Большинство действий в игре потребует затрат маны или божественной силы (БС). Количество БС определяется в начале хода броском 2d6, плюс приток маны от верующих и храмов, плюс передача от других богов. Поступление маны от храмов и верующих зависит от множество факторов, как-то места в пантеоне, размера паствы и ее фанатичности.
Кроме того, каждый бог может передать другому богу часть своей силы, но не более 1БС за ход одному богу(принимать можно сколько угодно). Данное действие нужно оформлять приватом на того, кому вы передаете.
В конце хода все нерастраченные БС сгорают.
На что же можно потратить БС? В первую очередь это создание аватаров. Дело в том, что несмотря на то что вы являетесь создателем своего народа, они вам молятся и почитают, но большинство из них глухи к вашему голосу. Поэтому что бы донести божью волю до народа необходимы специальные люди, буквально заряженные ей - аватары. Стоимость создания аватаров для данной расы зависит от места в пантеоне. Он делится на 12 частей и если вы контролируете 7 из них или более, то для вас аватар будет стоить 3БС. Если от 1 до 6, то 4БС. А если вашему богу вообще никто не молится, то 6БС. У каждого бога может быть множество аватар.
У каждого аватара есть своя миссия, которую поручает ему божество. Миссия может быть любой - совершить какое-либо открытие, повести за собой войска на войну, проповедовать религию своего создателя. Успешность выполнения миссии зависит от броска 2d6 против сложности, определяемой мастером или противопоставленным броском, в случае противодействия со стороны другого аватара. У каждого аватара может быть только одна миссия, действительная в течении одного хода. После этого, он сходит с арены, даже если представители его расы живут дольше. Впрочем в этом случае его можно вернуть обратно, заодно поменяв миссию, но стоить это будет столько же, сколько создание нового.
Что бы помочь аватару завершить свою миссию успехом можно его усилить. Это стоит 2БС за каждый +1 к броску, а вид и описание бонуса (рождение в правильной семье, обладание магическим артефактом, просто исключительные таланты) определяется богом.
Кроме того, еще одно обязательное требование для аватара - он должен иметь имя или, на худой конец, прозвище, под которым оставит свой след и истории. Безымянные аватары умрут во младенчестве, так и не успев ничего совершить.
Непосредственное, без участия аватаров, вмешательство в дела смертных возможно, но каждый такой случай необходимо сперва обсудить с мастером. По итогам этого будет назначена цена действия, но сразу предупреждаю, что она будет весьма велика. Как компенсация, такое действие может быть коллективным, в котором будут задействованы силы нескольких богов.
Базовой сложность стандартного действия в вакууме для стандартных людей-земледельцев является 6. Именно столько или больше нужно выкинуть на кубиках, что бы получить результат.
Что относится к стандартным действиям? Во-первых, это технологии вашего времени.
Для неолита это обработка камня, культивация растений и животных (2 вида), грубая керамика (по сути дела обмазанные глиной плетенки).
Для энеолита - еще по одному виду животных и растений вдобавок, настоящая керамика, гончарный круг, примитивное колесо, ткачество и ловля сетями, естественно, обработка меди. Из социальных выделю крупные племенные союзы и рабовладение. Из научных - календарь.
Бронзовый век - это, собственно, бронза, колесо со спицами, прямой парус. Еще по паре видов растений и животных, возможна вспашка полей с помощью примитивной сохи, ирригация. Нормальная обработка камня, возможна сеть дорог. Появляются настоящие города, развивается разделение труда и торговля. Возникают первые централизованные государства-деспотии. Математика, письменность.
Как я уже сказал, освоение своих технологий при прочих равных идет со сложностью 6, изобретения, относящиеся к более развитой эпохе идут со сложностью +2, через эпоху +4. Но стоит вам освоить пару технологий из энеолита и вуаля, у вас меняется эпоха. Для бронзового века нужно будет 4 технологии.
Не забываем, что технологии можно не только изобрести самостоятельно, но и перенять от соседа, всякие культурные достижения этому способствуют. Ну и всякие сопутствующие условия, для мореходных изобретений нужно, собственно море, река или озеро, для того что бы освоить металлы - соответствующее месторождение. Впрочем я не совсем уж зверь, и при изобретении металлургии так и быть, даю подходящее месторождение автоматом. Но оно может в любой момент иссякнуть и придется искать новое.
Освоение новых земель (сложность 5 за 1 гекс, каждый дополнительный гекс +1), а также войны и дипломатия от эпохи не зависят, зависит только масштаб всего этого.
Это все для земледельцев. Кочевники получают минус к основанию городов и освоению земледелия. Зато плюс к захвату незанятых земель. Охотникам сложнее дается государственное строительство, но они сильны от природы и могут сами за себя постоять, им проще защищать свои гексы и захватывать чужие.
Также учитывается и множество других факторов - особенности расы, бросок на удачу, левая нога мастера и т.п.