Действия

- Ходы игроков:
   К читателю (13)
   Генерация (18)
   Система (7)
   История (1)
   Культура (15)
   Галерея персонажей (3)
   Собранные сведения (5)
   Полезные книги про Рим (2)
   --------------------------- 
   • — "Жить ты не хочешь как люди живут, так к антиподам ступай же!" (8)
   --------------------------- 
   I — "Римских отцов благородное племя, в этой счастливой земле" (154)
   --------------------------- 
   II — "В годы войны, к ним Судьба была зла, сами враги сожалели" (112)
   II – "Образы ночи порою тревожат, ложными страхами сон" (70)
   II — "Сонмы летучие душ пробудятся, слышен их жалобный плач" (13)
   II — "Немощь взаимная ищет подмог, яд же двойной помогает" (35)
   II — "Дождь леденящую влагу обрушил, ветром сотрясся эфир" (111)
   --------------------------- 
   III — "Тут уклонились они от войны, и города укрепили" (451)
   --------------------------- 
   IV — "Сила предательских кубков вина, разом одним выпьет душу" (428)
   IV — "Ты посмотри лишь на синее море, полное досок и мачт" (60)
   IV — "Ты укрощаешь гордыню Венеры, ты разлучаешь сердца" (4)
   --------------------------- 
   V — "Слов нам и слез не дано в утешенье, страшный свирепствует враг" (45)
   V — "Юношу дивной красы повергает, наземь окованный дрот" (2)
   V — "Страшен кто многим страшится других, кратко преступное счастье" (2)
- Обсуждение (2147)
- Информация
-
- Персонажи

Форум

- Для новичков (3631)
- Общий (17587)
- Игровые системы (6144)
- Набор игроков/поиск мастера (40954)
- Котёл идей (4059)
- Конкурсы (14133)
- Под столом (20330)
- Улучшение сайта (11096)
- Ошибки (4321)
- Новости проекта (13754)
- Неролевые игры (11564)

Просмотр сообщения в игре «Лимес»

DungeonMaster Магистр
20.05.2021 20:54
Язычество в Империи

Прошлая статья получилась огромной стеной плохо структурированного текста. На этот раз всё будет проще. Никаких здоровенных исторических хроник со времён неолита, минимум лирических отступлений, обойдёмся и без подробного перечисления богов и духов...

В центре этой статьи единственный вопрос — как достоверно отыграть персонажа-язычника. Начать я постараюсь с десятка коротких (или не очень) и важных (на этот раз очень) советов. Советы эти касаются только персонажей, исповедующих греческое или римское язычество. Прочие типы здесь не рассматриваются.


1. Первое и самое главное отличие. Молятся всегда вслух и публично, желательно в специальном месте.

Как ни странно именно этот пункт сложно понять нам, современным и выросшим в глубоко христианской культуре, людям. Молитва у нас ассоциируется с чем-то индивидуальным и внутренним, что можно произносить мысленно, как бы разговаривая с Богом. У римлян-язычников всё было вообще не так. Вот буквально на 180 градусов.
Люди античности в этом смысле были намного более "ответственными" — каждое взаимодействие с богами касается не только самого человека, но и его семьи, друзей, общины, города, страны. Вот почему если человек заперся в тайной комнате и что-то тихо шепчет себе под нос, с точки зрения среднего язычника, он пытается наслать на кого-то порчу или занимается иным типом колдовства. Потому что если ничего плохого не просит, то зачем прячется?
Религия — дело общественное.

Вдобавок, языческие боги — не всеведущие телепаты, обладающие связью с душой каждого человека. Чтобы они Вас услышали, им надо что-то сказать.
Потому молитесь вслух и громко.
Помните, что Ваша молитва — не индивидуальное дело, окружающие могут (и это хороший тон) присоединиться к ней.

Молиться в теории можно где угодно, но на практике лучше это делать возле храма. Почему? См. пункт 2.

2. Второе отличие. Боги ничего не дают просто так

Важно понимать, что языческие боги не всеблаги — у них есть характеры, отнюдь не исчерпывающиеся общей любовью ко всему живому. Единственное, что им точно не безразлично, это жертвоприношение, по гречески — калокагатия, на латыни сакрифиция. Жертвоприношения язычники приносят часто — буквально на каждый праздник от "собрались с друзьями на обед" до "родился ребёнок/свадьба/похороны/посещение могилы". Собрались на войну? Жертвоприношение. Предстоит битва? Аналогично. Вернулись с войны? Ну, вы поняли.

Допустим, Вам нужно получить помощь богов, и вы не подложили соломки принеся жертву заранее. Тогда жертвоприношение можно обещать. В духе "пусть я выберусь из этой битвы живым, Афина, тогда по возвращении домой я принесу тебе в жертву двух быков".
У человека христианской культуры такой подход вызывает подсознательный ужас, но для язычника совершенно в порядке вещей что обращаются к богам с вполне конкретной целью — обычно что-то у них попросить.
"Я даю чтобы ты дал" — эта максима работает в обе стороны.

При этом жертвоприношение — не обязательно кровища. Для самого простого жертвоприношения достаточно вылить на алтарь воду, вино, масло, молоко или мёд. Сжечь можно не только животное, но и, например, фрукты или пирожки.
Просто животное это самый топчик. В иерархии жертвенных зверей круче всего корова, затем овца или коза. Поросёнка приносят в жертву только ради очищения, и не режут, а производят холокост — то есть сжигают мясо целиком, без последующей трапезы, да ещё и поливают себя кровью для очищения.
Смысл холокоста — "мы настолько где-то облажались, что совсем не оставляем себе мяса, всё богам".
Обычно ограничиваются тисией — частичным сожжением с последующим банкетом.

Из-за того что молятся не "просто так, за всё хорошее", а при жертвоприношении или давая обет совершить таковое (можно впрочем обещать и например построить богу храм, это круче) — молятся обычно в домашнем святилище если жертвоприношение священное или возле храма, если публичное.

3. Третье отличие. Отчасти повтор первого. Религия — дело общественное

Если вы задумали принести жертву богам, то вы не идёте в храм в соло.
Для людей древности жертвоприношение — это что-то важное, всегда праздник.
Он может быть семейным — в основном в богатых семьях, где есть домашние алтари. Но чаще — общественный.
Поэтому перед принесением жертвы возле храма (ни в коем случае не в самом храме) следует понять, кому именно вы приносите жертву (богам приносят в жертву самцов, а богиням самок), договориться со жрецом, позвать музыкантов, украсить жертвенное животное, оповестить знакомых, что собираетесь принести жертву...
В решающий момент у вас получится целая процессия, под музыку торжественно идущая к храму и поющая гимны. При этом знать получит почётные места.
Добравшись до алтаря надо вслух и громко произнести молитву.
А когда само жертвоприношение закончится (у римлян это делает жрец, у эллинов глава процессии) — следует праздничный ужин.

4. Всем плевать во что и кто верит

Для язычника догматы веры глубоко вторичны. Самое главное — участие в общих ритуалах, потому что эти ритуалы поддерживают благо общины, города, народа, Империи и прочее. Отказ в них участвовать — может навлечь беду на всех. Поэтому в Риме например преследовали христиан, но не преследовали митраистов — у последних никаких проблем с принесения жертвы например Гению Цезаря не было.
А христиане с точки зрения язычников своим упорством навлекали гнев богов не на себя, а на всю Империю. Такой вот коллективизм — отказался участвовать в процессии один, а прилетит всему городу.

Вера — это в первую очередь внешнее, а не внутреннее дело. На мысли человека всем плевать. Поэтому вы нигде не найдёте у язычников какого-либо общеобязательного "изложения веры", зато отыщете массу локальных мифов и интерпретаций, местных божков и откровенное сектантство.

Вы можете придумать себе собственного бога и поклоняться ему. Можете считать его верховным или даже "пантеем" — единственным.

Любые идеи вторичны перед внешней обрядностью, как бы заново подтверждающей договор между определённой массой людей и их божеством.

5. От вас не требуется моральная безупречность, но требуется внешнее достоинство

Ксенофонт как-то написал: "Достоинство человека видишь в том, чтобы друзьям делать больше добра, а врагам больше зла". Для язычника нет абсолютно никакой проблемы в том, что у человека могут быть враги, и он даже может сделать им гадость. Нет проблемы и в том, чтобы желать, например, славы, похвал или высоких должностей.
Роль "дурного" выполняют "недостойные поступки".
Здесь важнее всего понять — недостойно то, что ВЫГЛЯДИТ недостойно. Внешнее опять же важнее чем внутреннее, всем плевать, чем именно Вы руководствовались.
Выгнали мать из дома? Бесполезно рассказывать какой она была сукой и как погубила Вам всю жизнь.
Отказались участвовать в жертвенной процессии вашего друга? Плевать, что Вы вообще-то благочестивы и чтите богов.
Доходило до абсурда — Аммиан Марцеллин, современник наших персонажей, отмечал что в Риме раз отклонив приглашение на ужин, например, будучи в отъезде по личной надобности, можно не ждать повторного — хозяин воспримет Ваше отсутствие как личное оскорбление.

Абсолютно не важно виновны Вы или нет — важны исключительно последствия действий. Например поэтому в римском праве намеренное убийство от случайного отличают не по мотиву, а потому, было ли использовано оружие. Схватились за нож? Убийца.
Даже если жертва выжила и вообще вы её просто попугать хотели, одну руку поранили и ничего такого.

Это очень, очень важно понять.
Всем плевать какой Вы, о чем думаете, во что верите — но у любого вашего действия могут быть последствия, которые касаются всех. По расхожей истории, когда при захвате Ктесифона, один легионер вскрыл персидскую статую божества, думая что там сокровища, наружу вырвалась чума, прокосившая всю Империю.

6. Традиции — это круто!
У римлян-язычников есть одно центральное понятие в центре этики.
На латыни оно звучит как "mos maiorum" — "обычай предков".
Напомню, что римское язычество буквально основано на культе предков. Смысл в том, что человек должен быть достоин своих предков, а достоинство (dignitas) измеряется через четыре вспомогательных понятия.
Первое это pietas — нравственное качество, побуждающее человека выполнять долг перед страной, городом, родителями, богами...
Второе это fides — надёжность. Насколько на человека можно положиться.
Третье — cultus — строгое следование обрядам религии.
Четвёртое — gravitas — умение владеть собой, хранить невозмутимый вид в любой ситуации.

Тот, кто строго исполняет свой долг, надёжен, следует обрядам и владеет собой, тот считается достойным человеком.

7. Происхождение — это всё!

Следствие предыдущего. Предки для язычника это не просто "славный род", это что-то вроде человеческого капитала, помогающего потомку из загробной жизни. На их могилах отправляется семейный культ, глубоко связанный с верой римлян в то, что самые достойные из предков (манов), становятся духами-покровителями семьи (ларами). Забросивший жертвоприношения своим предкам будет проклят.
Поэтому нормальный римский язычник желая узнать человека, первым делом расспросит о его предках.
Исключение из этого правила делалось для императоров.
Первый из них — Октавиан Август, не мог похвастаться славными предками, и потому придумал государственный культ, связанный с "Гением Цезаря", своеобразным общим хранителем, создающим коллективный капитал благодати для всей Империи.
И когда языческие авторы пишут в духе: "Рим так велик, что люди из отдалённых провинций становились Цезарями" не стоит видеть в подобном высказывании демократизм и превознесение принципа равных возможностей — смысл такой фразы в том, что накопленного коллективного капитала "благодати" хватает, чтобы даже безродное ничтожество могло управлять государством.

Потому для римлянина-язычника нет абсолютно никакого противоречия в том, что при совершенно неприятном как личность императоре, вроде Нерона, Империя ведёт успешные войны.

Связка "аморальный правитель — бедствия для государства" глубоко христианская. Для римлян она не несёт этической нагрузки.

8. Мужская нагота это прекрасно. Женская — не очень
Для язычников человеческое тело это нечто совершенное, в их представлении совершенная душа и попадает в совершенный сосуд, и наоборот, уродство внешнее является проявлением уродства внутреннего.
Потому нет абсолютно ничего дурного в том, чтобы лицезреть или демонстрировать наготу... Мужчинам. В изображении мужского полового органа нет ничего неприличного, это символ плодородия, потому изображения обнаженных мужиков можно найти повсюду.
А вот к женским достоинствам относятся скромность и стыдливость. Даже спортом женщины занимаются "в бикини".
Большинство обнаженных женских статуй даже одевали. А вот мужские не всегда.
Римлянки-язычницы, впрочем, на этические запреты клали тот-самый символ плодородия. В нашу эпоху была сеть очень громких процессов когда жён сенаторов казнили за прелюбодеяние — и для современников-язычников это смотрелось диковато.

Ограничения впрочем были. Например взаимно оголяться друг перед другом не могут отец и взрослые сыновья, тесть и зять (это касается в первую очередь бани). Вообще показаться перед свободным человеком нагишом, например, на улице — это аморально. Вдвойне если речь о женщине.

Эротические предпочтения для язычников — дело вкуса. Причём даже в христианскую эпоху язычники в течение долгого срока не изменяли себе. Аммиан Марцеллин отмечает как нечто особенное полное равнодушие Августа Констанция к мужской прислуге.

9. Солнце круче всех
Начиная с III века, римское язычество ощутимо качнулось в сторону солярных культов. Солнце как summus deus (верховный бог), характерно даже системам, традиционно ставящим на первый план бога-громовержца.
Здесь нет противоречия — самый главный из богов не обязательно самый важный. Например языческий теоретик Макробий отождествлял солнце с Янусом. При Галлиене впервые встречается формулировка "Юпитер Восходящий" — отождествление с солнцем Юпитера. Начиная с него же, в виде солнца начинает изображаться Гений императора.
Здесь несомненно влияние митраизма.

Впрочем, явное тяготение язычества к солярности представляет собой скорее общую тенденцию ритуалов чем ограничение личной веры.

10. Жрецы знают как правильно — или нафиг не нужны

Как уже говорилось, но на всякий случай лучше повторить — эллинам жрецы не были нужны для жертвоприношений вообще.
Равно как и римлянин частные жертвоприношения в домашнем святилище приносит сам.
Профессиональное жречество — явление сугубо римское.
Смысл в том, что римский язычник уже в среднем не заучивал гимны богам — их за него читал понтифик, а члены жертвенной процессии при этом целовали ему руки. Жрецы же совершали гадания и вообще делали всё "по науке".

11. Император — христианин?
Номинально ни один римский император не складывал с себя полномочий верховного понтифика. То есть вы вполне можете почитать императорский культ — просто он уже не является обязательным.
Перелом произойдёт в 380 году, когда Грациан сложит с себя эту магистратуру. А объединив Империю, Феодосий Великий окончательно запретит язычество.
Но для нас это пока дело будущего.

Вместо эпилога
И что, всё?
Как наверное заметно, в данной статье я коснулся скорее внешней обрядности и этики, чем таких субъективных деталей как состав пантеона, толкование мифов и прочее. Наверное закончить стоит тремя важными деталями, которые не имеют напрямую отношения к религии, но касаются религиозного законодательства.
— Оскорбление величества это святотатство. В любой религии. За это сжигают заживо.
— Иовиан издал эдикт о веротерпимости действующий до сих пор. Основной смысл в том, что представители одной веры не могут срывать ритуалы другой и насильно принуждать иноверцев к участию в них, а воины одной веры не могут стоять на карауле у святилища другой. В 364 году Валентиниан подтвердил этот эдикт.
— Однако, Валентиниан возобновил закон времён Юлиана против тайных жертвоприношений, гаданий, ворожбы. Всё это попадает под законы против колдунов. См пункт 1.