Просмотр сообщения в игре «Кровавые земли»

Военное действие: Рекрутский набор
- В рамках разрабатываемого Соборного уложения членам благородного сословия, которые сейчас обязаны являться в военные походы лично и вместе с некоторым числом бойцов (в зависимости от того, сколько имеется земли у благородного), предоставляется возможность быть освобождённым от обязанности ездить на войну лично при условии, что каждый год они будут предоставлять некоторое количество рекрутов для полков нового строя (в зависимости от площади владений, но сильно меньше, чем надо поставлять на войну - тут ведь надо каждый год, даже в мирное время).
- Как альтернатива, они могут отдавать не рекрутов, а просто деньги (довольно много), которые пойдут на снаряжение других рекрутов.
- Судя по свидетельствам современников, русские аристократы того времени на войну особо не рвались и обычно старались от повинности уклониться (во многом потому что в такой призывной армии было плохо со снабжением и условия жизни даже для всяких знатных бояр были прямо не айс, особенно если сравнивать это с тем, к чему они привычны + конечно, есть банальный риск быть убитым). Потому такая опция может им понравиться. А если и нет, то не страшно - это ведь опционально, можно служить и по старому.
- Рекруты служат по 25 лет, все как у Петра.
- Если вдруг рекрутов начинают поставлять слишком много, начинаем принимать только деньгами.

- Чтобы инициативу не заигнорили в силу отсутствия войны и повинности соответственно прямо вот сейчас, выставляем требование, согласно которому для освобождения от повинности нужно поставлять рекрутов/налог либо с первого года этой реформы, либо в течении пяти лет до военного похода, в который конкретный нобль рискует быть призван.
- Всякие частные случаи и дыры пусть затыкают на Соборе, чтобы все возможные ситуации были учтены (связанные с совершеннолетиями, сменой подданства, наследованиям и прочим подобным)

Политическое действие: Созыв Земского собора
- Царь созывает Земской собор, чтобы в первую очередь решить проблему с налогами и не допустить волнений. Мол царь-батюшка чаяния народа услышал и идёт вот на встречу.

- Налог на соль уже отменён в 47. Но взыскать как бы задолженности по отменённым ранее налогам (как внезапно было ИРЛ) не пытаемся. И новых налогов пока не вводим.

- На Земском соборе предлагаем большую реформу, связанную со шляхтой (да, русских бояр, дворян, окольничих и всех-всех прочих вроде бы корректно называть именно шляхтой, по меньшей мере, при Петре I это слово в таком смысле использовалось - более того, слово «шляхтич» сейчас вроде бы единственный корректный термин для всех благородных русского царства вообще, так как Пётр ещё не сделал их всех «дворянами»). Суть ее в следующем:

- Боярская дума получает фиксированную численность и строгие правила, по которым в неё попадают (раньше в Думу иногда попадали и просто так, потому что царю захотелось кого-то ввести, должно быть более формально, более стабильно и предсказуемо). Правила основаны на системе местничества (по которой происходят назначения на большинства важных должностей и сейчас), то есть думскими боярами становятся в первую очередь за знатность рода и заслуги самого кандидата, а также его предков. Что именно считается заслугой решает царь, но так всегда все равно и было.
- Без «боярского приговора» (согласия простого большинства в Думе) царь обязуется:
- Ни с кем войны не всчинять.
- Миру не заключать.
- Верных своих подданных никакими новыми податми не отягощать.
- У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

(Это копипаст из Кондиций Анны Иоанновны, которые Верховный Тайный совет попытается протащить через 80 лет)
- Вместе с этим предлагаем разрешить шляхте выезд за границу без разрешения, отмену телесных наказаний, разрешение на занятие торговлей, неограниченное право собственности и наследования (крепостных в том числе) и прочие подобные приятные мелочи.
- Также даём право выкупа поместья (земли, которую царь предоставляет дворянину за службу, но только на время самой службы) и превращения его в полноценную вотчину (уже в действительности собственная земля, которая сейчас есть только у бояр) единым платежом или в рассрочку. Для пополнения бюджета.
- Предоставить возможность заменять личную службу в армии обеспечением рекрутов/уплатой особого налога, что описано выше.
- То есть в целом шляхте предлагаются огромные личные и политические права, которых у нее никогда не было и которых не будет (ИРЛ) до Екатерины Великой, а то и до 1905 года (Дума).

-НО! Есть подвох: все это царём милостиво даруется только если благородные согласятся на введение (относительно небольшого - бояр, дворян и прочих много, они очень богаты и прямо сейчас они совершенно освобождены от налогов) налога, который платить будут только они. Этот налог должен покрыть дефицит, вызванный отменой налога на соль. Но если получится уговорить шляхту на налог, достаточно высокий для получения профицита бюджета, то это будет очень круто.

- Всю задумку продавливает сам царь (он же Тишайший, ему абсолютной власти не надо, тем более, что он с думскими боярами в хороших отношениях) и боярин Морозов (так как ему реформа светит уже реальной властью, как одному из лидеров Думы, а не просто влиянием на принимающего решения царя).
- Хорошо бы ещё подключить боярина Никиту Романова. Он сейчас фактически лидер оппозиции и это тоже шанс для него получить реальную власть и возглавить оппозицию Морозову в новой Думе (где у оппозиции возможностей будет больше, так как не нужно будет бороться за одну только симпатию царя, которая может никогда и не переменится).
- Под «продавливанием» подразумевается только лишь минимизация недовольства членов Земского собора, если таковое вдруг возникнет. Пока ведь царь все ещё абсолютный монарх и имеет полное право воротить все, что ему вздумается. Земской собор ему как бы только советует.
- Народ вроде возмущаться не должен: «хороший царь» снимает налоговое бремя с них и возлагает его на «плохих бояр», пусть и с некоторыми уступками. Тут можно даже слегка пригрозить (ну не прямо, конечно - намеками) боярам и дворянам возможными народными выступлениями против них. Жечь-то в случае бунтов будут их усадьбы, а не доброго царя (скорее всего).

- Земской собор может идти долго и если реформа слишком большая, то пытаться урегулировать все в один ход не обязательно. Если прийти к согласию не удаётся сейчас, но прогресс заметный есть, то Земской собор просто продолжает заседать (это в принципе норма для Земских соборов, долго заседать).
- Если реформа идёт прямо плохо, то бросаем ее, но Собор не закрываем - в следующий ход предложим что-нибудь ещё.

- Остальное Соборное уложение примерно соответствует реальному. Просто в него добавлена вот эта реформа.

Общее действие: Ненавязчивая вестернизация
- Под влиянием боярина Морозова и боярина Никиты Романова царь потихоньку начинает увлекаться всем западным. Приглашает ко двору немцев-музыкантов (делал это ИРЛ, но позже),иногда в повседневной жизни носит западную одежду, принимает от дяди Никиты Романова в подарок ботик «Святой Николай» (который ИРЛ знаменитый ботик Петра - его купил ещё боярин Никита Романов) и приходит в восторг от вида своей жены в голландском платье (отец Марии Милославской был до недавнего времени послом в Голландии).
- Все это в быту, царь ничего никому не навязывает. Но он все таки царь и подаёт пример. Жаждущие царской милости опять же теперь знают, что импорт всяческих новшеств из западной Европы - это вернейший путь впечатлить царя.

- Надо сказать, что если и Борис Морозов, и его главный соперник, Никита Романов, оба являются ярыми западниками, то все связанное с вестернизацией вероятно и не встретит при дворе какого-то большого сопротивления - царь просто с большим рвением следует моде, ничего жутко радикального.

- Цель данного действия - это чтобы эдак к 1700 году вся московская знать носила парики и кюлоты (ну и всякие там идеи Просвещения в головах заодно) не придавая этому какого-то особого значения. Просто медленное top-down изменение культуры знати и двора личным примером и некоторой особой милостью к тем, кто тоже последует примеру. Все это вероятно будет ускорено дополнительными действиями в будущем. А может и нет.