|
|
|
Ты когда-нибудь был на охоте? Ты, конечно, был. Властелин планеты. Царь зверей. Любимый сын бога. Горячая глина, одутая безумным желанием и волей Всевышнего. Ты нёсся по раскалённой, как сковородка, саванне, разворачивая узкую грудь для тягучего и мощного броска копья. Ты вглядывался в ледяное мыло северных волн, охотясь на своего Моби Дика. Или ты был ослеплён сверкающим лукрумом и выводил из равновесия Потона звуками охотничьего рожка из ракушки Мао-Мао. Ты охотился, человек. Ты знаешь, как это сладко. Гнать. Быть источником страха. Охотились и на тебя. Пещерный царь-медовед фыркал над твоим сломанным тельцем. Щербатая акула жевала в задумчивости твою ногу, глядя куда-то сквозь пространство и время. Тебя растаскивали на нити стаи волков. Тебя склёвывали птицы. Тебя со щелчками и хрустом сжимала флегматичная змея-голиаф. Ты умирал и выживал. Но много ли ты, в конце концов, знаешь об охоте? Говоря начистоту – менялся ли ты когда-нибудь с жертвой местами столь бесповоротно и столь внезапно, что тебе хотелось проснуться? Случалось ли так, что ты с ужасом и удивлением вдруг обнаруживал равного себе соперника? Он тоже когда-то был Велик. Он тоже – из Его потомства. Теперь он – немая, немыслящая, тупая, бормочущая, жужжащая, звенящая, жующая, слепая, сансаричная Природа. Но так ли многое это меняет, когда ты просыпаешься в его паутине? Ты дёргаешь руками, силясь вырваться единой мощью Духа. Не помогает. Ты изводишь свой беспокойный ум, стремясь исхитриться и найти лазейку. Не выходит. Ты молишься, горячо и неистово, даже и в этот миг ища превосходства. Ища выгодной сделки. Но там, где ты находишься, никто не слышит твой голос. А твои трепыхания и дёрганья сети лишь привлекают внимание – её Обита…
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Просыпаешься с толчком страха в груди и выдохом шумно-тихим. Руки. Твои руки! Они в паутине. А сам ты – опутан её нитями. Распят и приготовлен. Но нет! Сбрасываешь с себя одеяла вуаль тонкую! Нет! Вскакиваешь на ноги испуганно-бодро, но уже зная главное: это был сон, а вот, за шторой – новый рассвет! Распахиваешь её, слыша, как звенят там наверху металлические колечки. Солнце, заливает комнату, играя в каплях утренней росы в саду за стеклом. Скользя по мягкому дереву тумб и шкафов. По причудливому изгибу кроватной спинки. По плошке-плевальнице на скрипучем подоконнике. По бронзе кричащих и молчащих статуэток-макак в углах. По диковинным маскам. По стопкам книг, журналов и записей. Здесь такой кавардак. Шагнул было куда-то, чтобы сделать что-то. Или хотя бы что-то понять. И – запнулся о единственный след недавних приключений. Объёмистая бутыль. Крутобокая и тяжёлая даже теперь, когда она совсем пуста. «Семндацатитравник». Вот, должно быть, что вызвало плохой сон. Ох. И эх. Остаётся только сесть на разбросанную, похожую на поле боя кровать и остановить на чём-нибудь взгляд ведь ты совершенно не помнишь чего-то важного. Например, ты помнишь всё об этом мире. Ты помнишь всё о Глав-Кхваале, что чирикает и шелестит листвой свежего сада за окном имения (а чуть поодаль – шумит прибоем площадей, скалится золотозубыми базарами, потеет борцовскими коврами, лязгает алебардами караулов, дребезжит катящимися по его кривым мостовым повозками и вообще всячески звучит). Ты помнишь, что внизу баня, а наверху библиотека. Ты помнишь, что за окном поздняя весна. Но ты не помнишь многих важных фактов о самом себе. А именно: ты не помнишь чем ты занимался вчера вечером. Ясно только дно: ты Жмацх Величайший – прославленный охотник на редких тварей. И так же понятно, что ты тут по делу: Чварк в городе. Не помнишь, как именно только ты об этом узнал, но нет сомнений, если ты здесь – то знают и конкуренты. Препаскудный сын скунса Стас Неугодливый и Прорхор «Лев» (шуц он, а не «лев») Вертобрищев. Потёр лоб в задумчивости.
|
1 |
|
|
|
Что должен делать Настоящий Охотник? Он должен готовиться. Когда идет Охота, он должен быть в форме. Напряжен, как струна. До дрожания. Готовый сорваться и хлестнуть. К счастью, Жмацх - не Настоящий. Он Величайший. Это немного другое. Величайший знает, что Охота есть состязание удач. Не мышц и острых железяк, не хитрых ловушек и палок-махалок - а вот так просто, удач. Какая разница, что ты делал накануне (Пил? Тренировался? Молился? Не помнишь?), если сегодня Кубы Судьбы решили раздавить тебя? Величайший понял, что разницы никакой, а потому Охота его не изобилирует излишними телодвижениями. Он знает, что ему нужно. А если не знает, то делает вид. Он не суетится и всегда поступает правильно. Жмацх знал, что ему нужно. Сон? Ммм, нет. С "Семнадцатой травой" внутри, может, даже интереснее выйдет. Ему нужно в библиотеку, вот что. Почему? Ну, в библиотеках большинства миров - тихо и умиротворенно. Это раз. Два - в ней можно будет почитать про Чварка. Жмацх, конечно, и сам попытался что-то вспомнить о своей цели. Но решил, что полностью доверять памяти после семнадцатитравника не стоит. Три - в ней можно будет почитать про Жмацха Величайшего. Маленькое такое самолюбование. Вдобавок, всегда существует возможность узнать о себе что-нибудь новое.
Подхватив палку-махалку и веревочки, Жмацх, посвистывая, отправился наверх. Этот день обещал быть плодотворным.
|
2 |
|
|
|
Двери лёгкой щелчок. Шагов звук. Лестницы простор. Идёшь, в такт палкой-махалкой покачивая. Забавно, что это ведь очень полезная штука. Раньше у тебя её не было. Но она может... Может... в общем, она что-то может. Вот ты и в библиотеке.
|
3 |
|
|
|
Вот он и в библиотеке. "Господа - Жмацх Величайший!" - Захотелось крикнуть, в косяк двери палкой-махалкой (и откуда только взялась? Ах, этот загадочный вчерашний вечер) саданув. Но решил, что не нужно. Он пришел сюда, потому что тут тихо - так незачем делать громко. Даже если хочется эффектности. Будет ее еще, будет. А теперь - к делу. Нечего трогать Читателя - пусть читает. Читатель читает, Жмацх охотится - все должно быть на своих местах. В том числе и книги на букву Ч. Ч - это Чварк. Чварк - это тот, на ком сходится все происходящее. Чутье бывалого охотника подсказывало, что все они (книги на букву Ч, помните?) должны ютиться на одном большом стеллаже где-то здесь. Вот его и надо найти. Аккуратно ступая на самых цыпочках, Жмацх принялся красться по лабиринту шкафов, то тут то там останавливаясь, чтобы хорошенько оглядеться. Ч?
|
4 |
|
|
|
Сложнейший лабиринт - не сложнее, чем шаг прямо. Сначала ты думал: "...не сложнее, чем выбор: направо или налево?" - но потом обрёл понимание. Ведь дорога всегда пряма, а лабиринт - лишь иллюзия запутанности. Вот ты у входа был - а вот уже в той части книжных угодий идёшь, что буквой "Ч" отмечена. "Чарующий и Нхаома". "Частная собственность: вехи". "Часть целого, Т III". Не то. Книги - что кирпичи. Крепкая кладка. Попробуй вытащить корешок - обломаешь ногти. Субстанция Сказанного. Бастион Статичных Истин. "Чаща Замкнутых". "Ча Юй: Летописец Багровых Восхождений". Ты уже близко. "Чбхтч, T1". "Чбхтч, Т2". "Чбхтч, Т4", Чбхтч, Т8"...
|
5 |
|
|
|
Извлек книгу ловким движением, остальной кладки не потревожив. Вот она в руках - "Чварки: История Девяти Королей". Пахнет необходимыми знаниями. Пахнет первым шагом к успеху. Встает выбор - открывать или не открывать? Сделать напрасными все те усилия, (пусть и небольшие, но все), что он приложил для нахождения этого вот пухлого томика; или же набраться смелости (а вдруг произойдет плохое? Может, не надо?) и решительно распахнуть "Чварков", уверенным взглядом вгрызаясь в строки? Конечно, второе. Жмацх всегда выбирал тот вариант, где больше слов вроде "решительно", "уверенно", "собравшись с силами" и им подобных. Потому он и стал Величайшим.
|
6 |
|
|
|
Распахиваешь книгу посреди (не для Величайшего "Введения", "Вступления", "Глава 1: Пояснительная", а то и, чего доброго, "Благодарности"). Убористого шрифта печатного на желтизне страниц ряды. Квадратики букв. Впился взглядом. А они - в тебя.
|
7 |
|
|
|
Попался Жмацх в расставленную сеть. Кем? Хорошо бы, если б какой-нибудь Стас Неугодливый, шельма, конкуренту подлость сделал. Но, конечно, не он это. Чварк сам. Значит, опытная бестия. Соображает немного. Продышался. Слезы аккуратно краешком рукава вытер. Пожал плечами флегматично. Мелочи. А одновременно - бесценный опыт. Как там говорил его отцемать? "Живи медленно, учись быстро". Присел на пол как ни в чем не бывало, принялся знание впитывать. Это - знал, это - не знал. Ага, нависают. Угу, старые если - то похрустывают так. О, ноктюрнов боятся! Это может и пригодиться. Во множестве, пишут, теряться Чавк мастер. А в пустоте, мол, не спрятаться. Ну, писаки-теоретики! Поучите еще. Встал Величайший, отряхнулся тихонько. Аккуратнейшим образом назад книгу поставил, "спасибо" прошептав. Книги надо благодарить - даже если они тебе клеймо болючее на лице ставят. Книги - это дело нужное и полезное. Особенно когда про врагов подробности важные рассказывают. Но дело еще не окончено. Во первых - нужно про ноктюрнов почитать. Уцепился почему-то Охотник за эту вот деталь, что Чварки их боятся. Раньше о таком не слышал, вот и решил как-нибудь использовать теперь. Во вторых - о проклятьях книжных. "Грязная метка" всплыло словосочетание в голове. По нему и будем искать. Найдем, как его снять - хорошо. Найдем, как обмануть - еще лучше. И, конечно, в третьих. Ни одной библиотеки не покинул Жмацх Величайший, пока не поискал книгу о себе любимом. Вдруг да нашелся какой-то поклонник (а то и поклонница), что взял на себя великий труд о великом существе? Было бы здорово. Интересно, чего понаписали бы. Итак: Н - Ноктюрны Г - Грязная Метка Ж - Жмацх. Жмацх Величайший.
|
8 |
|
|
|
Ты отправился в удивительное путешествие по континенту книг. Похоже, пока ты читал, забористый семнадцатитравник оказал на тебя Действие. Одновременно дискомфортно странно и приятно легко. Одновременно растерянно, но как-то светло. Не свЕтло, как пЕкло (пЕлко?). СветлО - как стеклО, как ололО, как помелО. Задумался вдруг об этом. Какие странные слова. А смотришь в пол. Почему? Нет, так не пойдёт. Ведь ты здесь не за этим. Ты здесь за тем. Ну, который тот. Другой. Да ведь и сам ты - "другой". Вспоминаешь смутно. О другом. О «другом», как «дом». А ведь ещё можно: "Другой, как изгой". Название философского романа. Смотришь сейчас на его корешок. Буро-потёртый. Как ты. Совсем как ты. Как ты дошёл до буквы "Дэ"?.
|
9 |
|
|
|
Очнулся. Где-то. Недалеко от буквы Д. Хотя надо - Н. Надо - Г. Надо - Ж. Надо - бегать по заливным лугам и искать Ноктюрнов. Нет, вот этого точно не надо. Не подобает Величайшему так себя вести. Надо проспаться. Умная голова сразу анализирует, понимает - дело в концентрации. Семнадцатитравник ломает ее, как легкий ветерок ломает дом, построенный одноруким гуманитарием. Стоп. Надо поймать мысль обратно. А, вот она. Продолжаем. Концентрация - второй инструмент (можно даже сказать - элемент) Охотника после Удачи. Лишней не будет. Доля спонтанности это, конечно, хорошо. Но вот почти полная непредсказуемость своих мыслей и действий для самого себя - не хорошо. Особенно при охоте на хитрюгу Чавка. Что он там собирался делать? Ага, кровать, сон. Трата драгоценного времени. Но - разумная и полезная. Делай что хочешь, но главное - без суеты. Тогда с тобой об руку всегда будет идти Успех. Итак, Жмацх Величайший спокойно и без суеты направился в свои аппартаменты с целью хорошенько отдохнуть. А имя свое среди книг он еще успеет поискать. Почему-то ему казалось, что времени у него будет полно.
|
10 |
|
|
|
Без суеты. Идёшь чеканным и контролируемым тщательно шагом меж книжных пестрот плывущих. Бес суеты. Многие им одержимы. Но не ты. На лестницу широкую вышел. Читателя нет. Не удивительно - он ушёл. Ты видел место, где он читал. Сгрёб оттуда книги какие-то по дороге. Вот же они - в руках. Ещё что-то с полки прихватил. Не уходить же было с просто так? Не уходить. А вообще - бог знает, зачем ты это сделал. Хлопнула фолиантов стопка о стол прикроватный. Опустился щекой на подушку с выдохом тяжёлым. Устал: ведь делал дела.
|
11 |
|