|
|
|
Суббота. 6:05
Кто-то треплет за плечо. – Завтрак ваш, – женский голос. – Вы сегодня хоть поешьте, пожалуйста. А то сил никаких уже на вас смотреть. Глаза разлепляются медленно-медленно. Женщина рядом с тобой шелестит какими-то бумагами. Затем – скрип двери, поворот ключа в замке, удаляющиеся шаги. Ты один в небольшой комнате с желтыми деревянными стенами. Лежишь на застеленной кровати в одежде. За маленьким круглым оконцем – утро, птицы поют вовсю. Присел на кровати. Скудновато обставлено помещение. Кровать, стул и стол. На столе керосиновая лампа, подсвечник с тремя почти полностью сгоревшими свечами, чернильница, несколько тетрадей в серых обложках. Поднос стоит, накрытый белым вафельным полотенцем. Безусловно, там еда – аромат какой-то заваренной травы и запах свежих нарезанных овощей щекочет ноздри.
------------------ Как тебя зовут? Нет ответа. Что ты делал перед тем, как лег спать? Нет ответа. Не в принципе нет, а – недоступен. Сознание тянется обшарить полки памяти... и не может ничего нащупать, хватает пустоту там, где должно лежать конкретное знание. Точно, это называется амнезия. Факт, нисколько не пугающий... хоть и нетипичный. Все было... по-другому. Но как “по-другому”? По-другому чувствовалось тело, в этом ты уверен – и дело не в чувстве голода и не в легком головокружении. Как-то не так дышалось и моргалось, сердце стучало не так, пальцы по-другому складывались в кулаки, язык иначе касался изнанки зубов. Впрочем, это чувство уже уходит. В отличие от голода.
|
1 |
|
|
|
Втянул ароматы, наслаждаясь свежестью утра и пустотой в голове. И - откинулся на кровать. Лежу, потолок созерцая. Мгновения беспамятства - скоро пройдут. Так бывает после глубокого сна. И жаль. Я бы не хотел впускать сейчас в себя ни память. Ни мысли. Слушаю птиц. Женщины шебуршанье. Молчу. Глаза прикрыл.
|
2 |
|
|
|
Несколько блаженных минут в расслабленности. Ни памяти, ни мыслей. Не хочется их — и не надо. Даже смутный сон начал скользить перед глазами, сплетаясь из щебета птиц и запаха пищи. Что-то ласковое, спокойное. И не дающее никаких ответов.
Сколько-то дремотных минут, и вдруг — будто током дернуло. Висок укололо острой болью. Сонное спокойствие слетело вмиг, на автомате прижал боль ладонью. (Хм. Длинные волосы, щеку щекочут. Не было такого.) — Эй, какого хрена! Не смей спать! Им только этого и нужно! В комнате никого. А взволнованный мужской голос будто бы совсем рядом, ввинчивается в голову алмазным шурупом. — Эй! Ты слышишь меня? Ответь! Ты в опасности! У тебя совсем немного времени!
|
3 |
|
|
|
Встаю с кровати или откуда бы то ни было.
- Ты кто такой?!
Ладонь в нежданно буйные патлы запустил.
- И что еще за "они"?
Общариваю комнату взглядом. Да и руками, если что-то внимание привлечет. В окно выглядываю, если есть окно. За дверь - если есть дверь. В говно вписался - седалищным нервом чую. Не могу понять умом еще только - в какое именно.
|
4 |
|
|
|
– «Они»?.. Люди, посадившие тебя сюда. Ты думал, ты в гостях у бабушки? Ты в клетке, парень! – хохотнул мрачно собеседник. И пропал. Шуруп вынули из виска. Мгновенно полегчало. В связи с намерением что-то осмотреть – очень кстати, с намерением дождаться ответа на первый вопрос – наверное, не очень. Как бы то ни было – обошел комнату. Четыре на четыре шага размером помещение. Потолок метра три высотой, янтарного оттенка деревянные стены. Клетка? Ну, зависит от восприятия. Маленькое круглое окно на высоте твоего роста. Из окна видны ветви деревьев, и больше ничего. По освещению понятно только, что утро, и что солнце восходит где-то сбоку. Точнее, справа. Значит, северное окно. И этаж точно не первый. Дернул дверь. Заперто. Нет ключа в двери, не слышно, чтобы кто-то ходил с той стороны. Мда. Вернулся к осмотру комнаты. Белое покрывало на кровати, относительно свежее постельное белье. Под кроватью – эмалированный ночной горшок – заглянул под крышку – с немногочисленными следами ночной жизнедеятельности. Ничего интересного. Рядом с кроватью – шелковый желтый шнурок с кисточкой на конце. Уходит куда-то под потолок. И есть еще стол со стулом. На стуле ничего, а на столе масса всяких предметов. Поднос с едой – под вафельным полотенцем обнаруживаешь две тарелки – одна с салатом, на второй огромная свежая сладкая булка – упоительно пахнет; еще стоит чашка на блюдце, и здоровый чайник какого-то отвара, по запаху похожего на зеленый чай. И железная ложка. Здоровый завтрак, однако. Тяжелый бронзовый подсвечник на три свечи, керосиновая лампа, спичек коробок. Рядом – стеклянная полупустая чернильница с пером и две тетради, страниц на шестнадцать каждая. Та, что лежит сверху – пустая. А вот вторая полна текста. Разборчивые, красивые буквы.
|
5 |
|
|
|
ДневникСреда Забрали обе исписанные тетради, вроде как на изучение. Осталось еще три. Голова сегодня не болела. Прогулялся по парку. Погода тревожила. Гром грохотал где-то на горизонте. Рассказывал доктору Б. о своем сне про Лес. Сделал несколько набросков тушью, оставил ему. Затем медитировали вместе. Запрет на общение с прочими обитателями пансионата начинает тяготить.
Четверг Снова снился Лес. И зверь в нем . Внимательно смотрел бусинками глаз, не давая уйти. Говорил что-то. Чего-то он хочет от меня, но чего?.. Голова болела около четырех часов подряд, но не сильно. Работал над набросками Леса, на этот раз в акварелях. Один черт – все пришлось порвать, никуда не годно. Еще пару лет назад назвал бы себя ничтожеством. Сейчас понимаю, это все временно. Нужно работать, и образы в моей голове обретут зримую жизнь. Гроза приближается – так медленно, ужасно!.. Поскорее бы хлынул дождь. Кажется мне, что в нем я забудусь. Вечером доктор К. проводил замеры черепа, пульса, давления. Отправил к доктору В. на массаж. Его толстые руки воистину творят чудеса с моими мышцами и костями. Выходишь – заново рожденный. Удивительное умение. Что по сравнению с этим все наши картины и выставки, сколько бы ни было их? Вот же оно, настоящее.
Суббота Вчера и сегодня весь день болит голова – так сильно, не мог встать с постели, доходило несколько раз до потери сознания. Ничего не ел. В теле – страшная слабость. Очнулся в своей келье, под капельницей. Приходили Б. и К. Обеспокоены. Успокаивали меня. Доктор Б. обмолвился, что сознание я потерял в сосновой роще. Ничего не помню об этом. Вообще не помню, чтобы выходил. Выйдя за дверь, немедля начали ругаться; насколько разобрал из гула их голосов – о схеме моего лечения. Доктор Б. предлагал электричество. Доктор К. настаивал на медикаментах. О чем договорились – не разобрал, они ушли дальше по коридору, заперев меня на ключ. Тяжело. Боюсь снова увидеть во сне Лес. Но втайне что-то во мне жаждет этого. Интересно… если я вдруг не проснусь однажды… что станет с Лесом?..
Воскресенье Судя по голосам, доносящимся откуда-то то с улицы, то с нижнего этажа – приехали новые пансионеры. И как минимум среди них две дамы. Слышал их через дверь, проснувшись. Тоскливо без женского общества… нельзя без него мужчине, никак нельзя! О, сколь бы вдохновила меня простая девичья улыбка – простой женщины, хоть крестьянки какой-нибудь, лишь бы не в белом унылом халате! Но нельзя рисковать. Лицо доктора Б. слишком серьезно, когда он каждый раз во время сеансов повторяет мне о недопустимости излишнего напряжения. Да и – упасть во внезапном припадке у ног обольщаемой особы как-то совсем не улыбается. Ничего, отыграюсь, когда вернусь домой. Голова сегодня болит весь день, но не так тяжко, как вчера, и аппетит вернулся.
Понедельник Смутно… Как все смутно… Болит горло, словно бы говорил всю ночь. За окном – предрассветный час. Меня только что привезли из подвала, на коляске. Я не помню, как попал туда. Я помню вспышки. Я помню глаза Зверя, смотрящие в меня. И доктора К. В полутьме подвала он – страшный человек… Совсем другой. Безжалостный. Как Зверь. И я падаю в его безжалостные, любопытные глаза. Падаю. Падаю. Кто я такой? Зачем я здесь? Я не помню ничего. Звенит в голове. Пусто. Пусто. Пусто.
Поспал. Ничего не снилось. За окном ясный день. Шатает. Но память, кажется, вернулась. По крайней мере, я помню, как меня зовут. Это страшно – быть без памяти. Страшно, но и приятно. Но – не хотелось бы повторять. Думать до сих пор тяжело. Но уже не страшно. Странно читать утреннюю запись. Не помню до сих пор, что было в подвале, но такое-то и раньше случалось. Но почему я решил, что доктор К. «страшный человек»? Это занятно. Меня зовут Леонид Медников. Пишу на тот случай, если это вдруг повторится.
Вторник Весь день работал в зале для медитаций доктора Б., пока он в своем кабинете принимал пациентов. Занятно: никто не знает, что я здесь. Я – тайный узник. Что бы делали, если бы узнали? Льстивое воображение рисует очередь из дам, просящих автограф, кокетливо хлопающих ресницами, ожидающих втайне, что я позову писать с них портрет. Впрочем, кто его знает, что там за дамы! Вполне возможно, что это мне бы пришлось кокетливо моргать и просить автографа. Испортил четыре холста, сделал бесчисленное количество набросков на бумаге. Изорвал почти все. Лес не дается! Он ускользает! Я был в бешенстве под конец этого дня, и Б. (уже порядком притомившийся) долго слушал мои бессвязные жалобы и ругательные возгласы. И это-то после длинного, наполненного бесконечными посетителями дня! Бедняга. Нелегко быть психотерапевтом, паршивый это хлеб. Сейчас, когда я пришел в свою комнатку, отужинал и готовлюсь ко сну, мне даже как-то стыдно перед доктором Б. за свой срыв. Уже не кажется, что это так важно. (Не сладковатый чай ли виной моему спокойствию? Впрочем, даже если и так.) Однажды я ухвачу Зверя за хвост и перенесу на свой холст как живого, и это будет моя победа. Не этого ли он хочет от меня, ясноглазый?
Среда День начался болями в голове, и продолжился процедурами. Ничего не соображаю из-за этой головы. Вата. Перепутал имена Б. и К. сегодня. Назвал холст листом. По тому, как доктора переглядывались, понятно: снова будут спорить. После процедур работал еще несколько часов. Зал для медитаций уже являет собой почти полное подобие моей мастерской. Сделал полдесятка набросков, и начал два холста – в разной технике, но все об одном. Попробую зайти с разных сторон. Пусть постоят – завтра гляну на них свежим глазом, и продолжу работу.
Четверг Ночью снова был в подвале. И снова – будто стирали резинкой картинки из памяти. Зря записал так мало… Не зря записал собственное имя. Опять уходило. Весь день лежу, не в силах подняться. При попытке подняться трясет. Заходил д-р К., делал замеры. Весь день шмыгают сестрички, то берут кровь на анализ (раза четыре за день брали!), то ставят болючие уколы – в руки, в шею, в задницу. Снизу откуда-то звучит музыка. Играли на большом рояле и что-то пели, и премило. Стоило услышать эту музыку, и потекли горячие слезы. Лежа неудобно плакать: затекает в уши. Так глупо…
Пятница Я проснулся ночью от того, что кто-то сказал мне прямо в ухо, что нужно бежать. И ночью кусок потерянной памяти пришел ко мне. Я вспомнил. Подвал, и К. – лысина сверкает при свете кварцевой лампы, и никелированные шарики на концах рычагов сверкают, как его лысина. Кляп в моем рту, кожаные ремни, обхватывающие запястья. Б., темный лицом, в углу, хрупкий. Их разговор. «Два дня, и для него все кончится». – «Как для художника – да, как для личности, двигающей науку – только начнется. Не будь пессимистом». – «Я просто думаю о том, что он уже вряд ли закончит свои картины. Навряд ли у Терехова там такие условия, как здесь. И такие же методы. Терехов не признает терапии искусством». – «Картинкой больше, картинкой меньше». – «Ты бы видел, как он работает! Это не просто картины. Это его дети. Он ищет совершенства в своем деле так же страстно, как…» – «Как и мы, Костя». – «Да. Как и мы», – помолчав, соглашается Б. Лысая блестящая голова К. нависает надо мной. – «Готов. Ну, поехали. Это последняя проверка перед субботой», – слышу я. И электрическое гудение. И Б. становится рядом с другой стороны, и достает свой маятник. Мне страшно. Я не могу заснуть. Принесли завтрак – не могу проглотить ни куска. Трясутся руки. Зверь – даже сейчас, даже при свете дня! – будто бы за спиной. Оглядываюсь – никого. И болит чертова голова. До звона в ушах. Так, что даже через коридор не перейти, к холсту и краскам. Что случится завтра? Кто такой Терехов? Неужели я и вправду не закончу картину?
|
6 |
|
|
|
Листаю исписанные ровным почерком страницы...
- Господи, что за бред...
Леонид Медников. Художник.
Нет, это всё - муть какая-то. Память не работает. Но всё сложится. С людьми поговорю. Сам разберусь. Так или иначе - сложу два и два. Сложное - видимость. Простое - реальность. Побарабанил пальцами по столу, поймав себя на том, что уже усесться за него успел, погрузившись в просмотр дневника. Огляделся по сторонам с кислым и неуклюжим выражением.
- Что делать будем?
Нет. Не дело это. Самому с собой разговаривать так. Да ещё и в "мы"-лице. Может я реально псих? А может и не "может"... Не без всякой же причины люди попадают в чистые комнаты с правильным завтраком и видом с высоты.
Салат зажую. Взял ложку. И захрустел. Булку тоже. А вот чай - не буду. Седативное какое-нибудь. Ни к чему мне сейчас.
Пожевал чуть. Отложил ложку. Вздохнул тяжело. Нет. Не могу. Не идёт еда. Мысли-мысли. По комнате ещё раз рысью прошёлся. В окно выглянул. Всё-таки - все данные к тому, чтобы реально не в себе быть у меня есть: и воображение, и "эмоциональная подвижность" (или как там это у врачей). Художник! Надо же... Дневники писал, картины. Чёрт, почему я ничего этого не помню. Много вопросов встаёт. И какой сегодня день, и где я вообще, и почему всё это происходит?
Сел на кровать. Так. Нужно подумать. Нужно подумать очень хорошо. И не о всяких этих беспокоящих вещах в духе "почему?" и "за что?!", а именно о том, что вот прямо сейчас мне на практике встретить предстоит.
Что мы имеем?
1) Это лечебное учреждение; 2) Я здесь - пациент и объект пристальнейших наблюдений (если не экспериментов); 3) Обращаются со мной здесь нормально (выслушивают, позволяют рисовать-писать, есть-спать); 4) Я ничего не помню про себя но... 5) ...согласно предположительно моим (!) записям - это у меня с некоторых пор в порядке вещей, т.к. я... 6)...болен. У меня случаются какие-то припадки, после которых я ничего не помню (может я эпилептик или что-то вроде того?); 7) В ситуации явно есть какая-то опасность, на что мне прозрачно намекает всё - от "Два дня, и для него всё закончится" и голоса в голове до моего до дрожи в руках реального ощущения близящейся катастрофы; 8) Скоро начнут разворачиваться события (придут врачи, начнётся новый припадок, что-то ещё...) и мне нужно выбрать правильную линию поведения, опираясь на то малое, что мне известно о происходящем. Таким поведением может быть: а) Побег (как в прямом, физическом смысле, так и в смысле эмоциональном); б) Война (плохой вариант, но комбинируем с первым и потому - перечислим. Я один и невменяемый. Вокруг немало здоровых и лучше владеющих собой и ситуацией людей. Я "в меньшинстве". Отложим); в) Переговоры (в конце концов, не для того же меня здесь держат, чтобы убить и пытать, а для того, чтобы вылечить от чего-то. И возможно, попал я сюда по доброй воле? В таком случае, я могу связаться с кем-то из близких мне людей за пределами этого учреждения, прояснить ситуацию или даже покинуть это место "мирно". Но есть один минус во всех этих рассуждениях - я не верю в них ни секунды); г) Фаталистическое ожидание (так или иначе - всё это закончится. Иногда действовать слишком много и опрометчиво - бежать к собственной могиле); д) Разведка?
Да. Разведка. Отложил перо. Оказывается, я всё это в какой-то момент записывать в чистую тетрадь начал. Посмотрел ещё раз на написанное. Ну Наполеон! Ну маршал Жуков! Тут бы нервному смешку прорваться, но - не смешно. Вырвал лист. Измельчил. Чёрт - и что теперь с ним делать? Спрятать здесь негде. Можно в окно выкинуть. Или съесть.
***
(15 минут спустя)
Съел. Полежал. К непростым решениям пришёл. Дёрнул шнур. Жду медсестричку или кто там сюда приходить должен. Испытываю тяжёлые чувства. Смотрю в потолок. Джеймс Бонд. Полковник Исаев.
|
7 |
|
|
|
Перечитал записанное. Моргнул. Что-то тут не так, но что?.. Поводил глазами по только что появившимся строчкам, и вдруг озарило: ну да, конечно! Почерк! Буквы, что начинают перечень размышлений – не режут глаз. Они точно такие же, что и в остальном дневнике. Но уже под конец списка – там, где ты отсек, что записываешь, и вел рукой уже осознанно, – почерк меняется. Не крупные каллиграфические буквы, а мелкие, кривоватые закорючки. Совсем другие. Почему-то закружило голову от этой картинки, на секунду показалось – невероятно отвратительное зрелище. Мелькнуло ощущение, ушло. Не стал больше вглядываться – проще вырвать лист, разорвать на полоски, полоски – на квадратики, квадратики – на треугольнички. Обрывки – в горсть, в рот их, пережевывать тонкую бумагу, сплевывать синюю, горькую от чернил слюну.
6:29
Протянул руку, не вставая с кровати. Дернул желтый шнурок. Неожиданно это потребовало усилия. Из стены ответом на твое движение раздался механический звук, тонкое щелканье каких-то шестеренок – и утек куда-то вниз. Ты не разобрал, что произошло со звуком дальше – в висок вновь внезапно вкрутилось острие.
– Они отведут тебя в подвальную комнату и замучают электричеством, если ты позволишь им себя поймать, – зашептало в ушах. Все тот же голос. Уже не просто насмешливый – в нем появились отчетливые умоляющие нотки. – Опереди их. Ты должен пробраться на нижний этаж первым. Сейчас утро и почти никого нет в коридорах. Просто выйди из комнаты и дойди до конца белого коридора, и пройди по лестнице до конца вниз. Я помогу. Тебе нужно выбраться!
|
8 |
|
|
|
Чувствую, как меня начинает трясти. Листики на плосочки. Полосочки - на квадратики! А КВАДРАТИКИ, БЛЯТЬ, НА ТРЕУГОЛЬНИЧКИ!!! Аааа... а-ах-ха-ха. Ы-ы-ы... Голос в голове! Движение шестерней невидимых в стене! Я псих! Я псих! Я шизофреник, я читал про такое! Накрыл голову руками. Сижу на кровати, вперёд-назад раскачиваясь. Всё. Всё! Поехала крыша - оторвало и уносит! Треугольнички, ёбаный ужас, СИНЯЯ СЛЮНА! Сейчас меня будут бить током. Нет! Провёл ладонями по лицу. Поскрёб ногтями по волосам. Вдохнул-выдохнул пару раз. Не помогает. Нет. Голос. Голос! Ы-ыы-ыы - почему?! Корчусь в гримасе обижено-болезненной. Почему это со мной?! Уходи! Уходи! Я не хочу тебя в своей голове! Сейчас придут люди - они помогут! Они лучше понимают, что происходит! Я знаю, это всё из-за того, что я был художником - у творческих людей такое в порядке вещей! Меня вылечат! Нужно только пережить это, переждать! Вскакиваю, внезапным озарением ошарашенный: нужно вызвать скорую! Нет!!! Нужно вызвать МЧС!
|
9 |
|
|
|
Все, что было на столе – на пол, одним размашистым движением, и распинать не жалея! Постель – долой с кровати! Стол – ногой, перевернуть нахрен! (Вот чего не получилось, правда: только приподнял слегка и грохнул об пол, сдвинув с прежнего положения только на чуточку. Тяжеленный-то столик, из цельного дерева.) Нырнул под кровать. Вроде как затаился. Непонятно зачем, непонятно от кого, но так спокойнее. Вспышка хаотических движений на время отвлекла от страха. – Чертов псих! – взвыл голос. – Мне нужна твоя помощь, идиот! Помоги мне и я помогу тебе! Ты же не сумасшедший, хватит паниковать! – и снова вдруг исчез. Несколько секунд прошло. Под кроватью – тонкий слой пыли. Лужа из перевернутого чайника растекается по полу. Звука ничьих шагов не слышно. Тишина – снаружи, колотящееся сердце – внутри. И вдруг, даром что лежишь плашмя, сильно закружилась голова.
|
10 |
|