|
|
ЦивилизацияЯутжа являются расой теплокровных прямоходящих звероподобных рептилий (ближайший земной аналог - синапсиды). Их цивилизация не раз переживала расцветы и упадки, и в данный момент находится в состоянии стагнации, связанной с высокой разобщенностью популяции. Яутжа живут кланами, насчитывающими от нескольких сотен до нескольких тысяч взрослых особей. Однако постоянно на территории клана проживают только самки – самцы проводят большую часть жизни за пределами родной системы.
Хотя самки по размерам и физической силе превосходят самцов, последние благодаря ловкости и навыкам являются более грозными противниками. Во внутренних делах клана, ограниченных его исконной планетой (или планетами), процветает матриархат, тогда как внешней политикой и воспитанием охотников занимаются только самцы.
Несмотря на высокий уровень технологического развития (включая гиперсветовые перелеты), основной ценностью, аспектом взаимоотношений и смыслом жизни яутжа остаётся охота в самом первозданном своём проявлении – поиск жертвы, преследование, убийство и триумф. Хотя уже много веков технологии позволяют яутжа не охотиться ради пропитания, охота считается основополагающим и самым достойным видом деятельности у самцов. Взрослый яутжа может быть мастером, ученым, мыслителем или воином, но охота для него всегда будет играть главную роль в жизни.
Самцы яутжа путешествуют группами или по одному на своих космических кораблях в поисках дичи, добывают кровавые трофеи и возвращаются домой либо по зову старейшин (для защиты дома или для проведения какой-либо церемонии), либо к началу сезона спаривания. Сезон спаривания занимает примерно один месяц в году, хотя дата его начала может меняться в зависимости от календаря. В брачных играх главную роль играет статус самца, как охотника, определяемый его трофеями. Яутжа очень редко образуют постоянные пары, поскольку считается, что мир самок и мир самцов различны, как день и ночь. Самцы также редко признают своих детей, хотя иногда следят за ними, и, если такое признание случается (обычно это сопровождается каким-либо ритуальным подарком), это считается большой честью для отпрыска. Философия «Из любого дерева можно сделать копье.» Всякая охота – это бегство и преследование. Всякий вид деятельности – охота либо её суррогат. Главным философским принципом яутжа является стремление представить любой процесс, как форму поведения охотник-дичь. Разум преследует мысль, а затем избавляется от неё, чтобы занять себя другой мыслью, самец ищет самку, а затем покидает её, чтобы снова отправиться в странствия, охотник нападает на жертву, а затем, если удар не был смертельным, уходит из-под ответного удара. Процесс может быть и односторонним, но все взаимосвязи явлений, особенно в поведенческом аспекте самих яутжа, укладываются именно в рамки нападения-бегства и рассматриваются, как формы охоты.
«Охотник и жертва – два конца одного копья.» Поэтому на охоте нет ничего постыдного в том, чтобы отступить, спрятаться или бежать. Лучше отступить, дождаться нового шанса и снова атаковать, чем, напав на жертву и получив отпор, действовать нерешительно, боясь неудачи. Нет ничего плохого в осторожности. Но надо быть или охотником, или жертвой. Или нападать, или спасаться. У яутжа не должно быть среднего состояния, хотя он может молниеносно переходить из одного в другое. Бывают также случаи, когда яутжа, уже вступив в схватку, медлит с нападением, изучает движения противника или даёт ему возможность сделать ошибку. Но при этом считается, что вступая в открытый бой, он должен рассматривать именно себя как охотника (даже если противник, как бывает в поединках между самцами, явно сильнее или опытнее). Хотя нет ничего недостойного в том, чтобы прикинуться жертвой и смутить оппонента, это представляется весьма сложным, ввиду того, что яутжа довольно точно определяют эмоции друг друга.
«Брошенное копье должно упасть.» Яутжа стараются всё доводить до конца. Пока поступок не закончен, нельзя его оценить. Эта позиция придает яутжа уверенности в своих силах и позволяет преследовать жертву неделями или даже месяцами, но мешает вовремя признать неправильный курс действий. Доведение до конца – не вопрос чести, а всего лишь жизненная максима, но ей привыкли следовать многие. Поэтому яутжа неохотно оставляют не доведенное до конца и стараются со временем закончить то, что начали, даже если это требует больших затрат сил и ресурсов. С другой стороны, благодаря этому яутжа обычно тщательно выбирают дичь и ставят себе цели. В языке яутжа два основных слова для обозначения понятия «охота». «Малая Охота» - это преследование одной выбранной жертвы. «Большая Охота» - это охотничья кампания либо в течение сезона, либо с момента высадки на какую-либо планету до возвращения на корабль. «Большая Охота» состоит из многих "Малых Охот". Её можно прервать практически в любой момент. Но прервав «Малую Охоту», яутжа испытывает дискомфорт.
«Два охотника не могут бросить одно копье.» Яутжа по природе – индивидуалисты, но иногда они объединяются в группы. У некоторых яутжа нет своего собственного корабля, и им не остается ничего другого, кроме как примкнуть к более счастливым сородичам, или довольствоваться охотой на своей собственной планете. Охотиться при этом они могут как порознь, так и вместе, и в этом случае у охотничьей партии всегда есть лидер – обычно, хозяин корабля. Помимо руководства действиями сородичей, лидер имеет право первого удара (это пережиток тех далеких веков, когда яутжа охотились для пропитания, и многие молодые охотники им пренебрегают). Яутжа никогда не присваивает чужого трофея – такой трофей поистине лишен смысла. Вообще говоря, честность не является безусловной добродетелью в глазах охотников, но именно в этом аспекте они ведут себя всегда одинаково – если оружие охотника не коснулось жертвы, он ни за что не станет претендовать на трофей. Трофей также нельзя подарить в общем смысле, он будет демонстрировать только личное уважение к тому, кому он подарен, но не поднимет его доблесть. Подаренные трофеи всегда хранятся отдельно и вешаются на стене под всеми остальными, даже не такими ценными. Другое дело, если жертва получила несколько ударов от разных охотников. В этом случае трофей забирает тот, чей удар лишил добычу возможности уйти, а не тот, кто добил её. Если определить это трудно, трофей забирает лидер охоты. Если лидер не принимал участия в убийстве жертвы, трофей забирает старший в иерархии охотник. Если охотники равны, трофей забирает тот из них, кто нанес удар по дичи самым первым.
«Сломанное копье не чинят. Но его наконечник может послужить для нового копья.» Понятие чести для самцов яутжа довольно сложное. Честь яутжа может пребывать в четырех состояниях: - «Прямое копье». Честь охотника не затронута. - «Согнутое копье». Охотник должен что-то предпринять, чтобы его честь вернулась в прежнее состояние – ответить на вызов, отомстить, вернуть потерянное снаряжение, которое может раскрыть технологии яутжа другим расам. Также если яутжа претендовал на звание «старшего» в ритуале «прославления» копья, но был признан недостаточно сильным, его честь считается находящейся в этом состоянии. Другой пример: одолжить на охоту оружие сородича и сломать или потерять его (в этом случае нужно вернуть равноценное или лучшее, что бывает сложно, учитывая, что оружие нельзя просто взять и купить). Если честь охотника слишком долго пребывает в состоянии «согнутого копья», другие яутжа, самцы и самки, начинают избегать и сторониться его. - «Сломанное копье». Чести охотника нанесен ущерб, который нельзя поправить. «Копье сломалось» - сделанного уже не воротишь. В этом случае охотник лишает сам себя всех трофеев, теряет статус в иерархии (хотя и остается «посвященным»), оставляет от своего имени только первый или последний слог (это символизирует наконечник копья) и начинает путь охотника сначала. Обычно поводом для этого служит поражение в охотничьем поединке, грубое нарушение правил охоты, повторная неудача в ритуале "прославления копья". Принять такую судьбу очень трудно для яутжа, особенно если он уже высоко поднялся в иерархии клана и собрал внушительную коллекцию. Но повести себя так считается более достойным, чем совершить самоубийство. - «Сломанный наконечник». Честь яутжа запятнана слишком сильно, чтобы он мог начать сначала. Яутжа совершает самоубийство или становится изгоем и ищет смерти в заведомо безнадежном бою. Поводом для такого обычно является какой-либо серьезный проступок перед кланом, например, убийство сородича по неосторожности или утрата особенно ценного артефакта. Кроме того, плен всегда считается хуже смерти, поскольку в дикой природе не бывает капитуляции. Поэтому если у охотника есть возможность – он всегда предпочтёт гибель сдаче в плен.
«Из скрещенных копий одно должно сломаться.» Главные правила поединка: - Причиной поединка всегда является урон чести. Одной личной неприязни недостаточно для вызова. - Поединок может быть боевым (прямое противостояние) или охотничьим (нужно доказать своё превосходство, взяв более ценные трофеи за промежуток времени). - Проигравший боевой вызов погибает. - Оружие в боевом поединке должно быть сопоставимым. Если твой враг не располагает каким-либо оружием, ты тоже не должен им пользоваться. Но если у тебя два комплекта оружия – ты можешь предложить ему свой, и, если он откажется, ты вправе пользоваться своим комплектом. - Охотничий вызов всегда важнее боевого. Бросившему боевой вызов можно бросить охотничий вызов в ответ. - Если, победив противника в боевом вызове, ты намеренно разбиваешь его череп, ты наносишь урон чести всего его клана. Если он – твой сородич по клану, обязательно забери его череп, как трофей. Такие трофеи хранятся отдельно от охотничьих. СоциумИерархия: - Молодая кровь - Посвященный - Принятый - Старший - Старейшина - Великий охотник
Сообщество охотников обладает строгой иерархией. За детёнышами присматривают матери. Хотя обычно у кланов яутжа нет необходимости охотиться, чтобы добыть себе пропитание охотой, это считается необходимым и полезным, чтобы отсеять самых слабых (таких обычно немного) и научить молодых самцов передвигаться и чувствовать азарт. Яутжа считается совершеннолетним («молодая кровь») с того момента, как он побеждает любое существо, представляющее опасность для его жизни (скорее всего, недостойное быть взятым, как трофей). Тогда в конце следующего сезона спаривания его забирает корабль одного из старших, и начинает готовить к посвящению в охотники, то есть обучать всему, что должен уметь каждый взрослый яутжа – управлять кораблём, выслеживать добычу, сражаться и брать трофеи, а также постигать знания и чтить традиции.
Обряд посвящения в разных кланах различный. Обычно требуется победить существо, достойное стать трофеем. В некоторых кланах «молодая кровь» выслеживает добычу в джунглях, в других – в особых сооружениях, лабиринтах или на древних боевых аренах. Испытание зачастую проводится сразу для нескольких самцов, но проходят его только те, кто действительно добывает трофей.
Прошедший испытание становится Охотником. Иногда их называют «обагренными», иногда «холодными охотниками» (то есть, по аналогии с «холодным днём», т.е. утром - ранними, только начавшими свой путь), иногда «посвященными». После этого они – члены сообщества охотников, подчиняются тем же правилам и имеют те же права, что и более опытные охотники, и могут участвовать в брачных играх (впрочем, всего с одним трофеем их шансы на успех невелики).
С этого момента главным событием в жизни самца яутжа является получение собственного корабля. Если клан располагает кораблями, у которых нет хозяев, старейшины распределяют их между только что посвященными. В противном случае молодые яутжа вынуждены охотиться совместно с тем более старшим охотником, у которого есть корабль. В этом случае на охоте он считается лидером. Корабль нельзя купить или обменять на трофеи, но можно получить в качестве подарка за доблесть от старейшин, от прародителя (в случае признания) или в случае гибели лидера на охоте.
Принятым называют охотника, который успешно провел несколько Больших Охот, не обязательно будучи лидером партии. "Обряд посвящения" - это проверка тела и отточенной техники, "принятие" же - признак того, что взгляды и подход к делу яутжа не расходится с принятыми у его клана и сородичей. Обряд принятия в некоторых кланах формальный, в некоторых включает поединок с другим яутжа, как правило, намного сильнее, и подразумевает умение признать поражение.
Постепенно с каждым трофеем доблесть охотника растет, и однажды он приглашает старших следить за ним на охоте. Этот обряд называется «прославить копье» (даже если охотник сражается другим оружием). Обычно охотник старается выбирать особенно опасную жертву, охотится в трудных условиях или отказывается от использования сложных технических приспособлений. Если старшие решают, что он показал себя достаточно доблестным и умелым, его примут в ряды старших. «Старшие» («меткие копья», «крепкие черепа» и т.д.) уже достаточно опытны, чтобы обучать «молодую кровь».
Когда старший обучит десятки молодых особей и добудет себе новые трофеи, покроет себя славой и сможет при этом похвалиться незапятнанной честью, его примут в ряды старейшин. Старейшины, помимо того, что они являются лучшими охотниками, принимают также решения, от которых зависит судьба всего клана, распоряжаются его богатствами, ресурсами и угодьями.
Редко, раз в десятки поколений, появляется воин, который демонстрирует явное превосходство даже над старейшинами. Такого называют Великим Охотником. Стать им – мечта многих яутжа, но для этого недостаточно просто добывать трофеи один за другим. Лишь совершивший поистине великие подвиги может рассчитывать на такую честь.
Общение и взаимодействие Яутжа общаются различными способами. У них есть устная речь, тембр голоса в среднем значительно ниже человеческого, и звучанием язык походит на ворчание. Однако устное обращение используется в основном от старшего к младшему (с разъяснением или с поучением), либо от лица охотника, рассказывающего о своих трофеях. Яутжа вообще стараются объясняться не словами, а эмоциями, выраженными в рычании (сильная эмоция), гортанных выкриках (демонстративная эмоция), фырканье (сдержанная эмоция), клёкоте (обычно ирония) и пощелкивании жвал (ожидание или предвкушение эмоции).
Более того, яутжа имеют способности к тому, что люди назвали бы «эмоциональной телепатией». На небольшом расстоянии, в пределах примерно пятидесяти метров, они хорошо чувствуют страх, неуверенность, гнев и другие эмоции, испытываемые живым существом. Для этого, однако, им необходим визуальный или звуковой контакт, или хотя бы точное знание, где находится существо. Одна из причин, по которой люди считаются сложным видом добычи – их склонность к быстрой смене эмоций.
Кроме того, для общения яутжа пользуются средствами коммуникации, встроенными в их маски. Они могут передавать различные сигналы, обычно звуковые или текстовые, а иногда и изображение. Но не все умеют или хотят пользоваться этими системами. Считается, что опытный охотник и так должен разбираться в ситуации и действовать наилучшим образом, а уж зная эмоции своих соплеменников – и подавно.
ОхотаОхота состоит из расчета и из следования инстинктам. Важно уметь сдерживать себя и важно давать волю азарту. Охота, на которой яутжа все время сдерживает себя, не приносит столько же удовольствия и славы, как охота, в которой он отдаётся инстинктам, а кроме того, длится гораздо дольше. Однако постоянно отвергать расчет слишком опасно. Поэтому истинное искусство состоит в том, чтобы в кульминационный момент отдаться инстинктам и, следуя им, нанести решающий удар.
Главные правила охоты: - Если между кланами или племенами нет войны (что случается весьма редко), нельзя охотиться на чужой территории. Охотящийся на чужой территории не наносит урон чужой чести, но может рассматриваться, как дичь, и быть убитым без вызова на поединок. Он, однако, должен быть предупрежден, ведь он может не знать, что нарушил границу. - Если добыча нужна не для пропитания, нельзя убивать детеныша или самку млекопитающего, носящую потомство. - Тело и снаряжение погибшего на охоте яутжа, если он перед смертью не смог уничтожить сам себя, должно быть доставлено домой, или, в крайнем случае, уничтожено прямо на месте гибели. - Охотники не должны оставлять планету зараженной каким-либо из видов, уничтожающим все прочие виды (например, «жестким мясом»). - Охотник не должен истреблять вид на планете полностью, если он не представляет опасности заражения. - Чем менее сложные технологии использует яутжа для победы, тем выше его доблесть. - Отдельные кланы могут иметь и свои внутренние правила.
Трофеи и доблесть Ценность трофея определяется не только качествами жертвы, но и обстоятельствами, при которых он был добыт. Кроме того, важную роль играет количество трофеев. Некоторые трофеи берутся не из-за собственной ценности, как таковой, а из-за интересной истории охоты, которую можно будет потом преподнести слушателям. Охотник, как правило, хранит все взятые трофеи, но демонстрирует только самые ценные и интересные. Демонстрировать на стене два десятка одинаковых трофеев считается чем-то вроде "дурного вкуса". Поэтому, хотя охота на опасную дичь всегда приносит яутжа удовольствие, опытные и бывалые охотники порой оставляют череп жертвы при ней - им просто не хочется добавлять к коллекции однотипный трофей. Старинный обычай предписывает самцу во время брачных игр бросить перед самкой на землю сетку черепов. При этом, правда, трофеи изымаются из коллекции навсегда, поэтому далеко не все яутжа делают такой "широкий жест".
Трофеи по ценности делятся следующим образом:
- «Без сопротивления» Жертва не представляет опасности для охотника. Такой трофей не выставляется в коллекции (не имеет ценности), но иногда охотник носит черепа птиц или змей при себе, как талисманы или памятные безделушки, напоминающие, например, удачный бросок копья, первую победу над теплокровным или что-то в этом роде.
- «Опасный для слабого» Жертва может представлять опасность для охотника в силу своих размеров или вооружения, но сама не является охотником. Например, крупное травоядное. Несколько таких трофеев в коллекции недавно посвященного охотника смотрятся уместно.
- «Опасный для сильного» Жертва может легко переходить от защиты или бегства к нападению, меняясь с охотником местами. В открытом бою сражаться с ней опасно. Эта группа трофеев - наиболее распространённая, и пока яутжа не стал Старейшиной, подобные трофеи будут пополнять его коллекцию. Старшие стараются брать такие трофеи в обстоятельствах, дополнительно повышающих их доблесть.
- «Опасный для одиночки» Мощь жертвы явно превосходит возможности охотника-одиночки. Как правило речь идёт о хорошо известных видах, не раз становившихся причиной гибели самцов яутжа. Если такой трофей добыт в одиночку - это особенный повод для гордости.
- «Опасный для группы» Таких существ мало во вселенной. Победа над таким в одиночку по сути означает, что воин готов быть старейшиной. Победа в одиночку без использования технологий - это подвиг, достойный Великого Охотника.
- «Взят в трудных условиях» Охота ведётся в условиях, которые явно больше благоприятствуют жертве, чем охотнику. Например, охота на хладнокровное существо ночью, или охота в воде на крокодилообразную рептилию.
- «Групповой трофей» Охотник нападает на группу особей. Доблесть выше.
- «Словно Великий Охотник Древности» Жертва побеждена с использованием только холодного оружия - доблесть выше. Без использования маскировочного устройства - доблесть выше. Без маски - доблесть выше. Вообще без использования оружия - доблесть выше.
Если в рукопашной схватке противник оказал достойное сопротивление, охотник обычно забирает не только его череп, но и позвоночник.
Технология и культура Материальные ценности Цивилизация яутжа неоднократно переживала технологические взлеты и падения и испробовала многочисленные методы производства, включая даже эксплуатацию других рас. В настоящий момент многие технологические секреты утеряны, хотя существуют исправные производственные мощности, в том числе орбитальные, для обеспечения кланов пищей, энергией, строительным оборудованием, снаряжением, а также для утилизации отходов. Эти мощности широко автоматизированы, обладают удобным управлением и обычно не требуют постоянного присутствия самих яутжа, что особенно ценно, поскольку охотники, как и их самки, не любят жить в городах.
С другой стороны, среди яутжа есть мастера, которые вручную доводят предметы, произведенные по шаблону, до совершенства, будь то копьё, охотничья маска или система управления кораблем. Помимо навыков ремесленника это требует еще и умения разбираться в самой технологии и находить информацию о том, где можно раздобыть те или иные детали, инструменты или материалы, секрет изготовления которых был утерян. Такие улучшенные предметы – не редкость среди охотников, ведь для ремесленника – большая честь, если его творением пользуется прославленный охотник. Но и дарить вещи кому попало не принято.
Необходимо отметить, что Яутжа хотя и признают меновую торговлю, в целом экономически ведут себя довольно примитивно. С тех пор, как единая цивилизация разбилась на кланы, распределение материальных благ находится в руках у старейшин кланов. Кроме того, яутжа часто делают друг другу подарки в благодарность за оказанные услуги или в качестве признания доблести охотника.
Культура Культура яутжа с одной стороны довольно-таки сложна, с другой – ограничена темой охоты. Вообще говоря, центральным мотивом и главным повествовательным стилем является "рассказ о трофеях". В искусстве рассказа главным считается не столько красочность описания, сколько способность заставить слушателей почувствовать те же эмоции, которые владели рассказчиком во время схватки.
Музыка в культуре яутжа существует и является стилизованными барабанными ритмами, которыми в древние времена охотники призывали богов, чтобы попросить у них удачи на охоте, или загоняли жертв. Религия яутжа в настоящее время находится в упадке, и боги стихий, которые почитались раньше, теперь забыты. Каждый клан чтит предков, прародителей, а также Великих Охотников. Считается, что последние, хотя и покинули мир живых, всё равно наблюдают за своими сородичами, и даже могут помочь самым доблестным из них.
Помимо длительных тренировок яутжа иногда проводят время за игрой "поймай охотника". В неё играют втроем, сидя рядом на полу или в креслах, пользуясь трехмерным голографическим полем с фигурами, изображающими яутжа и жертв. Смысл игры заключается в том, чтобы предугадывать ход следующего за тобой игрока.
|