|
|
- Ученый. Серое - это что? Еда? Откуда— Я не знаю… — растерянно пробормотал Фук, оглядываясь по сторонам. — Наверное… Фук очень испугался и не знал, как поступить. Если бы Учёный всегда действовал в соответствии со своими умопостроениями, он бы сейчас сказал своим спутникам уходить прочь — куда-нибудь пускай уходят, живут где-нибудь, детей, что ли, рожают, а сам бы сделал самое главное (единственное) большое дело в своей жизни и помог бы страждущим, выпустив их на волю, и уж, конечно, разорвали бы благодарные узники своего спасителя на клочки, но оно бы того, наверное, стоило. Но Фук не жил в соответствии со своими умопостроениями. Он полагал, что живёт, а вот сейчас вдруг понял, что и не живёт, и не жил никогда. В одно мгновение оказалось, что всё, что ты проповедовал перед самим собой (единственным благодарным слушателем), оказалось пустым, не имеющем смысла и опоры в действительности, ибо только тогда идеи и умопостроения приобретают смысл, когда служат регулирующими твоё поведение принципами, а если ты говоришь про «кропотливую работу над собой», а сам всем естеством сжимаешься от отвращения и гадливого страха при виде копошащихся людей, которые — дай им только волю — разорвали бы тебя на части, то чем были все твои умопостроения, как не карточным домиком, без малейшей опоры парящим в пустоте?
Это естественно для нас — интеллигенции: если ты вырос слабым, больным, ущербным, плохо видящим, но умным, и за всё это побиваемым и презираемым всеми, в одном своём уме ты и ищешь прибежища, убеждая себя, что только интеллектуальные способности являются если не единственным, то наиболее (само)ценным качеством человека, и послушно принимаешь это своё первое допущение, на основании которого начинаешь строить другие, и начинает расти карточный домик.
Карточный домик висит в пустоте, поскольку самая нижняя карта не имеет опоры — твоё первое допущение ложно: не один интеллект имеет значение, не одним умом живёт человек, не выше стоит человек, читавший книги, человека, умеющего стрелять (нет никакого выше-ниже! без опоры-то!). Но до поры до времени себя получается обманывать, так как не встречаются на жизненном пути ситуации, опровергающие твои основополагающие умопостроения. А если и встречаются, то привычно обходишь ты их стороной, почти уже бессознательно исключая из своей картины мира не вписывающиеся в неё детали. И лезет вверх карточный домик лжи и вранья самому себе, и нарастает на тебе изнутри наружу гнилая плёнка интеллектуального снобизма и уверенности в своей правоте, покрывает тебя белесым коконом, и уютно тебе в нём, и тепло до поры.
В те же минуты, когда ситуации, подобные теперешней, разрывают с силой этот кокон, ставя тебя, голого, перед выбором — идти до конца в соблюдении декларированных принципов или бездействием своим признать их фальшивость и пустоту, ты не можешь побороть липкого, заполоняющего всё естество страха, страха, от которого у тебя нет защиты, страха, который так естественен для людей, которые всю жизнь врут самим себе, которые никогда и ничего не делали честно и поэтому всегда всего боялись, не можешь ты его побороть, и опускаешь глаза, и уходишь прочь, одолеваемый жгучим чувством стыда и мучительного осознания собственной ничтожности. Какой ты жалкий маленький человечишка, Фук, сопля безвольная, трусливое никчёмное существо.
Ты не забудешь это чувство, но перестанешь принимать его во внимание, поскольку не может существовать твой организм без своего защитного кокона, и вновь влезешь ты в него, заштопаешь все дырочки и щёлочки (скажем, объяснив себе, что ты — наблюдатель в башне слоновой кости, и не следует тебе вмешиваться в дела мирские) и снова уютно устроишься в коконе, и только мелкие просветы между стежками, через которые пробивается ослепительно яркий свет Правды Жизни, будет иногда напоминать тебе о том, что ты живёшь в маленьком и тесном мирке лжи.
Но для этого надо сначала выбраться отсюда. Скорей, скорей.
— Пойдём отсюда. Скорей, скорей, — преисполняясь стыдливой мерзости к самому себе, буркнул Учёный и, стараясь не глядеть на заключённых, бочком-бочком пошёл к двери в противоположной части зала.
|