Просмотр сообщения в игре «La Petite Experience historique»

DungeonMaster Wolmer
28.04.2023 19:01
1886 — 1899

Ты родился в небольшом городке Плоньск, что в Плоцкой губернии. Здесь на улицах слышна речь на идише, на польском и на русском - примерно поровну. Здесь далеко от державного величия Варшавы да и до ближайшего губернского города Плоцка далековато, но в отличие от многих других местечек, улицы и фасады домов здесь относительны чисты, хотя и не богаты. Почти не ощущается здесь и неприязнь к евреям, к числу которых принадлежит твоя семья - в относительной гармонии и благостном мещанском покое уживаются тут поляки, евреи и русские.

Тут твой дом чем-то похож на городок Плоньск в миниатюре. У вас тоже говорят на идище, польском и русском. У вас тоже не водится лишних денег, но живете вы при этом со скромным достоинством: твой папа сдает в аренду комнату на верхнем этаже вашего двухэтажного дома, а вместе с этим работает судебным стряпчим. Он уважаемый человек в городской еврейской общине. Его зовут Авигдон, но часто называют Виктором на польско-русский манер - он избегает традиционных нарядов и вообще видом своим напоминает солидного петербургского чиновника.

Твою маму зовут Шейндл. В городе часто называют ее "доброй Шейндл" и не зря: всякому она готова помочь, ко всякому проявить милость и ласку. Ты один из ее одиннадцати детей. Увы, один из только лишь пяти переживших младенчество. Твоих братьев и сестер зовут Абрам, Михаил, Ревекка и Ципора. Ты, однако, у мамы любимый.

Впрочем, в младенчестве ты дал родителям поводов поволноваться. Ты был болезненным ребенком (да таковым и остался) - тельце твое было тщедушным, зато голова непропорционально большой. Впрочем, местный доктор осмотрел тебя и ссылаясь на последние достижения френологической науки сказал, что форма твоего черепа есть признак великого таланта и пообещал тебе большое будущее. Вдохновленный такими известиями и все же выходившие тебя родители всерьез занялись твоим образованием - в пять лет тебя отдали в традиционную школу хедер.

В хедере сперва учат азбуке, а потом сразу переходят к Пятикнижию и Талмуду. Светские дисциплины не изучаются вовсе. Уроки начинаются ранним утром и заканчиваются часто после заката, а нерадивых учеников в хедере порют специальным кнутом-канчиком. К твоему (не)счастью твой папа был современным человеком и желал, чтобы ты посещал самый современный и прогрессивный хадер - итого ты сменил целых 5 разных школ, одну из которых твой папа даже помогал строить за собственные деньги. Благодаря этому грамоту, Пятикнижие и Талмуд ты изучал не только на идише, но и на древнем иврите. А еще ходил в русскую школу, где изучал уже русскую грамоту.

Компанию в школе тебе составлял твой лучший друг, Шломо Цемах. Почти во всех талантах он равен тебе и во всем вы вечно соперничаете. Только вот папа его несомненно посолиднее твоего - он богатейший купец города, а еще и потомок древнего рода почитаемых раввинов.

Летят годы твоего детства, а вместе с ними и летит общественная мысль в мире вокруг. Твой папа и старший брат Абрам увлекаются сионизмом, увлекаются страстно, всерьез. Папа едет заграницу, в Катовице, где становится участником первого съезда движения "Любящих Сион". С тех пор каждую неделю он начинает принимать у себя дома единомышленников. Ты пока слишком мал, чтобы участвовать в обсуждениях и дебатах сам, но часто волей-неволей становишься слушателем. Тем более, идеи сионизма увлекают твоего друга Шломо и теперь он часто приходит на ваши еженедельные собрания.

Пожалуй, детство твое можно назвать счастливым. Есть, однако, среди тепла и света твоих воспоминаний о нем чернейшее пятно - в твои 10 лет умирает мама. Весь город, кажется, скорбит о своей "доброй Шейндл". Разбитый горем отец хочет даже покляться не брать никогда больше новой жены, но община его отговаривает. С головой он бросается в бурную деятельность во имя любви к Сиону. Как раз тогда помогает за свои деньги строить в городе новый хедер. Проходит время, однако, и он начинает посматривать на другую женщину, симпатичную вдову Цвию Сабитовскую. Она добра и мила, но никогда, конечно, не заменит маму.

А тем временем приближается твоя Бар-мицва. Значит скоро тебе придется задуматься о будущем.
Получена черта "Прямолинейность": 1 переброс, если действуешь прямо, с напором, "рубишь Гордиев узел".
Получена черта "Слаб здоровьем": -10 к любым действиям, предполагающим физические усилия.

I - Каким ребенком ты был? Выбери одно.
- Активным и заводным. Ты даже преодолел свое слабое здоровье и ничуть не уступал всем прочим мальчишкам. [Пропадет черта "Слаб здоровьем" и все]
- Умеющим очаровать и взрослых, и сверстников. Милым очаровательным ребенком.
- На удивление сообразительным. Однажды ты обыграл в шахматы местного раввина.
- Настоящим лидерам в своей компании. Вожаком стаи еврейских мальчиков из хедера.
- Без особенно ярких талантов, но зато трудолюбивым и прилежным в учебе. [1 переброс на учебу, но никаких других бонусов в будущем не принесет]

II - Как ты учился? И чему? Если быть готовым тупо много учиться и тупо упорно зубрить во втором и третьем вариантах, то это как раз попадет под критерии "Прямолинейности".
- Как все. Учил грамоту и иврит, зубрил без особого вдохновения священные тексты. [Бросок по малой ставке]
- С усердием и вдохновением. Тебя искренне увлекала религиозная составляющая твоего образования. [Бросок по высокой ставке]
- Тебе было свойственно любопытство и ты увлекался много чем за пределами хедера. Возможно ты по собственной воле ходил на какие-то дополнительные занятия в русской школе, возможно просто много читал - в папином доме было множество книг. [Бросок по высокой ставке]
- А никак ты не учился. Ну... На уроки ты ходил, тебя ведь заставляли, но в целом тебя интересовали совсем другие вещи. [Выбери 2 опции в предыдущей дилемме]

III - Что ты думаешь о сионизме?
- Идеи "Любящих Сион" тебя очень увлекли. Ты теперь маленький сионист!
- Рассуждения о Сионе и древней родине звучат красиво, но тебе не хочется оставлять родных мест. Разве евреям не лучше будет бороться за признание там, где они живут сейчас?
- Ты пропускаешь эти разговоры мимо ушей. Какая-то скучная ерунда. И что Шломо в этом находит?
- Ты... Не хочешь быть евреем. Евреи - всеми презираемый и угнетаемый народ. Это в Плоньске вас уважают, а вот за пределами его - нет. Ты всерьез задумываешься о том, чтобы когда-нибудь принять христианство и жить свободно, пусть и отколовшись от веры предков.

IV - Что ты думаешь о будущем?
- Ты хочешь продолжить традиционное образование и поступить в бейт-мидраш, училище при синагоге. Это принесет тебе большое уважение в общине и в перспективе откроет путь к званию раввина. Однако учеба в бейт-мидраш может сильно ударить по семейному бюджету.
- Ты хочешь когда-нибудь поступить в университет. Это тоже весьма дорого и весьма не просто, ведь в Российской империи действуют строгие ограничения на количество студентов-евреев. Но если ты справишься, то будешь свободен от ограничений, накладываемых на евреев законами о черте оседлости. Наиболее очевидным здесь кажется Варшавский университет, ведь в Варшаве у тебя есть родственники, которые могут помочь.
- Ты пойдешь к кому-то в ученики. Можешь пойти к папе и выучиться на судебного стряпчего. Можешь найти место в конторе старшего Цемаха. А можешь попроситься в помощники к доктору Леону Рутковскому, который когда-то напророчил тебе славное будущее и который с тех пор остается приятелем твоего папы.

Во всех дилеммах можно предложить какой-то свой вариант. Можно предложить какое-нибудь дополнительное действие.