Впрочем чем дольше длилась война, чем сильнее напирали чернокожие тем больше лодок выходило в море. Потому что лишь дурак сменяет неопределённость на верную смерть или рабство.
***
В древних преданиях таится старинная мудрость, в песнях предков до сих пор живёт их дух и отвага. Не раз и не два черпали штэйвиты силу в словах, опирались на прошлое что бы идти в будущее. Но в сказаниях древности есть не только доблесть, там нередко таятся старые ошибки.
Пожалуй не было у штэйвитов эпоса важнее «Песни об Ингваре» и не было сказания нанёсшего больший вред. Совратило оно штэйвитов на новый халтарский поход. Лучшие из лучших собрались. сильнейшие из сильнейшихз отплыли, доблестнеших повели вожли на запад. Пал Халтар и множество черных на его руинах и в его окрестностях. Славная то была победа. славная и бесполезная. Потому что без копий таафейра и стрел швардвасса устоял проклятый Даму и не возродился Вестен Пла, оставшись нечестивым Васети. Орды же чёрных ударили на юг – на Леттэранд. И никто из тамошних штэйвитов не спасся, потому что вокруг было лишь бескрайнее море и населённые чёрными берега.
Вместе с аскаскатами пришло в Рейн два умения – искусство стрельбы из длинного лука и разведение авусов. Первое быстро нашло применение – потому что не счесть гулей и пинкаанов в небе и рохо в море. Есть на кого охотится, есть кого стрельть. Второе же осталось скорее забавой. Мясо авусов было вкусно, но они паслись на тех же бумидорах* что и лоногосы, а потому привыкшие за века к своим ящерам штэйвиты не спешили менять яйца на мясо. Хотя понемногу авусов держали на всём Штейнрейне и зажаренный целиком авус стал символом богатсва и обязательным блюдом на богатом пиру – что на застолье у фюреров, что на свадьбах или тризне у простых штэйвитов.
***
Знали кара-кираи ради чего доплачивали купцам торговавшим с кзабраки, ради чего засылали послов к дикарям. Волею своей направили они народ к своему замыслу. Да только не хватило той воли перебороть нежелание югры. Многие наслушавшись вдохновенных речей плыли на восток, но мало кто там оставался. Испепеляющая жара, пыльный восточный ветер, солоноватая грязная вода. По сравнению с Ирасией, даже пустынная Авенанма казалась прекрасной землей. Ради чего жить в этом пекле? Ради чего гибнуть в войнах ненавистных эллинов и чужаков кзабраков? Старая ненависть объясняла зачем воевать, но присущий юдьярам разум подсказывал что гибнуть в Кор-Хаке не лучший способ отомстить вековечным врагам.
А ведь пока югорские стрелы летали в пустине, враги нападали на сам Югорзорсаг. Судемоаги с соселних островов опустошали берега Авенанмы и Кара-Азака пиратскими набегами грабя селения и угоняя в рабство и токов и юдьяр. Отплавленные на восток воины куда нужней дома – таково было общее мнение с каким к концу века не мог не считаться Кара-Кирай. Острова оказались весьма враждебным местом – берега их обсели агрессивные синекожие не знающие иного языка кроме силы и обмена отличного от грабежа. Если селения на Авенанме и Кара-Азаке были ещё относительно смирными из-за боязни удара с суши, то судемоаги с Невезения, Южного Зубца или Фаримей совсем распоясались. Так что к концу века единственным местом югорской торговли и относительно безопасного морепалвания оставался Кор-Хак. Пускай негостеприимная земля эта не смогла стать юдьярам домом, но торговля постепенно развилась и стала довольно прибыльной. В конце-концов кзабраки ценили хорошие вещи, а платить могли не только сущённым мясом, но и эллинскими трофеями.
***
Элисион держался Сеяналой, а Пира пиратством. Архагенты не были совсем уж обычными людьми и без них держава судемоагов долго бы не продержалась вместе, но всё равно не они были её килем. Элисион плыл куда направляла его Сеянала, Пиру же архагенты вели за пиратской звездой. Добычей ей стала Гальегия. Целый век терзали синекожие лесную страну своими нашествиями. Не счесть бед и смертей что принесли они в тот край, не счесть добычи и пленников. Но не зря говорят, что сколько касатку не корми, а ей всё мало. К концу века все громче звучали разговоры о том, что хватит гонять гальегов по лесам, пора бы взяться за разжиревших китов – за Суэньос и Луго Фарфали. Впрочем перед великой охотой можно было и размяться – пограбить четырёхруких.
Надо сказать что как Леклас объединил Фаримеи в Пиру, а затем подчинил своему влиянию Южный Зубец, так и Калаэн смог подчинить себе Ханераал образовав второе судемоажское государство. И как водится у синекожих оно сразу же бросило вызов Пире.
***
Двенадцатый век стал для Гальегии временем поражений и бед. Его так и назвали – Великое Опустошение. Море раз за разом выплёвывало на берег челны полные кровожадных судемоагов, порождений зла, что умеют лишь грабить, насиловать и убивать. Стоило разбить одну орду, а на песок соседнего пляжа уже сходила другая. Не сработала и попытка бить врага в его логове. Поход на Одинокий закончился неудачей. После почти двух лет войны, осад и стычек и потеряв добрую половину воинов Великий Кутулу вынужден был вернутся. Глупо завоевывать чужие острова когда враг хозяйничает на твоих. Одна беда сменялась другой – с юга приплыли свирепые фарфали и если от судемоагов спасали густые леса, но эти отродья были столь же легки на ногу и ловки в с пращёй как сами гальеги.
И всё же Гальегия выстояла. В какой уже раз обломали судемоаги зубы о Брагансу. Уступая побережье гальеги скрывались в густых чащах и оттуда донимали постоянными нападениями захватчиков. Пускай пиарты жгли и убивали, но стоило им самим остановится на берегу хотя бы на два-три дня как пули днём, ножи и дротики ночью находили их. Кровь за кровь. Но особой ожесточённость отличалась война на Лекатане когда там высадились коморские охотники. Эти могли найти спрятанные в лесу селения или подловить в засаде отряд партизан. Эти знали как воевать. Знали толк в охоте и войне. Они любили убивать. Гальеги быстро это почувствовали, поняли и научились сами. В конце концов их перебили. Выловили всех кто не сбежал с Лекатана. И в жестокостях своих гальеги сравнялись с фарфалями и долго ещё весели на гаргутах костя распятых и нанизанных на ветви. «Они хотели нашей земли, что ж пускай умирают видя что им не досталось». Сам не зная того творил тогда народ Сондельмара требу Хелшшу. Впрочем как и судемоаги и фарфали до него. Потому что время было такое. Час кровавых убийств.
Выстояла Гальеги, но что осталось от неё? Пала Коруния и Асторга. Заброшены плавильни, пустуют рудные ямы, большинство медников мертвы или проданы в Дэлладур. Юг Лекатана и Корасона почти обезлюдел, да и на севере население меньше того что было век назад. Сами гальеги изменились. На лесных островах нету более народа мирных эйроедов боящихся темноты – населяют его суровые охотники, мало книг пишут теперь те чьи предки изобрели письменность, да и те о войне. Трактаты о дротиках и ножах, о том как лучше метать камни вскакивая с земли и как резать глотки.
***
Двенадцатый век стал для Альворады эпохой мира и относительного спокойствия. Тревожного спокойствия. К концу века стало на Суэньосе стало назревать новое восстание. Ходили туманные слухи о готовящемся вторжении пиратов, и куда более ясные донесения своих судемоагов о планах сородичей с Трифорса покорить Луго Фарфали. Когда твоя лодка трещит не время думать о плавающей рядом добыче. Диктадоро с сожалением смотрели на ослабленную войной Гальегию, но прекрасно понимали, что попытка покорить её скорее всего станет для Альворады началом конца.
***
Пожалуй если бы Леесо Мудрый увидел последствия своих решений, он бы усомнился в собственном прозвище. Северная война была тяжёлой, кровавой и бесплодной. Она забирала молодых и крепких воинов, а возвращала вести о смерти, ветеранов и добычу. Вещи оседали у родичей воинов, пленников продавали в Дэлладур, а вот ветераны… Те кто воевал год или два возвращались к прежней жизни, но многие провели на Лекатане куда больше. Они вернулись домой, они вновь взялись за сети или пращу… но зачем ловить рыбу когда в море полно дэлладурских кораблей? Зачем охотиться на диких авусов, когда дальше к югу глупые рабы глупых домов пасут стада домашних?