Лагерь Сохраненных [Блог] | ходы игроков | Экспедиция Франклина (1845 - 1847 гг)

 
Преамбула
19 мая 1845 г английская экспедиция в составе 134 человек на двух парусно-паровых судах "Эребус" и "Террор" отправилась исследовать арктическую часть Канады. Основной целью было найти, наконец, северный путь вокруг Америки из Атлантического океана в Тихий (т.н. Северо-Западный Проход). Организовал экспедицию Второй Секретарь Адмиралтейства и вице-президент Королевского географического общества сэр Джон Барроу (1764 - 1848 гг). Руководителем стал контр-адмирал Джон Франклин, известный полярный исследователь.
До Гренландии экспедицию сопровождали два вспомогательных судна - "Раттлер" и "Баретто Джуниор". Во время стоянки в Гренландии пять человек из основного состава были списаны и вернулись на родину на этих двух судах. В итоге они стали единственными выжившими членами экспедиции. Остальной отряд продолжил путь на "Эребусе" и "Терроре" и, столкнувшись с непредвиденно суровыми условиями, лишившись обоих кораблей возле канадского острова Кинг-Уильям, полностью погиб от голода, холода и болезней. Сам Франклин скончался 11 июня 1847 года. Последние его соратники умерли на канадском побережье в 1848 г.

О Северо-Западном Проходе
Несмотря на открытие Магелланом в 1520-м году и (вероятно) Френсисом Дрейком в 1578-м одноимённых проливов на приантарктической оконечности Южной Америки, проблему судоходства между Атлантикой и Тихим океаном это не решило. В обоих проливах были слишком суровые природные и навигационные условия. Поэтому много веков не прекращались попытки найти проход на противоположной части американского континента - где-нибудь между островами Канады.
Первыми это попытались сделать ещё до магеллановой экспедиции, в 1498 г., отец и сын Каботы, мореплаватели из Венеции, состоявшие на английской службе. Их плавание на четырёх кораблях (изначально пяти, но один откололся ещё в начале) продолжалось около двух лет. О нём сохранилось мало сведений. Отец, Джон Кабот, по всей видимости, умер в пути, после чего командование перешло к его сыну, Себастьяну. Экспедиция исследовала большой участок восточного побережья Северной Америки (он потом появится на испанских картах), но далеко на север продвинуться не смогла из-за паковых льдов и в 1500 году вернулась в Англию. Впрочем, выжить на тогдашних хлипких, почти одноразовых корабликах в диком, неизведанном море само по себе было успехом. К примеру, следующий искатель Северо-Западного Прохода, португалец Гашпар Корте Реал, пропал без вести со своим кораблём в 1501 году - как и его брат Мигель, год спустя отправившийся на его поиски.


Я не пытался сосчитать, сколько всего было экспедиций, искавших Северо-Западный Проход. Думаю, счёт идёт на десятки, от времён отца и сына Каботов до 1903 г., когда в плавание отправился Руаль Амундсен. Амундсен стал первым, кому удалось действительно пройти весь путь по воде. То есть, можете представить - в 1498 году думали, что всё сделают года за два-три, а реально закончили через 400! Ясное что, такая "задержка" вышла не от благостных условий - множество искателей Прохода разделили участь Корте Реала и его брата, безвестно сгинув где-то в Арктике. Джеймс Найт со своими людьми пропал без вести в 1721 году. Экспедиция Йенса Мунка 1619-1620 годов вымерла от цинги в Гудзоновом заливе - спаслись лишь три человека. Сам Генри Гудзон, чьим именем назван залив, был вместе с сыном высажен в шлюпку взбунтовавшимися матросами в 1611 г. и тоже пропал.

Но всё же к середине 19-го века исчезновение целой экспедиции стало, скорее, нонсенсом. Поэтому гибель Франклина и его людей взбудоражила тогдашнее общество. Злосчастную экспедицию искали так упорно и тщательно, что, между делом, продвинули изучение Арктики (и поиски Прохода) больше, чем это сделал бы сам Франклин, останься он жив.
Что же получилось в результате всех этих 400-летних усилий?

Думаю, по всему вышенаписанному ясно, что хоть морской путь и открыли, толку от него в те времена было чуть больше нуля. Никакой вменяемый коммерсант не отправил бы груз на корабле через все эти проливы, то и дело покрывающиеся льдом, с непредсказуемой погодой и почти безлюдными берегами. Никакой "Ллойд" не взялся бы такой корабль страховать.


(Продолжение следует)

Отредактировано 18.04.2023 в 17:25
1

Партия: 

Добавить сообщение

Нельзя добавлять сообщения в неактивной игре.