Здравствуйте, дорогие читатели DM Tribune! Представляю вашему вниманию первую статью новой рубрики под названием "
Сапожник без сапог". В следующих выпусках этой рубрики ждите: советы по ролевому отыгрышу от опытных игроков, подсказки по мастерению от бывалых мастеров, а также прочие материалы, посвященные улучшению игрового процесса форумных игр. Ну, а сегодня мы подробно разберем, как создать рассказ, который сорвет приз читательских симпатий и заставит строгое жюри пролить слезы скупого счастья. Поехали!
7 ШАГОВ К ПОБЕДЕ в V-ом Литературном КонкурсеМгновенная ассоциация:
Вы — рыбак, удочка — ваш рассказ, крючок — идея рассказа, наживка — слова.
А жюри и читатели — это та вкусная рыбка, которую нужно поймать.Шаг 1-ый Начните писать уже сейчас. Не откладывайте на потом, ведь потом у вас может не оказаться достаточно времени или вы будете писать рассказ дольше, чем планировали ранее. Поверьте мне, не стоит присылать рассказ в самый последний момент, толком не проверив его и не продумав до конца концепцию, так как это не самым лучшим образом скажется на итоговом результате.
Шаг 2-ой Выберите хорошую идею, главную мысль, которая наполнит ваш рассказ смыслом. Ту, которая сможет выстрелить; ту, которая настолько заинтересует читателя, что он не заметит случайно допущенные вами орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки. Можно взять ранее придуманную концепцию и связать ее с одной из представленных на конкурсе тем, либо же, выбрав понравившуюся тему, придумать гармонирующую с ней главную мысль на основе собственных ассоциаций, чувств и морального кодекса.
Что делать
не нужно? Хвататься за первую пришедшую на ум идею, так как она не всегда самая лучшая. Лучше потратьте время и придумайте несколько концепций, а затем отберите из них ту, что вызывает в вас наибольший отклик и лучше всех передает ваш посыл.
Шаг 3-ий Составьте каркас сюжета. Так или иначе сюжет должен донести до читателя основную мысль, заложенную в рассказ. Каждый абзац по-хорошему должен вести к раскрытию вашей задумки, как в математике каждое следующее получаемое выражение должно вести к решению задачи.
В самом общем случае сюжет делится на три этапа: завязка действия, запускающая или создающая основной конфликт рассказа, кульминация, когда напряжение конфликта дорастает до предела, и развязка действия, показывающая исход событий, разрешение конфликта. Есть, конечно, еще такие элементы, как пролог, эпилог, постпозиция, экспозиция и развитие действия, но они по сравнению с завязкой, кульминацией и развязкой не являются основными этапами сюжета и их можно погуглить для общего развития.
Замысел рассказа раскрывается лучшим образом для читателя в конфликте. Этот конфликт не обязательно должен являться всеобщей поножовщиной с выяснением отношений между персонажами рассказа; это может быть любой процесс, хоть смена погоды, который выведет персонажей из состояния равновесия, заставит их тем или иным образом действовать, реагировать на него и раскрывать идею, либо подтверждая ее, либо опровергая по результатам их действий.
Пример: Раскольников убил старушку(завязка, создание морального конфликта "Тварь ли я дрожащая или право имею"). Затем он побегал по Петербургу, безуспешно пытаясь скрыться от навязчивых мыслей о совершенном(развитие действия, конфликт накаляется). После цепочки некоторых других событий (не помню, потому не спойлерю;)) Раскольников приходит сдаваться в полицию с повинной (кульминация, наивысшее напряжение, а затем разрешение конфликта). И оттуда его отправляют в ссылку, где он трудится во благо Российской Империи, пишет письма Сонечке и наслаждается наступившими раскаянием и очищением души (развязка, итоги разрешенного конфликта).Шаг 4-ый Добавьте перца! Повысьте главному герою, воплощающему замысел рассказа в жизнь, уровень сложности. Это обыватель может жить-поживать в тепле и уюте. Но герой, пусть это даже будет неодушевленный предмет или группа лиц, должен, просто обязан испытывать трудности в достижении своих целей, бороться за них. Почувствуйте себя Дж.Р.Р. Мартином и заставьте ГГ пострадать за ваше дело. Когда все становится хуже и хуже, конфликт обостряется еще больше; кульминация выходит яркой и сочной, а читатели, сочувствующие главному герою, начнут ставить себя на его место и ассоциировать себя с ним, что сделает задачу передать главную мысль рассказа и заинтересовать читающих еще проще. Так что, если есть возможность сделать жизнь главных героев сложнее, делайте, но не переусердствуйте: они все еще должны донести вашу идею в целости и сохранности, а не жалобу на вас в общество защиты прав главных героев.
Шаг 5-ый Заполните каркас сюжета словами. Собственно, на этом этапе рассказ обретает свои истинную форму и размах и именно здесь вам понадобятся все знания русского языка, чтобы не только грамотно написать текст, но и сделать его гармонично звучащим. И это важно, потому что основной замысел раскрывается в конце, а в начале вы можете заинтересовать читателей только красотою слов. Не забывайте, что есть только одно первое впечатление и нужно постараться, чтобы оно было наилучшим. Для этого и существует наживка. Хорошо поданная, яркая главная мысль может привлечь к себе, даже с кучей ошибок в тексте, но если слова очень вкусны и правильно подобраны, как правильная наживка для рыбы, то с их подачи даже идея средней паршивости может заиграть новыми красками и в итоге обогнать своих более ярких, но плохо оформленных товарок.
Как я уже отметил в абзаце выше, тут есть два аспекта: 1) написать правильно, без ошибок, 2) написать красиво и понятно. Если с первым все понятно (я очень на это надеюсь), второе возможно требует некого пояснения. У слов, у предложений, у целого текста — есть своя музыка, свой вкус, ощущения которых они оставляют после прочтения. Выбирая разные по значению слова, используя разные знаки препинания и складывая их в разном порядке, мы получаем совершенно отличные друг от друга предложения; их смысл может остаться один и тот же, но чувствоваться при чтении они будут опять-таки по-разному. Ваша задача — сделать наживку вкусной, потратив некоторое время, чтобы сделать текст благозвучнее и приятнее глазу, понятнее в целом.
Встречают по словам, а провожают по идее.Плюс предлагаю некоторое заметки по написанию:
1) Избегайте чрезмерного повторения слов, как самих по себе, так и однокоренных, особенно в одном предложении. Используйте синонимы. Словарем синонимов вам отлично послужит интернет. А для проверки используйте поиск по словам Ctrl+F.
2) Не вешайте на каждое дерево табличку "дерево". Обилие излишних, часто не нужных для воплощения вашего замысла деталей сделает текст тяжелее для восприятия.
3) Не пишите чересчур сложных предложений. Их также зачастую нелегко воспринимать целиком. Помните, что всегда можно обойтись простыми предложениями или разбить ваше большое и сложное предложение на несколько поменьше.
4) Диалоги:
а) — Если предложение не заканчивается, — говорит статист с маленькой буквы "говорит", — то ставятся запятые перед авторским пояснением и после него: запятая, тире, авторские слова, запятая, тире.
б) — А если предложение заканчивается, — говорит все тот же знакомый статист. — То запятая ставится перед авторским пояснением, а после него — точка: запятая, тире, авторские слова, точка, тире.
в) — Но если нам нужно воскликнуть! — воскликнул статист. — Или поставить знак вопроса! Или накрайняк многоточие, не продолжающее мысль дальше! То и запятые не нужны! Знак, тире, авторские слова, точка, тире!
А вообще:
ссылка. Остальные вопросы по правилам русского языка можно также разрешить, находя ответы в поисковиках всемогущего интернета.
5) Избегайте использовать излишне сложные слова, когда ситуацию можно изложить простыми словами. Читатель вас должен понимать, поэтому избавьтесь от чрезмерного использования научного, рабочего, узкопрофильного жаргона, если не собираетесь его пояснять. Изъясняться непонятно имеют право только ваши персонажи, если того требует ситуация. Персонаж-ученый может и должен говорить научным языком, а вы — нет.
6) Меньше тире и многоточий в тексте. Знаки препинания играют главную роль в звучности предложения. Тире делает их более хлесткими, резкими, словно выпады фехтовальщика, многоточие же, как всем известно, дает значение возможной многозначности слов, некоторой недосказанности... Только вот эта недосказанность должна проявляться в авторских мыслях и в диалогах. Поскольку цель автора, т.е. вас, дать информацию, раскрыть главную мысль, то вам не нужно ничего с помощью многоточия недоговаривать. Ну, кроме случаев с постановкой риторических вопроса и восклицания и с приглашением читателю закончить за вас какую-то мысль. Обильную кучу тире же более привычно видеть в диалогах, но не в стене текста. Помимо разрывов в благозвучности возникают еще сложности с восприятием текста, поэтому нужно стараться использовать и другие знаки препинания, например, мое любимое двоеточие.
Шаг 6-ой Вычитка. Рассказ уже написан, считайте, что полдела уже сделано. Похвалите себя, ведь согласно первому шагу время на исправления у вас есть. Сохраните свое детище и отложите его на день, два, три. Отдохнув от него морально и физически, вы должны целиком и полностью перечитать его. Пошагово, каждую строчку. Со свежим после отдыха глазом (а у кого и глазами) вам будет проще найти собственные недочеты и исправить их. Исправили? Перечитайте снова. И так несколько раз, пока ваши органы зрения снова не замылятся. Выловили все ошибки, исправили все обнаруженные недочеты — глубоко вздохните, сохраните рассказ и похвалите себя еще раз. Вы справились. Вы его написали. Море шоколадок вам.
Но что, если при повторном чтении вы поняли, что весь рассказ пошел как-то не так, как хотелось изначально, что вам хочется чего-то другого?
Проверьте идею: правильно ли она записана? Можно ли ее сформулировать в одном простом предложении? Ее ли вы хотите передать читателю или вам хотелось поведать нечто другое?
Проверьте каркас: есть ли лишние, либо недостающие места в сюжете, где теряется ваша основная мысль? Двигается ли сюжет к выражению идеи с каждым абзацем или нет? Существует ли конфликт, который выводит героев рассказа из равновесия? Есть ли кульминация, в которой конфликт, достигнув пика, быстро сходит на нет? Развязка сюжета раскрывает ваш замысел или нет?
Проверьте слова: Прочитайте многострадальный текст еще раз, не вчитываясь в каждое слово; лучше — вслух. Вслушайтесь в слова, в их мелодию. Цельная ли получается композиция? Есть ли предложения, на которых вы спотыкаетесь? Что вы чувствуете при прочтении (только непосредственно ощущения от слов, исключаем упаднические мысли и мысли о собственной гениальности)?
Слова — это краски, и они должны аккуратными мазками ложиться на картину рассказа Ответив на эти вопросы, вы сможете узнать, в каком месте нужно сделать необходимые исправления, чтобы рассказ был именно таким, как вам хочется. Однако, если исправлений необходимо сделать слишком много или вы вдруг резко обнаружили, что рассказ не нравится вам совершенно, то вам возможно следует переписать рассказ целиком или даже начать писать его заново, с первого шага. К счастью, вы писать начали вовремя, а не как я в предпоследний день сдачи работ в 3-ем литературном конкурсе (даже не думайте читать рассказ "А Мэри не было всю ночь". До сих пор стыдно).
Шаг 7-ой Сдавайте рассказ не первым и не последним. Рассказ написан, он вам нравится и вы уже готовы отправить его на конкурс на радость всем. Но не спешите. Подождите, пока первый смельчак кинет свое творение в толпу
голодных акул изголодавшихся читателей, а затем смело присылайте свой рассказ. Смысл тут состоит в том, что первый рассказ не с чем сравнивать, психологически он станет эталонным среднячком, нулевой отметкой, с которым будут сравнивать все остальные рассказы, понижая и повышая их оценки в зависимости от него. Поэтому ему потребуется чуть больше сил, чтобы вырваться на их фоне вперед. С последним рассказом — другая история. Жюри, конечно, прочитают все рассказы, но вот большая часть читателей осядет на первой десятке, предпочитая ознакомиться с самыми комментируемыми работами, которые часто и являются первыми. Поэтому запомните, что наиболее выигрышные для вас позиции — это с 2-ой по 6-ую, но выбор позиции нисколько вас не спасет, если текст рассказа сырой или в нем нет смысла, идейной составляющей.
***
С вами был журналист на полставки, Неджим Рекки, со своей попыткой сделать литературный конкурс в этом году еще более интересным, чем прежде, за счет повышения конкурентоспособности участников. Я также собираюсь участвовать в конкурсе: кетчуп разбередил во мне писательский голод, а денежное вознаграждение очень поможет снимающему комнату на окраине журналисту, т.е. мне, поскорее накопить на собственное жилье. До встречи в новой статье!