Окуми
Снаружи стеной лился дождь, гремел гром и молнии пронизывали полутьму затянутого тучами полудня. Но то снаружи, а внутри дворца лишь полные жира светильники освещали комнату в которой шикурлакхан истинных ши принимал послов. Толстые каменные стены были сложены из глыб весом по десятку человек каждая, потолок набран из паламнэровых брусьев, а над ним крыша из коры в четыре слоя. Стены покрыты резьбой, пол выложен мозаикой, светильники из серебра даэрской работы. Сам Ушкушкхаль гордился бы такой пещерой.
По правую руку от правителя стоят вдоль стены ши войны, блистая серебром и перьями наград, мрачно мерцая обсидианом. То сила и слава шикурлакхана. По левую руку вдоль стены стоят ши мира в длинных одеждах из богатых тканей, то мудрость и уважение шикурлакхана. Между ними склонились перед правителем посланники. Тоже ши, но непривычного вида. Чужие у них одежда, украшения и причёски, даже внешне отличаются они от окумийцев – выше и мускулистей. Впрочем сейчас этого не заметно. А ещё самоуверенней и наглее. И этого не скрыть.
- … и не стерпев насилия и злодеяний от хторров и энэрегалей решили мы, йонгаши, отплыть от Корахота и прибиться к Союзу Истинных Волков. И просимся мы, йонгаши, с преорашами и детьми своими, с лодками, домами, холмами и долинами, эйровыми рощами, родниками и реками Джамапут и со своими банделогами под высоку руку шикурлакхана…
Целый месяц чужаки учили обычаи и нравы Айэньо, но мало освоить позы и запомнить ритуальные фразы, надо ещё принять их, а этого у чужаков и слова их напоминали не просьбу, а торг на рынке. И советники правителя знали что так оно в сущности и было. И знали куда и к кому пойдут послы если не удастся с ними договориться тут в Айэньо.
*******
Девять веков располагалась Рамата направо от Кукимакуки в десятом же преешла и на левую сторону. Маслом и вином встречали местные жители сородичей, собирались в отряды что бы присоединится к воинству. Прогнали они мерзкий йонгов из верховий великой реки и с побережья Говодэры, разрушили бандерлоги гнездо врагов. Однако упорны и свирепы оказались мерзкие четырёхрукие и не так и просто оказалось избавиться от этих чудищ.
Кроме того глупость и самомнение овладело некоторыми перепончатокрылыми и в безумии своём не захотели они стать частью Раматы и заявили что и дальше будут лишь друзьями, а не подданными хилихалати. странно видеть такую глупость среди тех кто живёт на деревьях. А ведь опасность так близка. Высадились на берега окуми энэрегали, разграбили и захватили земли что было уже согласились стать частью Раматы. Украли плод из под носа, выхватили гусеницу прямо из ладони. Пускай не дошло ещё до войны между двумя державами, но это ли не знак грядущих сор? Это ли не предостережение тем кто понадеется на собственные силы презрев единение под властью хилихалати?
Отправленная на Джамапути экспедиция вернулась почто что ни с чем. Целые флотилии лодок охраняли остров, множество корахотских энэрегалей и существ весьма смахивающих на даэр ждало воинов на берегу. С множеством кровавых трофеев, но без победы вернулись кинехати с востока. странные вещи рассказывали они – будто воют джамаплутцы с корахотцами, но на стороне бандерлогов сражаются те ши, что во времена дедов и прадедов завоевали остров.
Надо сказать, что не одними войнами жила страна. Увеличение государства в полтора раза значительно оживило торговлю, а тут ещё и мир с извечным врагом помог. Год за годом, сделка за сделкой и к концу века на границе во множестве мест шла бойкая торговля маслом, клеем, камнем, шийскими тканями, даэрскими металлами и посудой. Ушупамати из города крепости всё больше превращался в город рынок, в город склад. Каждый день приходили туда и уходили от туда караваны вьючных бумидавов неся на своих спинах полные корзины товаров.
***
Привыкли ши воевать, стоило погаснуть вековечной схватке с Раматой, как вспомнили они древние обиды нанесённые йонгами. Оно и понятно – когда у злого соседа беда самое время растеребить старые раны. И правильно. С севера веками вестей о сражениях приходило куда больше чем о победах, а на юге сейчас не так. Не устояли четырёхрукие дикари против шийскийх стрел. Одолела ловкость и слаженность грубую силу и звериную мощь. Впрочем главным протвником оказалось не йонги на земле, а дикие бандерлоги в кронах. Тут-то и пригодились навыки войны в сэльве, воспоминания о сражениях на далёком севере. Не готовы оказались местные перепончатые к тому что враги лазят по деревьям и скачут по ветвям. Слабы они оказались, не чета раматцам. Вернул себе Союз Истиннх волков земли потерянные ещё Стаей-над-Стаей.
А пока шла война на севере, на юге бывшие враги мало по малу привыкали жить в мире. И хотя соседи друг-друга не долюбливали, но торговля между ними завязалась нешуточная. Сперва через даэрских купцов, а потом и местным торговцам стало жаль верную выгоду терять. Стали свозить отовсюду товаров в Айэньо ещё больше прежнего ведь было что у бандерлогов купить и чем с ними торговать.
Штэйвиты, даэры или джамаши, а главное ши из городов и посёлков державы что приходили по делам в столицу изумлялись числу и величию её храмов и говорили что не видели никогда и нигде ничего подобного. И это была истинная правда.