|
|
Ты просила рассказать про эту карту и вообще, помнишь? Так вот. Вообще, это всё плюс-минус цитируется по Forgotten Realms Campaign Setting редакции 2001-го года (других я не читал). Тонны текста, конечно, не мои. Ссылка на большую и подробную карту Фаэруна (так называется местный мир) — ссылкаКОРОТКОРегион, часть которого изображена на карте, называется Долинами (the Dalelands). В основном они покрыты лесами и редкими пахотными угодьями вокруг малочисленных деревень и торговых постов. Из-за слияния трёх рек: Ашабы (которую все кличут Жабой), Быстрицы и Серебрянки, почва Долин богата дарами, а мягкие лета чередуются со снежными зимами и весенними половодьями. Люди живут хуторами и деревнями, в тени вечного страха перед лесом — Великим Лесом или Изумрудным Ничто. Или Кормантором, как звучит его официальное название на классическом чондатанском языке. По легендам, в незапамятной древности лес принадлежал эльфам, чьи светлые короли правили из мистической твердыни Миф-Драннор. Но затем злая магия поселилась в древней чаще, и теперь северные глубины леса ассоциируются с пауками и хищными деревьями (а западные и восточные, конечно, с троллями). Собственно, ни миф об эльфах, ни любую другую потенциальную нелюдь многие заочно не любят, потому что окраинные поселения (обычно посёлки лесорубов или рудокопов) иногда разоряются, и находят там только отравленные стрелы. Соответственно, в ходу походы с вилами на знахарей, гонения с факелами и другое мракобесие, которое, правда, в Долинах не так сильно, потому что народ по большей части дремучий, самостоятельный и крестьянский, чужого ума им не надо. Среди Долин нет какой-то «самой главной» (собственно, жители одной деревни в другую хорошо если по два раза в год наведываются, какая тут политика). Но неофициально на статус такой долины претендует Архенская долина. Её столица — белокаменный Архенский Мост, главный и единственный на одноимённой реке. На карте он даже помечен аккурат в самом низу — он гордится тремя эскадронами обученных всадников, именуемых рыцарями Архена (вместе известны как «мечники Архенской долины»). Это действительно много, с учётом, что нигде больше регулярной армии нет. Собственно, иногда из-за этого случаются всякие конфликты с вольнолюбивыми деревнями, когда туда такой вот пафосный рыцарь со свитой заявляется. Ещё южнее находится Сембия, аналог реальной Венеции — торговая республика с наёмной армией и интригами. По неофициальным слухам, она поддерживает деньгами Архенский Мост, чтобы тот пугал прочие Долины. Но об этом уж точно неведомо в заштатной деревушке. А на западе лежит Кормир — классическое фэнтези-королевство с Пурпурным Троном, как именуется монарх. Говорят, Пурпурная армия («фиолетовые») хочет в один день перейти реку Архен и поработить Долины, но этими байками пугали ещё деды. Впрочем, и то, и то — это примерно как наши разговоры об Африке. Так же далеко и экзотично, зато в каком-то смысле оправдывает попытки Архена наложить феодальную лапу на другие земли: мол, защиты ради. ПОДРОБНЕЕI. География.Срединная Земля (Heartland) — это все прочие долины. Благостный и спокойный регион, расположившийся в самом сердце цивилизованного мира. Его пейзажи — лесистые склоны гор и холмов, укутанные синеватой дымкой туманов; глубокие реки, тёплые летом и опасно холодные зимой; золотистые пашни, над которыми раскрывают крылья-лопасти ветряные мельницы; редкие каменные города с узкими улицами и многочисленными лавками. Это мир для многочисленных людских народов. Для честных и трудолюбивых фермеров, рыбаков и охотников из Долин, которые живут так, как жили их деды и прадеды. Для жадных купцов и торговых принцев, уроженцев большой и богатой Торговой Республики, что раскинулась вдоль побережья. Для отважных и заносчивых Пурпурных Драконов, рыцарей Кормирской короны из-за Громовых Пиков. Для безвестных жителей сотен безымянных деревень и деревушек — лесорубов, плотников, пахарей, охотников, кожевников, травников, моряков и кузнецов. Для конного рыцаря Архена и для лесного разбойника, не боящегося разбить лагерь среди вязов Кормантора.
Историческое и географическое значение этого региона сложно переоценить. Именно здесь достигла расцвета западная цивилизация, именно здесь, в Море Закатившихся Звёзд, возник перекрёсток торговых путей и было положено начало синтезу двух культур — Королевств Запада и мистических царств Недостижимого Востока. Именно здесь раскинулся на сотни лиг великий лес Кормантор, в далёком прошлом гордо носивший имя столицы великой эльфийской империи. И пусть шли годы и века, а старый мир приходил в упадок, Срединная Земля не утратила своего значения. Человек прочно осел в этих землях, создав могущественные государства Кормир и Сембию, Импильтур и Тей, Турмиш и Чессенту. Эклектика запада и востока, оживлённая торговля, буйное морское пиратство, удивительные открытия и загадочные следы прошлых эпох сохранились на лице этой земли. Её называют воротами Фаэруна, соединяющими две части материка там, где заканчивается великая пустыня Анарох. А наша история, как уже говорилось, повествует о Долинах, вольных землях, стиснутых между зелёной стеной ныне проклятого Кормантора, рыцарственным Кормиром и алчной Сембией. В их устройстве, их традициях и обычаях сложно разобраться с наскоку, но мы попытаемся.
Итак, добро пожаловать край, изобилующий реками и лесами. Крупнейшая среди первых — река Ашаба, примерно поровну разделяющая Срединные Земли на две части: королевства людей на юге и лес Кормантор на севере. Она берёт начало в отрогах неприступной горной цепи на западе, известной ныне как Пустынный Зев и, полноводная и незамерзающая, течёт строго на восток, впадая в Драконий Залив. Вдоль её берегов издревле селились первые колонисты, основав изолированные друг от друга городки, позже ставшие центрами общин, которые и получили название Долин. Долины никогда не были враждебны друг к другу, но их разделяли густые леса и болота, а путь от одной до другой занимал дни и даже недели. Дорог почти не было, их заменил сплав по рекам Ашаба и Архен (той, что южнее) — немногие были столь богаты, чтобы строить проторённые каменные тракты, а уж о том, чтобы пробить путь сквозь чащу Кормантора, и вовсе мог мечтать редкий смельчак. Но смельчак нашёлся, и с давних пор ведёт сквозь Корманторский лес широкий тракт, получивший название Дороги на Лунное Море. Путешествующие по нему объединяются в большие караваны и никогда — никогда, слышите — не сворачивают с пути. Дикая чаща Кормантора опасна, и речь не о голодном зверье. Миф-Драннор, проклятый город, сокрытый в самом сердце исполинского леса, погубил немало смельчаков, мечтавших добраться до него или хотя бы найти. Зло поселилось в глубине этого леса, и невиданные прежде твари — чёрные, как ночные кошмары — выходят из неё, убивая смертельным ядом, меткими стрелами или оживающей под ногами голодной землёй. Там, где столетия назад воображение сказителей рисовало прекрасных дев и сводящие с ума пиры, теперь живут страшные сказки или одиночки настолько безумные, что уже не страшатся смерти. Земли на несколько дней пути вокруг центра Кормантора (известные как Тёмный Лес) и почти до самой Ашабы опустели. Единственный дружественный человеку город, который остался в пределах Тёмного Леса — Эссембра, что стоит на Морской дороге. В этой деревянной крепости живут беглецы и изгнанники, не боящиеся лесной темноты. Впрочем, кое-кто и их записывает в нелюдь, ненавязчиво предлагая собрать-таки силы в большой военный поход и истребить под корень.
На юге всё иначе. Побережье на юго-востоке, а с ним и рынки многочисленных приморских городов во всех концах света, оккупировала торговая республика Сембия — край богатый, цивилизованный и с презрением слушающий бабушкины сказки о проклятиях и драконах. Что может быть в мире такого, с чем не справится наёмная армия и бездонная казна? Города Сембии шумят многолюдными площадями, в них стекается охочий до заработка и развлечений народ, а архитектура изящна и сложна одновременно. Высокие шпили, арчатые галереи и разбитые над каналами сады-переходы между прекрасными городскими особняками давно снискали её столице славу одного из красивейших городов побережья. На западе, отделённый от Сембии горной грядой, болотами и пограничными заставами, расстилается континентальный Кормир — земля королей и феодальных обычаев. Его народ немногим отличен от жителей Долин — он так же привязан к земле и природе с её капризами, так же возводит крепкие деревянные дома, кладёт солому и черепицу и, раскрыв рот, под треск камина поедает истории о далёких краях и великих героях.
Пограничные земли богаты на талантливых мастеров по части всякой забавной требухи и садоводов, знаменитых яблочными садами, виноградниками и овощными огородами, от которых кормится добрая четверть восточных Долин. Не чужда этим землям и дурная сторона — в Сембийской столице расцветает буйным цветом организованная преступность. Бесчинствуют, прикрываясь именем короны, рыцарские отряды. В лесах ютятся шайки разбойников, а отчаявшиеся фермеры нередко вершат жестокий и скоропалительный суд, не дожидаясь приезда мировых судей. Да и бароны, полноправные властители своих земель, не всегда показывают себя мудрыми управляющими. В голодные зимы с гор спускаются орки и гоблины, и от их клинков гибнет не меньше деревень, чем от отравленных стрел лесных демонов. С севера докатываются отголоски бушующих там междуусобных войн — вооружённые отряды дезертиров, чудом пережившие переход через Корманторский лес, высаживаются пираты или приходят наёмники, умелые и не желающие зарабатывать на жизнь мирным плугом. II. Административное и не очень деление.АРХЕНДЕЙЛ Официальное название: Архендейл (Archendale) Также: Изогнутая Долина (т.к. повторяет изгиб реки) Столица: Архенский Мост (Archenbridge) Население: 97 300 Форма правления: диктатура Совета Мечников Религии: свобода совести Импорт: металлообработка, шелка, специи Экспорт: рабочая сила, руда, древесина
Большинство Долин управляются неким подобием народных республик или находятся в стадии просвещённого феодализма, но Архендейлом правят три генерала, известные как Мечники или Мечи (the Swords). Цитаделью режима стала крепость Остриё Меча в Архенбридже, возвышающаяся над излучиной реки. Год за годом в течение вот уже пары столетий Мечники играют на патриотических инстинктах архендейльцев, приписывая своему режиму успехи в деле превращения Архендейла в сильнейшее из сопредельных государств и культивируя мысль, что только сила защитит Долину от неминуемой экспансии наёмной армии Сембии. Потому-то Всадники без устали рыщут по окрестным дорогам, выискивая шпионов из соседних Долин, беглых культистов из далёкой Теи, агентов Сембии и трактиры получше.
В защиту режима Мечников надо сказать, что слова не переходят в дело, и Архендейл обязан своим процветанием вовсе не бесконечным войнам, а крепкой торговой хватке. В Долинах есть поговорка: «Сначала посей озимые, потом иди на охоту, а уж потом занимайся торговлей», но Архендейл начал с конца. Архенский Мост — это коммерческий центр Долин, через который на север идёт поток монет и караванов из Сембии, и в нём открыты представительства крупнейших банков, гильдий и коммерческих агентств Срединных Земель. Столичный народ купается в роскоши, почитая престижнейшей из профессий профессию коммерсанта, и юнцы из далёких деревень мечтают получить здесь даже самую ничтожную работу.
Но при всём позерстве Архендейла, он всё ещё остаётся Долиной. Это дом порядочного и честного народа, будь то купец или солдат, хотя чем выше глядеть, тем меньше честности и простоты можно обнаружить, который уважает игру в открытую и не ценит увёрток. С учётом насаждаемого в стране военного культа, неудивительно, что самым популярным из храмов Архенбриджа стал храм бога Темпуса. Шантея и Латандер (исторически — святой покровитель Архенского Моста) также широко почитаются в окрестных землях. Другой важной особенностью местного менталитета можно назвать стремление «очистить» Архенский, а заодно и другие леса от всех несогласных — так же, как Шантея расчистила свои поля для Первого Урожая. Эту без сомнения достойную цель нередко озвучивают и сами Мечники.
Скажем также, что пейзажи Архендейла считаются одними из наиболее живописных в Долинах. Шумят густые и солнечные леса, звенят водопады, скачут по склонам Громовых Пиков быстрые реки, богатые рыбой. Только зелёные холмы Низинной долины могут соперничать с Изогнутой в обилии дичи или лесных богатствах.
История Архендейла вращается, так или иначе, вокруг политики Сембии и периодических приграничных конфликтов с ней. Ирония состоит в том, что создание архендейльской армии в значительной мере профинансировало сембийское правительство по договору о взаимной защите, заключённому во время одной из внешних войн Республики. Эти платежи, исчислявшиеся в сотнях золотых, в шутку называли данью, которую большая Сембия платила маленькой Долине за то, чтобы Архенский Мост не блокировал её торговые маршруты. Однако теперь и Верховный Смотритель, и Архенбридж понимают, насколько сильна зависимость Долины от Сембийского процветания — и платежи прекратились. А вот приграничные конфликты — нет.
• Всадники Архендейла Десять эскадронов по шестьдесят всадников в каждом образуют главную ударную (вернее, оборонительную) силу Архендейла, являясь самой мощной и хорошо экипированной армией в Долинах. Есть и недостаток: будучи тяжёлой кавалерией, Всадники не могут вести лесную войну или патрулирование, потому как передвигаются только по хорошим дорогам (кстати, ими славится Архендейл) параллельно реке Архен, а самый удалённый гарнизон Всадников размещён на линии тракта Юхен-Арабель. От скуки и за неимением противников десятки Всадников слоняются по трактам, пьянствуют в деревнях и вышибают дань из одиноких путников. Впрочем, положительным эффектом является отсутствие мелких разбойничьих банд близ дорог. Во главе каждого эскадрона стоит Рыцарь-Командор, по совместительству — комендант гарнизона, а каждый десяток подчиняется Первому Рыцарю, отличающемуся от своих сослуживцев только большей широтой полномочий и пригоршней серебряных к жалованью. Территориально эскадроны разбиты на три тройки — охрану северного, южного и восточного рубежей Долины — которые подчиняются одному из Мечей, и столичный гарнизон, всё больше приобретающий парадно-алкогольные функции. Западные дороги Архендейла почти не охраняются, ведь естественной границей там служат Громовые Пики и земли независимого Дома Высокой Луны, чьи герцоги связаны с Архендейлом союзным договором.
КОРМИР Официальное название: Королевство Кормир (Cormyr) Также: Пурпурный Трон; Фиолетовое Королевство Столица: Сузалл (Suzail) Население: 1 360 800 Форма правления: абсолютная монархия Религия: свобода совести Импорт: стекло, слоновая кость, специи Экспорт: броня, изделия из слоновой кости, одежда, уголь, еда, древесина, лошади
Они же «фиолетовые», по цвету королевских одежд, плащей чиновников и сюрко солдат. По большому счёту играют роль скорее пугала, потому что интересы Кормира скорее обращены в Сембию и на запад, чем на лесные Долины. Тем не менее, порой сказывают в трактирах, что фиолетовые отряды вот-вот перейдут реку Архен и начнётся конец времён. Почему? Просто потому, что мало кто сможет остановить армию Пурпурного Короля: цвет наглого рыцарства, арбалетчиков и пикинёров в прекрасных стальных доспехах. Конечно, знающие люди понимают, что никто не захочет вылавливать лесников и хуторян по лесам, но почему бы и не побояться у огня?
СЕМБИЯ Официальное название: Сембия (Sembia) Также: Торговая Республика Столица: Ордулинская Уния (Ordulin) Население: 2 462 400 Форма правления: плутократия (совет торговых домов избирает Верховного Смотрителя на 7 лет) Религии: свобода совести Импорт: всё, что можно перепродать Экспорт: то же самое, а ещё вина, шёлк, книги, еду, скот, оружие и доспехи
Сембия — это страна профессиональных воротил, которые давно сожрали свой кусок пирога, и молодых волчат, отчаянно желающих вырвать кусочек побольше. Сембия поклоняется только одному искусству — искусству делать деньги и умению обскакать конкурента, но в ней ценится не жажда грязной наживы, а умение вести дело честно и эффективно. Хотя Сембия не контролирует торговлю Фаэруна в той же мере, что и амнийские торговые короли, зато торговля контролирует Сембию в куда большей. В отличие от баронов-разбойников из городов Лунного моря или беспредельничающих пиратов с Островов, сембийцы уважают законы коммерческого права и свои долговые обязательства, всегда выплачивая дивиденды своим партнёрам. Другой вопрос, что сембийцы и знают эти законы намного лучше, додумываясь до настолько изощрённых формулировок в договорах, что затыкают за пояс всех остальных, вместе взятых.
Сами себя сембийцы считают молодой, амбициозной и развивающейся нацией. Республика уже поглотила одну из Долин, сделав её новой столицей в глубине континента и открыв армии купцов дорогу к сухопутным торговым путям. Теперь нет Лунной долины, а есть огромный торговый город Ордулин. По счастью, занятая своими делами и друг другом сембийская элита слишком эгоистична и меркантильна, чтобы всерьёз объединиться под властью какого-нибудь военачальника или даже выработать единую внешнюю политику, поэтому вторжение сопредельным государствам не грозит. По крайней мере, военное. Впрочем, Республике это без надобности: удачное географическое положение Сембии на берегах Моря Закатившихся Звёзд превратило её в процветающего посредника между севером и югом, западом и востоком Фаэруна. Даже торгующие со всеми подряд женты с Лунного моря не могут соревноваться с Сембией — конечно, совсем не потому, что львиная часть их капиталов уже давно и с потрохами куплена ушлыми торговыми акулами Ордулина.
Крупнейшая внешняя угроза для Сембии исходит со стороны Теи, заморского агрессивного государства, имеющего в своём арсенале то, чем большинство других не обладает: Красных Магов, якобы обладающих сверхъестественной силой. Но, магия или нет, Сембийский Совет в гробу видал тейских купцов на собственных рынках и всеми силами блокирует торговую экспансию Теи. А когда это не удаётся — на море случаются вполне обыденные торговые войны.
Сембийский образ жизни весьма привлекателен: это богатая и урбанизированная страна, которую толкает вперёд стремление разгбогатеть ещё больше. Сембия более практична и в определённом плане более влиятельна, чем пышный, но пустой Амн, однако имеет и тёмную сторону. Торговые города становятся притоном для грабителей, воров, контрабандистов, морских пиратов и даже тайных культов, если не чего похуже. Зато сембийцы будут дружелюбны и предрасположены к своим гостям до тех пор, пока не вытрясут из их карманов в свои последнюю монету. Ещё это страна сплетников, готовых часами обсуждать что угодно — от политики на другом краю материка до новой кареты своих соседей. Аукционные дома, посредники, арматоры, ростовщики, профессиональные юристы, ну а заодно недели мод, попойки и карнавалы — такова жизнь Ордулина, которой заправляют старые главы богатых семейств, обросшие связями и полезными знакомствами. На стороне этой аристократии Торговой Республики и коррупция, и некомпетентность, и выборочная слепота закона. Неудивительно, что городская стража Сембии стала практически неподкупна для простого народа — размер взяток и официальных окладов слишком велик, чтобы позариться на лишний золотой, даже не рискуя карьерой. Зато наёмная армия Сембии, а если точнее, то её флот, хорошо обучена и экипирована, состоит на солидном жаловании и всегда готова к отражению атаки с востока. Сельские земли Сембии в значительной мере распроданы частным лицам для охотничьих угодий, выгонов племенных пород лошадей или роскошных поместий.
Характерный для Срединных Земель континентальный климат несколько ослабевает в Сембии — дождливые весна и осень, жаркое лето и бесснежные, но холодные зимы отличаются непостоянством погоды, а с моря или высоких гор налетают нежданные ветры.
• Серебряные Вороны Желая лучше обезопасить страну (и, разумеется, семейные активы) Миклос, старший сын нынешнего Верховного Смотрителя, сформировал частную армию из пары сотен своих наиболее лояльных сторонников, а по сути — тайную полицию Республики. Целями новосозданной организации стали: улучшение имиджа Сембии за границей, сбор информации и распространение дезинформации, охота за магическими артефактами и, конечно, выполнение деликатных «семейных поручений». Некоторые из Воронов больше похожи на добродушных авантюристов или купцов, но другие — жестокие убийцы, хорошо знающие, что стоит на кону. Сам Миклос видит в них будущий противовес гильдии Арфистов [секта и политическая партия в Амне и на севере континента], нечасто проявляющей дружелюбие в адрес его страны. Будучи умелым политиком, Миклос никогда не касается прямо той стороны деятельности Воронов, которая может выставить его в невыгодном свете, но Серебряные Вороны никогда не были сборищем альтруистов.    Впрочем, основным профилем Воронов остаётся разведка — множество законспирированных агентов работает за пределами Сембии, а те, кто остался на родине, выполняют функции личной гвардии правящей династии и в открытую носят мундиры со своей символикой — приготовившимся к атаке серебряным вороном.
ЧЕССЕНТА Официальное название: Чессента (Chessenta) Столица: де-юре Цимбар (Cimbar), де-факто нет. Население: 3 386 880 Форма правления: отлична от города к городу (военная диктатура, теократия, монархия) Религии: религии востока и запада, поклонение Тиамат Импорт: сыр, стекло, лошади, восточные артефакты, наёмники, парфюмы, свинина, рабы Экспорт: предметы искусства, золото, виноград, вина, оливки, высококачественная сталь, серебро, рабы (в Тею)
Это крупнейшее из заморских королевств, постоянно находящееся в разных стадиях внутренней войны. Номинально считается, что ею правит султан из Цимбара. III. Экономические и культурные особенности• Низкое качество металлов, плохо развитая металлургия. Большая часть изделий из металлов в регионе либо плоха, либо импортируется из-за границы. Что и говорить, ходовые оружие и броня в Долинах, Сембии и даже Кормире оставляют желать много лучшего — грубая ковка и обработка, ломкость и чрезмерная мягкость. Как следствие, наилучшие образцы оружия либо являются фамильными достояниями аристократических родов, на заказ выполненными в королевских мастерских Кормира, либо экспортируются из Чессенты, знаменитой искусством своих оружейников. Такие клинки и доспехи, как правило, сразу и издалека отличаются от «отечественного производителя» — они украшены затейливыми гравировками, идеально подогнаны под носителя и красиво оформлены фигурными гардами, наборными деталями доспехов, шёлковыми лентами и кушаками. Кроме того, ходят слухи об оружии и предметах, якобы созданных руками эльфийских мастеров ещё до падения Миф-Драннора: лёгких кольчугах, выдерживающих удар разогнавшегося всадника, тонких саблях, перерубающих надвое человека, и стрелах, на ладонь входящих в каменную кладку. Отчасти это правда: оружие той, давно ушедшей эпохи, выдержало проверку временем, исчисляющуюся веками. Но встретить такие экземпляры — всё равно что найти Экскалибур.
• Бремя Белого Человека. Порядка 90% населения Срединных Земель — люди, живущие в деревнях, на островах, в горах; укрепившиеся в торговых постах и удалённых гарнизонах. Если выключить присутствие фэнтези-рас, то и всё: прочие — это горожане. Если не выключать, то орки регулярно разоряют набегами окраины Кормира и Сембии, болотные гоблины разбойничают у неохраняемых трактов, а тоннельные системы гноллов и вовсе предписано заливать кипящим маслом — в фольклоре гнолл плотно ассоциируется с крадущим детей монстром, и, в общем-то, так и есть. Самым опасным, самым загадочным и вызывающим суеверный ужас родом нелюди для жителей Срединной Земли остаются эльфы (притом, что никто даже не знает точно, существуют они или нет). Их древняя цивилизация и тысячелетний багаж знаний пробуждают зависть, а смерть в глубинах Тёмного Леса — ненависть.
• Минутка лингвиста. Ходовой язык общения в регионе — чондатанский, зато в двух формах. Это классическая, на которой разговаривает образованное население Кормира, Амна, Сембии и др., ставятся пьесы, пишутся литературные труды, и простая (презрительно обзываемая «собачьим диалектом»), который употребляет крестьянство, низкооплачиваемые рабочие, городские низы и население удалённых Долин. Торасский афавит (Thorass) един для всех с незначительными вариациями.
|