Действия

- Ходы игроков:
   К читателю (13)
   Генерация (18)
   Система (7)
   История (1)
   Культура (15)
   Галерея персонажей (3)
   Собранные сведения (5)
   Полезные книги про Рим (2)
   --------------------------- 
   • — "Жить ты не хочешь как люди живут, так к антиподам ступай же!" (8)
   --------------------------- 
   I — "Римских отцов благородное племя, в этой счастливой земле" (154)
   --------------------------- 
   II — "В годы войны, к ним Судьба была зла, сами враги сожалели" (112)
   II – "Образы ночи порою тревожат, ложными страхами сон" (70)
   II — "Сонмы летучие душ пробудятся, слышен их жалобный плач" (13)
   II — "Немощь взаимная ищет подмог, яд же двойной помогает" (35)
   II — "Дождь леденящую влагу обрушил, ветром сотрясся эфир" (111)
   --------------------------- 
   III — "Тут уклонились они от войны, и города укрепили" (451)
   --------------------------- 
   IV — "Сила предательских кубков вина, разом одним выпьет душу" (428)
   IV — "Ты посмотри лишь на синее море, полное досок и мачт" (60)
   IV — "Ты укрощаешь гордыню Венеры, ты разлучаешь сердца" (4)
   --------------------------- 
   V — "Слов нам и слез не дано в утешенье, страшный свирепствует враг" (45)
   V — "Юношу дивной красы повергает, наземь окованный дрот" (2)
   V — "Страшен кто многим страшится других, кратко преступное счастье" (2)
- Обсуждение (2147)
- Информация
-
- Персонажи

Форум

- Для новичков (3631)
- Общий (17587)
- Игровые системы (6144)
- Набор игроков/поиск мастера (40954)
- Котёл идей (4059)
- Конкурсы (14133)
- Под столом (20330)
- Улучшение сайта (11096)
- Ошибки (4321)
- Новости проекта (13754)
- Неролевые игры (11564)

Просмотр сообщения в игре «Лимес»

DungeonMaster Магистр
24.10.2021 15:56
Римская социальная «Пирамида»: сословия, классы, особые группы

Как следует из названия данная статья посвящена различным категориям населения в Римской Империи. Основное деление — Honestiores и humiliores. Иногда для обладателей почетных должностей добавляют третью категорию — Honorati. После того как Каракалла даровал римское гражданство всему населению Империи, а римляне стали давать его всем подряд (например, варварам поступающим на военную службу) гражданство как таковое в известной степени обесценилось.

Honestiores — Буквально «почтенные, уважаемые» это обобщающее название для всех, кто в Империи обладает какими-то плюшками по сравнению с остальными. Это сенаторы, куриалы, философы и ветераны.
Humiliores — Буквально «низшие», «низкородные», «смиренные». Все остальные кроме рабов. Кстати, например жрецы и священники — это тоже humiliores.

В чем основная разница — нельзя вступать в брак друг с другом почтённым и смиренным. Это запретил Константин Великий, правда в наш период этот эдикт трактуется половинчато — благородный мужчина не может жениться на низкородной женщине. Уже в V веке это станет строгим запретом.
Также, почтенные могут рассчитывать на более лёгкие наказания в суде. Вообще есть ещё разница в повинностях и налогах, но я не буду ее касаться, чтобы никого не запутать.

«Почтенные» впрочем не являются синонимом «знатных». Например Либаний считал знатными людьми тех, чьи предки хотя бы в четырёх поколениях были сенаторами. Впрочем, христианство эти языческие представления сильно подмывает — но всё равно, знать это прежде всего сенаторы.

Сами сенаторы делятся на три ранга (по убыванию статуса):
Сиятельные (Иллюстрии) — в игре этот ранг у Лупицина.
Высокородные (Спектабили) — в игре этот ранг у Аврелиана.
Славнейшие (Клариссимы) — в игре этот ранг у Максима и Кесария.

Собственно сенаторский ранг — он для вершителей судеб и жестко отделяет имперскую элиту от «всех остальных». И этот ранг передаётся детям вплоть до четвёртого поколения (важное уточнение — передаётся не конкретный титул, а сенаторское звание в целом, поэтому дети патрикия Флавия Тавра не иллюстрии, хотя по наследству и получили право участвовать в заседаниях сената, в 364 году будет введён ещё закон по которому сенаторское звание автоматически получают только потомки, рождённые после зачисления в сенат). Дочерям правда сенаторский ранг передаётся только до замужества, зато точно повторяет ранг отца. Главное право сенаторов — собственно заседания в Сенате Константинополя. Это именно право, не обязанность. Большинство сенаторов перманентно находятся на службе по всей Империи.



Ещё важно понимать что последующий сенаторский ранг не отменяет базовый. Полная форма титулования иллюстриев — «клариссим и иллюстрий», спектабилей —«клариссим и спектабиль». Из-за этого можно встретить путаницу в документах, когда например даже консулов зовут просто клариссимами.

Допустим, вы получили должность, подразумевающую сенаторский ранг (грамота на назначение на такую должность так и называлась — кодицилл клариссимат) Как попасть в сенаторы? Для начала — вы предоставляете этот документ Префекту Города (Рима или Константинополя), потом вы должны подготовить и произнести три речи от имени трёх действующих сенаторов («этот человек говорит за меня»), а от ещё трёх получить рекомендации. Затем Сенат голосует за кандидата или отклоняет его. Такая сложная система нужна, чтобы никак не просочились случайные люди — правда Август все ещё может личным указом всех нагнуть и протолкнуть человека в сенаторы. Иногда бывает и обратная ситуация — император не желая ссориться с сенатом пишет особую бумагу, освобождающую неугодного сенатора от поста. В любом случае в честь кандидата могут быть проведены спортивные состязания.

Каковы привилегии сенаторов? Если их вдруг обвиняют в преступлении — судить их может только Префект Города лично или его прямой представитель. Либо сам Август. Сенаторы не платят налогов кроме глебы (о ней в разделе о титулах выше), не несут никаких повинностей кроме претуры (о ней там же). Стоит ли говорить что к сенатору нельзя применять телесные наказания. Совсем.

Сенаторы в основном получают доход со своих земельных владений — даже если сенатор начал с низов, на полученные за службу деньги, он вероятно купит землю. Многие сенаторы также покупают корабли, которые потом сдают в аренду «бизнесменам» (экзеситорам). Несмотря на наличие формальных предписаний, многие сенаторы живут в провинции и Город (тот или иной) посещают только в каких-то уж совсем исключительных случаях.

Образ жизни у сенаторов по большей части совершенно беззаботный — только меньшая часть стремится к участию в управлении Империей. Тем не менее стать иллюстрием все же считается престижным — потому обычно молодые сенаторы, получившие титул по наследству, где-то с 20 до 25 лет стараются получить наиболее кошерную должность — «Префекта Города». Кошерную, потому что занимают её всего год. Иногда связи позволяют получить этот титул (и иллюстриат) без предварительной службы, иногда только отбыть по году или два наместником каких-то провинций.

Следующий за сенаторским ранг — Перфектиссимы (Превосходнейшие). Этим рангом обычно награждают тех, кто находится на предсенаторских ступенях — императорских агентов, асессоров, прокураторов, прошедших все должности куриалов, выходящих на пенсию чиновников. Некоторые коллегиаты (главы корпораций ремесленников) тоже награждаются этим титулом. Им также могут наградить командиров воинских подразделений в ранге трибуна после пяти лет безупречной службы. Татион вот если сумеет вернуться, станет перфектиссимом.

Внутри это сословие делится почти как рыба, на три «порядка» или «ранга»
— Превосходнейшие первого порядка. Этот ранг присваивают императорской милостью или за службу. Он даёт свободу от всех личных повинностей. В игре это Луций.
— Превосходнейшие второго порядка. Это ранг для куриалов прошедших все магистратуры. Он тоже даёт свободу от всех личных повинностей. В игре это отец Марка Аврелия Контаренона. Его же получают актуарии и нумерарии (страховые чиновники и налоговики) при выходе в отставку.
— Превосходнейшие третьего порядка. Этот ранг можно купить за деньги. С точки зрения закона — Ничего не даёт, но почетный. На практике это доход правителей провинций. Они вводили фиктивные должности высокого ранга, типа «двадцать пятого заместителя» и продавали ее какому-нибудь богачу. Тот в сущности получал то, что получают первые два порядка — но если это вскрывалось, почетный перфектиссимат не отбирали, просто лишали освобождения от повинностей.

Титул перфектиссима не передаётся по наследству, однако, вплоть до внуков потомки перфектиссимов не считаются «смиренными» в суде.

Далее следуют Всадники (Эквиты) — в наш период это уже просто почетный ранг которым награждаются некоторые коллегиаты. Причём он стремительно исчезает — в 380 году будет последнее упоминание Всадников в законах. Его отчасти сменит Эгрегиат. Эгрегий этот просто титул, которым могут именовать себя Всадники, но именно он вероятно вытеснил архаичный термин.
То, что относится к перфектиссимам о наследственных правах, относится и к эгрегиям.

Следующее звено — средний класс, «почтенные», включающий в себя куриалов, философов и ветеранов. Внутри этого сословия достаточно высокая мобильность, юноша, достигший двадцати лет, независимо от того сын ветерана от, сын философа или декуриона, имеет перед собой несколько дорог:
— Получить образование и стать философом.
— Пойти служить в армию (или как вариант — поступить в ученики к оружейнику, об этом будет ниже)
— Пойти на госслужбу.
— Войти в курию.

Собственно о куриалах следует сказать первыми. Это муниципальная аристократия. Сколько их всего? Восток Империи населён в целом гуще — там в городской курии в среднем триста человек. На Западе города меньше, там обычно где-то по сотне. Чтобы войти в курию (совет) города, нужно иметь не менее 25 югеров. Один югер — это не фиксированная единица, в разных областях он измеряется по разному. Например, в фантастически богатой Азии, один югер это 60 акров пахотной земли или 15 акров виноградников (15 акров — это чуть больше шести гектаров или 607 соток на нынешние величины. Стандартный дачный участок советского времени это шесть соток, так что можно прикинуть насколько крут куриал). Иногда делались исключения — в основном для регионах с большими проблемами с пахотной землёй. Так, в Аравии имущественный ценз был меньше. Бывала и ситуация когда имущественный ценз мог пройти, скажем, богатый купец, чьё состояние измерялось в кораблях и рабах. Так было в Александрии где хлебная торговля давала какие-то сумасшедшие деньги. Отчасти имущественный ценз позволяли преодолеть также живущие на земле люди. Их измеряют «головами» — головой считается и арендатор и колон, и раб, причём одна голова это один мужчина или две женщины.
Римская цивилизация — городская, так что землевладелец с владениями выше имущественного ценза законодательно обязан проживать в городе и войти в курию. То есть купив землю в окрестностях какого-то города человек обязан был войти в курию, если не имел освобождения от этих обязанностей (например, не был сенатором). Декурионы имеют достаточно обширное число муниципальных обязанностей по управлению городом — но параллельно имеют право исполнять внештатные государственные должности или заниматься адвокатской практикой. Ещё две кошерные возможности для наследственных декурионов или землевладельцев откосить от куриальных обязанностей, это принять духовный сан или получить государственный пост.

Философы — врачи и учителя — получают освобождение от куриальных обязанностей если осуществляют свою практику. В целом наиболее кошерным считалось образование в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Бейруте или Антиохии, но в каждом более-менее нормальном городе преподавали два штатных философа (состоящих на зарплате у города) и нное число ведущих практику. Зарплата «штатных» учителей колебалась — учитель философии (грамматики) в Галлии получал 48 солидов в год, учитель права (риторики) ровно вдвое больше, 96 солидов, учитель риторики в Трире — 120 солидов. Однако, поскольку обучение подразумевало гонорары от учеников, философы жили мягко говоря не на одну зарплату. Образование было нехилым социальным лифтом — мы знаем примеры бедняков, которые состояли слугами при философе и таким образом получали образование. В городе были также штатные должности врачей — старший врач получал около ста солидов, второй врач 70, остальные по 50. Однако, и здесь тоже зарплата не основные доходы, они уступают гонорарам. Иногда зарплату философам вообще выдавали продуктами — продовольственными пайками ценой четыре солида штука.
В начале этого абзаца я написал, что философы это врачи и учителя, но была и ещё одна важная категория — архитекторы. Это суперзакрытая и небольшая категория — чтобы стать архитектором нужно было получить образование (философское или риторическое), потом поступить в ученики к архитектору.
Учителя начальных школ, преподающие чтение и письмо, философами не считались и никакой специальной зарплаты не получали.

Что насчет чиновников? Здесь всё сильно по разному, но в основном живут они на (зачеркнуто — взятки) зарплату. Она очень высокая у старших служащих — юристы высшего ранга работающие при офисе Префекта Претория Востока могли получать от тысячи до двух тысяч солидов в год. Это конечно абсолютный рекорд — юрист при августальном префекте Египта получал 180 солидов в год) при военачальнике — 56 солидов. Юрист проконсула Африки получал 720 солидов, а работающие юристы при аппарате Префекта Города (в Риме и Константинополе) — всего 600 солидов, вероятно потому что их было много.
Обычно чтобы серьезно продвинуться на госслужбе нужно иметь образование юриста — это 2-3 года обучения риторике и 4 года обучения праву. В целом госслужба не для бедных, потому что адвокатскую «лицензию» после окончания обучения следовало купить. В общем юристов называли «барристеры».

Наоборот, собственность какого-нибудь гонца исчислялась только домом, мебелью и одеждой.
Зато каждый госслужащий имеет право передать должность по наследству — причём наследник может даже кому-то продать унаследованную им вакантную должность. На зарплату госслужащие, как и сенаторы, стараются покупать землю.

Немного поговорим об армии. В одной из предыдущих статей я писал, что сыновья ветеранов обязаны были служить — но в действительности для них была лазейка, связанная с возможностью стать декурионом «по месту прописки».
Ещё одна особая категория военных — оружейники (фабриценсы или барбариценсы). О них важно понимать, что формально они служат в армии, получают звания и в законодательстве при выходе в отставку считаются ветеранами. Вершина такой карьеры — примикирий фабрики. Хотя конечно обычно это потомственные династии оружейников.

В среднем же классе большая часть христианского клира — епископов обычно неформально приравнивают к сенаторам. Если сенатор принимал сан, то обычно мгновенно становился епископом, так было, например, с Амвросием Медиоланским. В случае становления сенатора епископом он обычно жертвовал все свои богатства Церкви (обязан был по закону пожертвовать 2/3 собственности). Но все равно Папы и Патриархи обычно не одобряли привычных к роскоши кандидатов из сенаторского сословия, обычно бывших наместников провинции, в которую их продвигали уже на духовный пост. Иногда епископами могли стать и философы — это случай Августина. И совсем уж единичные случаи, когда в епископы приходили из армии.

Большинство высшего духовенства — куриалы, которые таким образом избегали обязанностей по курии. Опять же, это не очень нравилось уже епископам — потому что в законе духовенство не обладало четким иммунитетом от куриальных обязанностей и священников-куриалов регулярно могли призвать к их выполнению, например, организации театральных зрелищ, что церковь вообще-то осуждала.

Провинциальных священников много — в среднем по одному на каждые две квадратные мили. Не могут священниками становиться только арендаторы, колоны и рабы. Священники — внезапно, могут торговать, причём освобождаются от хрисаргира, налога на торговлю.

Патриархи получали от Церкви зарплату равную зарплате Префекта Претория, богатейшие епископы могли получать до трёх тысяч солидов в год, но зарплата беднейших из епископов составляла всего около тридцати солидов в год. На зарплате же состояли священники в tituli — городских церквах в непосредственном подчинении епископу. Собственно обычно там служили те же священники, что и в кафедральном соборе — каноники и кардиналы. Собственно, кардинал это изначально священник, занимающий постоянное место при определенном храме, а каноник — священник тоже внесённый в зарплатные списки епархии, но без привязки к определенному храму. Кардиналы считались круче, хотя и получали меньше денег.
Сельские священники живут только на подарки прихожан. Для такой церкви фонд пожертвований составляет 3-6 солидов в год и из них два солида в обязательном порядке уходят в налог кафедраликум (взимаемый церковью с приходов), а треть общей суммы должна быть потрачена на освещение и ремонт.

Зарплаты формируются из совокупного фонда пожертвований — на Западе была четкая система как и что пилится (четверть епископам, четверть священникам, четверть на строительство и ремонт, и четверть на благотворительность), на Востоке такой системы не было и все делалось на коленке. Потому Церковь на востоке активно занимает деньги, а потом пишет Августу челобитную с просьбой погасить долг. Контринтуитивно, но при этом на Западе не было особой должности бухгалтера при епископе, а на Востоке она была и называлась экономом. Зарплаты Церковь платит также сотрудникам церковных архивов, адвокатам Церкви, дефенсорам (следящим за порядком внутри общины), персоналу госпиталей, приютов, богаделен и так далее. При этом на Востоке такие сотрудники обычно входят в клир — а на Западе к ним относятся пренебрежительно, а если посвящают в клир, то те оставляют свои посты.
Минимальный возраст для посвящения в иподиаконы — 20 лет.
В священники — 30 лет.
Однако, правила по возрасту часто игнорировались.
Духовенству запрещено без разрешения епископа покидать епархию где священник прошёл посвящение.

Церковные земли облагаются налогами. Кстати, поскольку в духовенство шли амбициозные сенаторы (епископов-то ставят пожизненно) и не желающие делать что-то по курии сенаторы, то очень часто такие «светские» священники «благодарили» своих покровителей, которые помогли им добиться сана буквально даря им часть церковной земли. Церковь это жутко бесило: но запрет на такие дарения будет издан аж в 470 году. Огромная путаница в отделении собственности епископа от собственности Церкви — разрешат её тоже только в пятом веке.

Среди торговцев элиту составляют навикуларии — сидящие на военных поставках и транзите хлеба из Африки. Обычно такие торговцы объединяются в коллегию — причём на добровольной основе туда могут вступить даже сенаторы. В целом чтобы войти в коллегию нужно купить особую землю, подлежащую налогу на морские перевозки (собственно — навикулария это название налога). Коллегия помимо обеспечения военных заказов занималась в основном постройкой и ремонтом кораблей, но несмотря на огромные расходы, связанные с членством в ней, это было очень выгодно, потому что давало освобождение от налогов определенной части владений, иммунитет от таможенных пошлин и льготное право на перевозку любых грузов по сниженной цене.

За навикулариями — следуют торговцы шелком и ювелиры (аргентарии), а также пекари. У первых двух категорий обычно был неочевидный доход — они давали деньги в долг под проценты. Что до пекарей, в «элиту» торговцев они попали потому, что римский пекарь это обычно землевладелец, владетель мельниц и пекарен, «крупный бизнесмен», а не просто лавочник. У каждой из этих категорий купцов также были свои коллегии, они могли попасть в городские советы, но обычно в городах, где толком не было землевладельческой знати, или в случае какого-то исключительного богатства.
Ещё к Honestiores относятся независимо от капитала ветераны, занимающиеся торговлей, но в силу не богатства, а службы в армии (дающей им льготные условия торговли — в частности свободу от налога на торговлю).

Для honestiores очень важна «прописка» — в каком городе владеет землёй тот или иной землевладелец, практикует философ, получил землю ветеран, состоит в коллегии купец. Сменить такое полисное гражданство можно продав всю собственность в одном городе — и купив её в другом. Если собственность распределена между разными городами, полисное гражданство считается по происхождению. Если речь о детях — то по отцу.

Humiliores — Самая большая часть населения. Большинство торговцев, ремесленники, строители. Все они создают коллегии — в первую очередь для переговоров с курией о ценах. Правда членство в коллегиях в наш период пока добровольное. Зато и необременительное — всего-то надо жить в городе и осуществлять деятельность.

Здесь же конечно крестьянство. Класс мелких земельных собственников в Империи стремительно хиреет — за счёт необходимости разделять наделы между сыновьями и давления со стороны крупных собственников, большинству крестьян куда выгоднее брать землю в аренду, даже если рента оказывается выше налогов. В неурожайный год крестьяне вынуждены занимать деньги (а ограничения процентной ставки в Риме пока нет) — и в уплату долгов у них частенько отбирали землю, а иногда и вынуждали продавать детей. Живут свободные крестьяне деревнями, во многом потому что так проще защищать себя. По всей Империи была распространена совершенно криминальная практика, когда крестьяне скидывались на взятку командиру местного гарнизона — и когда приезжали сборщики налогов или кредиторы, их сопровождал десяток солдат при оружии, ласково намекающих, что лютовать не следует. Вдобавок когда против таких крестьян судились — полководец подавал встречный иск через военный суд, и, конечно, выигрывал дело — армия стояла за своих горой.
Правда иногда полководцы обманывали крестьян, сами за защиту вынуждая их продавать или завещать покровителю землю.

У всех humiliores есть «прописка» — они обязаны проживать в местах своей деятельности, зафиксированных при переписи. Регистрация проходит деревнями у свободного сельского населения, по коллегиям у городского и по имени хозяина у арендаторов.

Положение арендаторов (колонов) постоянно ухудшалось — так, Константин подарил землевладельцам власть господина над арендаторами, вплоть до права заковать их в цепи при подозрении в побеге, Валент запретил им покидать земельный надел или даже просто отчуждать часть своей собственности без разрешения хозяина. Однако, пока что колон ещё может подать на хозяина в суд — это право у «крепостных» отнимут только лет через двадцать после событий игры. Крепостным это не очень нравилось, и они сбегали — по закону через тридцать лет поле успешного побега, колон считается свободным.
Большая проблема заключалась в арендаторах, которых хозяин отпустил и они стали арендаторами в другом месте, или свободных, ставших колонами. С точки зрения закона арендатор «без хозяина» и хозяйский несколько различались в правах.
Здесь подходы в двух половинах Империи отличаются. На Западе — колон становится колоном господина у которого обрабатывает участок. На Востоке — колон и его потомки прикрепляются к участку, который семья обрабатывает в течение тридцати лет. Их нельзя отпустить — но нельзя и согнать.
Основное различие в правовом статусе детей — на Западе дети колонов без господина свободны, а на Востоке они через тридцать лет тоже станут «крепостными».
Закрепощение проявлялось и в тяжести ренты — если государственные налоги составляли треть урожая, то рента доходила до половины (зерном или золотом). Плюс к ренте было принято присовокуплять «подарки» хозяину — обычно мясо, фрукты, мёд.

И несмотря на такое закрепощение в колонат стояла очередь — в первую очередь потому, что наделы арендаторов были больше. Для сравнения — самые маленькие наделы свободных крестьян составляли 1-2 акра. В аренду же можно было взять аж двадцать акров. Бывало конечно всякое — и свободные крестьяне с владениями в сорок акров, и преуспевающие колоны, которые держали своих рабов и стада овец. Но в целом свободное крестьянство скорее умирало, колонат же расцветал потому что колонами становились рабы-вольноотпущенники и многие пленные.

Наконец, некоторые humiliores работали на церковь — например, это был штат «младших чинов» (вроде певчих или привратников), могильщики (фоссории — их в одном Константинополе была тысяча), сиделки в церковных госпиталях (тоже под тысячу). Такие штаты рождались потому, что церковь бесплатно ухаживала за больными и устраивала похороны.

В самом низу пирамиды находятся рабы. Их уже не так много — огромные обрабатываемые рабами латифундии ушли в прошлое, в основном рабов используют в области домашнего хозяйства, либо как, внезапно, управляющих поместьями. То есть у нас натурально бывала ситуация когда колонами, римскими гражданами, рулили рабы. Так римская знать обходила проблему лжецов-управляющих (vilici) — назначить было проще того, кто полностью зависит от тебя лично и кого можно наказать на своё усмотрение, чем взять на работу свободного. Ещё одна классическая рабская работа — astores, рабы, которых раю посылает как своих агентов, например, с письмом или проверить, как идут дела в каком-либо поместье.
Ещё рабы часто выступают подмастерьями ремесленников. Купцы используют рабов в качестве своих коммерческих агентов — institores. Иногда рабы держат лавочку или мастерскую для хозяина, оставляя за собой избыточную прибыль.
Наконец, рабы используются как моряки и даже капитаны.

Домашние рабы — признак статуса. Каждому претендующему на знатность нужно держать хотя бы одного. У богатых сенаторов их обычно сотни.

Рабство в сфере сельского хозяйства сохранилось, но стремительно хиреет — в наш период оно процветает разве что в Италии, где за время существования Империи у потомственной римской знати образовался целый огромный слой потомственных рабов. На Востоке если рабов и сажали на землю то предпочитали делать это на тех же условиях, что даются колонам — это называлось duasi coloni. По факту это уже те же колоны и есть — у них даже было личное имущество, они писали завещания — хозяин мог аннулировать такое завещание (естественно, недействительное юридически) и забрать имущество себе, но так обычно не делали.
Валентиниан запретил продавать сельскохозяйственных рабов отдельно от земли, которую они возделывают.

Отдельная категория — государственные рабы. Их используют на монетном дворе — денежная эмиссия дело настолько очевидно коррупционное, что свободных к нему не допускают в принципе. Еще государственные рабы работают на красильных и ткацких фабриках, делающих одежду для армии — и на конных заводах, выращивающих для армии лошадей. При таких заводах есть даже рабы-ветеринары.

Откуда берутся рабы? Прежде всего — либо размножаются естественным путём, либо захватываются в войнах. «Эй, Магистр, но Рим стал в общем меньше воевать — и точно меньше вести наступательные войны!» — тут же скажут мне, но дело в том, что повоевав с соседями и захватив пленных, варвары тут же гнали бывших соседей на невольничьи рынки Империи. Очень интересная была ситуация с римскими гражданами, захваченными в ходе набега варваров и потом проданными в Рим же в рабство. Купивший такого раба был обязан дать ему свободу — но гражданин Рима был обязан работать на купившего его, пока не отработает затраченную на покупку сумму. Естественно такой закон часто игнорировали, например, покупая детей, не знающих о своих правах. А вот церковь выкупала пленников без каких-либо обязательств — что способствовало популярности христианства.
Наконец, число рабов пополнялось за счёт подкидышей, проданных в рабство собственными родителями детей и преступников, правда, последние обычно продаются пожизненно в шахты или карьеры, либо, в случае если преступление не очень тяжелое — в пекарни.

Средняя стоимость рабов:
Младенец — 1 солид, цена растёт на солид за каждый год возраста.
Взрослый мужчина без специальности — 20 солидов.
Взрослый мужчина, владеющий ремеслом — 30 солидов.
Обученный профессионал — 50 солидов.
Женщины стоят обычно вдвое меньше чем мужчины. Аврелиан выдал Тиесту двадцать солидов и за эти деньги тот вполне может позволить себе двух рабынь.

Права рабов:
— Раба нельзя убить, заключить в тюрьму или заставить заниматься проституцией.
— Рабам уже можно заключать браки и в этом случае их нельзя раздельно продавать.
— Раб имеет право на похороны.
— Нельзя калечить лица рабов. Покалечивший чужого раба уплачивает разницу, на которую упала в результате этого цена раба.
— Римского гражданина нельзя взять в рабство.
— Господам жениться на рабынях не освободив их — но госпожа не может выйти замуж за раба ни под каким видом. Свободная женщина которая спит с рабом должна стать рабыней.
— Запрещено освобождать раба возрастом менее 30 лет. Хозяин моложе 20 лет также не может освобождать рабов.