Земли народа чулеле зажаты между горами и побережьем. Горы не очень высокие, но весьма удобны для обороны и неудобны для сельского хозяйства. Береговая линия изрезана заливами и изобилует мелкими банками и лагунами. Вытянутая вдоль берега, страна чулеле гораздо больше в длину, чем в ширину.
Коренные чулеле не знали земледелия. Но несколько поколений назад через горы перешли эльфы и хоббиты, гонимые воинственными соседями, и соединились с местными эльфами. Местные воспользовались ситуацией и начали сдавать хоббитам под сельское хозяйство свои охотничьи угодья. Относительно немногочисленных же пришлых эльфов пытались использовать как наемников в своих междуусобицах. Так образовались три сословия чулеле.
Первое сословие - землевладельцы-дамои, в большинстве потомки местных. Вся земля (кроме царской) в стране чулеле принадлежит им, но почти всю ее они сдают в аренду хоббитам. Второе сословие - (формально) безземельные горои. Основу горои заложили пришлые эльфы, но пополнялось это сословие в основном теми потомками дамои, кто не унаследовал землю. В третье входят хоббиты. Численности эльфов и хоббитов соотносятся примерно как 1:2.
Горои можно поделить еще на несколько групп - утурои, пожалованные землей во временное пользование, дакои - охотники, ремесленники, маги и прочие, продающие товары или услуги, и саамои - слуги, работающие за жалование, в большинстве своем - воины. Эльф может спокойно перемещаться между этими статусами в зависимости от рода деятельности и владения землей.
В результате междуусобиц и межродовых интриг количество дамои постепенно уменьшилось, а земельные владения консолидировались. Дамои живут кланами, в которых собственностью распоряжается глава клана. Он и его ближайшие родственники живут на доходы от аренды. А вот младшие члены клана часто отличаются от горои только тем, что у них есть теоретическая возможность унаследовать клановые земли.
Вся земля принадлежит или дамои, или царю (как посту; конечно, у царя могут быть и личные земли). Эта земля или сдается в аренду напрямую хоббитам, или жалуется в пользование горои. Пожалованная земля отличается от собственной только тем, что хозяин не может передавать ее другим (кроме как по наследству), и она может быть в любой момент отобрана обратно. Пожалованная земля, как правило, тоже сдается в аренду, и даже жалуется вместе с арендаторами. Утурои также обычно должен исполнять земельные повинности вместо настоящего хозяина земли.
Хоббиты чулеле живут в общинах. Общины коллективно арендуют землю и коллективно же платят за нее. Это позволяет хоббитам специализироваться внутри общины, иметь общественные зернохранилища, мельницы, пастбища, лодки и прочее. Дани за землю они не платят, только арендную плату (около 1/4 урожая).
Образ жизни и нравы эльфов и хоббитов чулеле сильно отличаются. Жизнь эльфов строго регламентирована понятиями чести и лица. Они участвуют в различных ритуальных состязаниях и отмечают свои победы татуировками и украшениями. Только им дозволены многие религиозные обряды. Среди эльфов считается престижным владение чтением, письмом и стихосложением; почти все дети обучаются в школах. Хоббиты живут гораздо проще и беднее. Эльфы относятся к хоббитам очень высокомерно. Полукровок почти нет; а те, что есть, без исключения считаются хоббитами и даже упоминать о них считается безвкусным.
Пригодной для обработки земли у чулеле не так уж много (около четверти от общей площади), поэтому большую роль играет море. Хоббиты выращивают в огромных загородках на мелководье водоросли, крабов и моллюски. Эльфы ловят рыбу и охотятся на крупных морских ящеров и гигантских рыб. Кроме того, эльфы занимаются морской торговлей и пиратскими набегами на побережья. Они строят большие катамараны с долблеными корпусами и л-образными мачтами с косым парусом.
Основной предмет торговли - краски, добываемые из моллюсков, жемчуг, перламутр и красивые раковины. Ныряльщики, добывающие их, считаются опасной, но престижной профессией.
В недалеком прошлом чулеле находились в состоянии постоянной войны, которую смог подавить только предыдущий царь. От той поры остались многочисленные армии профессиональных воинов-саамои, служащих за паек. Что с ними делать - предстоит решить нынешнему царю.
В результате действий предыдущего царя количество дамои значительно сократилось, а их земли пополнили царский фонд. После раздачи и пожалования наградных участков в непосредственной собственности царя осталась примерно одна шестая часть всей земли. Ее обрабатывают арендаторы и рабы.
Царь чулеле избирается так: подходящие кандидаты (крупные дамои, сановники, жрецы и ближайшие родственники предыдущего царя) участвуют в серии состязаний. Среди прошедших испытание специальное собрание жрецов с помощью гадательных ритуалов и пророческих видений и выбирает царя. Избранный царь проходит ритуал духовного поиска и символического перерождения и получает новое имя.
Царь чулеле - в немалой степени религиозная фигура. Его жизнь окружена множеством обрядов, и даже его личные слуги - жреческие должности. Считается, что от личных качеств и решений царя зависит вся судьба народа. Политическая власть царей была когда-то невелика, но значительно выросла за время правления двух предыдущих царей.
Из почитаемых чулеле богов следует особо отметить бога солнца и правителей Усохо, бога океана и погоды Кимбо и бога подземного мира, посмертного судью Ногоро.
В религиозных обрядах чулеле важную роль играют наркотические вещества. Их употребление, как и отправление многих ритуалов, разрешено только эльфам. Самый распространенный наркотик - листья папоротника ко, прогоняющие усталость и сон. Эльфы часто жуют их за работой.
Среди чулеле распространены две школы магов - лекари и приручатели. Лекари способны ускорять выздоровление, а особо сильные - даже заращивать конкретные раны и сращивать кости. Этих магов мало, и их услуги дороги. Приручатели дрессируют животных, основных видов которых два: небольшие морские ящеры, охраняющие ныряльщиков и загоняющие рыбу в сети, и рыбоядные птерозавры, ищущие с воздуха косяки рыбы и ящеров. Кроме них, бывают сторожевые саламандры, предупреждающие о чужаке громким воем, змеи, берегущие урожай от вредителей, ящерицы, очищающие жилища от насекомых, и другие полезные зверушки.
Столица чулеле зовется Мэнэупо - буквально "новая столица". Царь Атакуальпо в первой половине своего правления перенес ее на место резиденции одного из побежденных им дамои. Мэнэупо расположен там, где побережье поворачивает на юг и где в море впадает река Отеито. Старая столица зовется Патайя и находится в глубине суши, среди полей священных растений. Патайя до сих пор является крупным религиозным центром.
Когда царь Атакуальпо скончался, никто из народа чулеле не думал, что следующим царем станет его племянник Потуло. Родственники предыдущего царя традиционно числятся среди кандидатов в следующего, но Потуло не выделялся среди других особенной харизмой, и физически был слабоват. Даже отборочные испытания он прошел с трудом. Тем не менее, бог правителей Усохо указал жрецам именно на него, и молодой Потуло прошел ритуал духовного поиска, принял имя Уманаитеи и воссел на троне чулеле. После этого выяснилось, что молчаливый и незаметный юноша, оказывается, участвовал в паре военных операций и присутствовал на советах своего дяди, и государственные дела для него не внове. За два года правления стало ясно, что новый царь продолжит дело Атакуальпо и его предшественника Тенау, укрощая своевольную знать и концентрируя власть в руках царя.
Армия чулеле - на самом деле собрание отрядов, принадлежащих различным дамои. До сих пор чулеле не вели крупных внешних войн - только междуусобные. В них традиционно несколько дамои объединялись в союз, вверяли свои войска тому из них, кто считался лучшим полководцем, и воевали с другим таким же союзом. Только при предыдущем царе царские саамои стали сколько-нибудь значительной военной силой, но и сейчас царь опирается в основном на верных ему дамои.
Воюют у чулеле только эльфы. Даже обслуга армии состоит из эльфов. Обоза почти нет; каждый воин должен нести на себе свое снаряжение и запас пищи. Войска делятся на десятки (на каждый десяток полагается один походный костер), сотни и полутысячи.
Вооружение:
На вооружении чулеле стоят:
Копья с обсидиановыми наконечниками, длиной ок. 2,5 м.
Дротики с обсидиановыми или костяными наконечниками, используемые совместно с копьеметалкой
Большие композитные луки
Деревянные мечи, усеянные обсидиановыми зубьями
Палицы с набалдашником из камня или (у особо богатых воинов) металла.
Деревянные молоты
Круглые щиты около 70 см. в диаметре из твердого дерева, обтянутого кожей, часто украшенные подвесками
Доспехи из множества слоев простеганной ткани (толщиной в 1 и даже 2 см.), пропитанные смолой
Доспехи для богатых, надеваемые поверх тканевых. Они делаются из костяных пластин, кожи, панцирей морских черепах, даже дерева.
Замысловатые фигурные шлемы из дерева и кожи.
Рода войск:
Основу войска составляют отряды саамои, вооруженные обычно щитом, двумя-тремя дротиками и каким-нибудь оружием ближнего боя. Есть среди саамои и лучники, тоже носящие доспехи и не боящиеся ближнего боя. Саамои ценят храбрость и воинское мастерство, они отличные индивидуальные бойцы и способны держать строй, но если враг побежит, они скорее всего сорвутся в преследование.
В дополнительные силы входят временно нанявшиеся морские и горные охотники. Морские охотники - отчаянные ребята, не боящиеся риска. У большинства из них есть опыт пиратских набегов. Они отлично метают дротики и обычно вооружаются полудюжиной их и копьем, экономя вес на доспехах. Горные охотники - отличные лучники, но ближнего боя избегают, за что саамои их высмеивают.
Последними нужно упомянуть духоносцев, секту воинственных почитателей Ногоро в его аспекте бога крови и смерти. Они живут отшельниками в горах и рассматривают бой и военные тренировки как религиозный обряд. Предыдущий царь пользовался их помощью в объединении страны, и сейчас они поддерживаются из казны.
Духоносцы в бою принимают секретную наркотическую смесь, под влиянием которой в них якобы вселяются духи-прислужники Ногоро. Духоносец, в которого вселился дух, не знает страха, не чувствует боли, обладает быстротой змеи и силой троих эльфов; он яростно нападает на врага, не останавливаясь, пока не свалится от усталости (примерно через 10 минут), после чего лежит пластом полдня. Они всегда носят доспехи (чем больше, тем лучше - духи дают достаточно силы, чтобы они не слишком мешали) и вооружаются увеличенными двуручными версиями обычного оружия ближнего боя (так как в боевой ярости щитами все равно забывают пользоваться). Узнать духоносца легко - его волосы седеют, а зубы, десны и язык становятся зелеными от ритуальной смеси. В стране чулеле есть два больших храма духоносцев и несколько маленьких, с общей численностью сектантов около трех сотен. Как и другие жрецы, духоносцы пользуются уважением, но идут в них неохотно, так как детей у духоносцев не бывает.