«Когда доведённый до отчаяния упорным бездействием императора Салай Сай Кориана советник Ибна Вел Сид уничтожил залы картографии на Мекатол-Рекс, он не просто замёл следы своего бегства к миру 0.0.0. Советник-ренегат погубил десятки тысяч веков истории галактики. Многое из сожжённого им никогда уже не будет восстановлено, ведь все, кто мог бы поведать эти тайны — мертвы, и даже сами названия их цивилизаций уже давно истёрлись из памяти вселенной. Уцелевшие знания обрывочны, если вообще поддаются прочтению. Более того, благодаря древней и ритуализированной природе Залов, любое исследование, призванное восстановить толику их древней мудрости неумолимо сталкивается с проблемой разделения достоверных записей о плаваниях настоящих флотов Империи и всевозможных легенд, сказок и мистифицированных перевераний обрывочных фактов. Так, например, варварская выходка Ибны Вел Сида в равной степени пощадила чертежи квантовых врат, по сей день позволяющих в считанные секунды перебрасывать материалы и рабочих на десятки миллиардов километров, и классическую, давно ставшую частью народного фольклора легенду, пришедшую из первых дней Империи. Поет, записавший её, назвал свою рукопись «Путешествие Оди Сэ Оса», но за тысячи веков минувших со времён его жизни произведение стало известно просто как «Оди Сэ Оса-йя», то есть «Про Оди Сэ Оса». На оцифрованных страницах, тысячи древних литер повествуют об упомянутом в названии царе Оди Сэ Осе, о его обожаемом народе и о страхе, в котором этот народ держали жестокие, чудовищные боги (частый мотив в классических лазаксианских произведениях). Каждый восьмой цикл солнца, обогревавшего родной мир царя (частая метафора для выражения «очень часто»), Боги спускались с небес на своих металлических колесницах, запряжённых звёздами (также классический мотив, очевидно вдохновлённый первыми контактами с инопланетными цивилизация), и забирали себе в жертву двенадцать юношей и двенадцать дев из народа царя, «делая тела их раздором и смеясь слезам их». Продемонстрировав высокую риторику (крайне ценимую лазаксами времён написания), атлетичность и остроумие, царь заручается помощью шестерых воинов, каждый из которых обладает уникальной сверхъестественной способностью. С их помощью царь побеждает жестоких богов и отбирает металлические колесницы, устанавливая эпоху мира и правосудия. Многие мои коллеги любят спорить о потайных смыслах и исторических аллюзиях, заложенных в этот сюжет, однако лично я считаю его не более, чем нравоучительной сказкой о ценности командной работы, затерявшейся среди исторических хроник лишь по жестокой выходке советника-безумца…» Гомер Телтейл — историк-лазаксист Федерации Сол. Из «Диалоги с высокоучеными товарищами».